Развозжаев Николай Павлович,
учитель математики и физики,
МАОУ «СОШ № 33», ГО Верхняя Пышма
Вопросы формирования естественно-научной грамотности становятся все более актуальными в свете глобализации и активного распространения технологических достижений. Естественно-научная грамотность включает в себя не только базовую осведомленность о фундаментальных законах природы, но также способность интерпретировать, анализировать и оценивать информацию научного характера, принимать обоснованные решения в повседневной жизни.
Физика, будучи фундаментом многих технических и прикладных наук, выступает основным инструментом в формировании естественно-научной грамотности.
Под естественно-научной грамотностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе, характеризующемся высоким уровнем технологического прогресса. Важнейшими компонентами естественно-научной грамотности являются:
• понимание базовых принципов строения материи и энергетических взаимодействий;
• способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды;
• владение методами научного познания, такими как наблюдение, измерение, эксперимент, построение гипотез.
Основными формами формирования естественно-научной грамотности выступают:
• учебные эксперименты и лабораторные работы;
• анализ результатов наблюдений и обсуждение выводов;
• проведение исследований и выполнение индивидуальных проектов;
• работа с информационными источниками (тексты, таблицы, схемы).
Среди эффективных методов выделяются:
• постановка проблемных задач;
• диалоговая форма общения преподавателя и учащихся;
• моделирование ситуаций, близких к реальной жизни.
Приведем несколько советов по формированию естественно-научной грамотности на уроках физики:
1. Включайте больше лабораторных работ, связанных с непосредственным исследованием окружающих объектов и процессов.
2. Используйте исторические экскурсы, рассказывая о вкладе выдающихся ученых-физиков.
3. Применяйте игровые формы обучения, такие как квесты, головоломки, деловые игры.
4. Организуйте дискуссионные площадки, где ребята смогут обсудить реальные жизненные ситуации, требующие физико-математических знаний.
Подводя итоги, можно сказать, что сегодня формирование естественно-научной грамотности стало необходимым условием успешной адаптации молодого поколения к условиям быстро меняющегося мира. Физику нельзя ограничивать лишь передачей фактических сведений – она должна стать базой для развития компетенции принятия решений, основанной на глубоком понимании законов природы и ответственности за последствия своего выбора.
Источники:
1. Ермолаева Л.П. Проблема формирования естественно-научной грамотности в условиях обновления содержания образования // Образовательные технологии и общество. 2019. № 2. С. 21–28.
2. Гусева Е.Н. Совершенствование методики преподавания физики для повышения естественно-научной грамотности школьников // Школьные технологии. 2018. № 3. С. 34–40.
3. Комаров Б.Т. Формирование естественно-научной грамотности учащихся старших классов // Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 56–62.
|