Сегодня: 16.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики

СКАЧАТЬ (170.0 Kb) 31.07.2025, 06:53
Развозжаев Николай Павлович
учитель, МАОУ "СОШ № 33"
Развозжаев Николай Павлович,
учитель математики и физики,
МАОУ «СОШ № 33», ГО Верхняя Пышма
 

Вопросы формирования естественно-научной грамотности становятся все более актуальными в свете глобализации и активного распространения технологических достижений. Естественно-научная грамотность включает в себя не только базовую осведомленность о фундаментальных законах природы, но также способность интерпретировать, анализировать и оценивать информацию научного характера, принимать обоснованные решения в повседневной жизни.
Физика, будучи фундаментом многих технических и прикладных наук, выступает основным инструментом в формировании естественно-научной грамотности.
Под естественно-научной грамотностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе, характеризующемся высоким уровнем технологического прогресса. Важнейшими компонентами естественно-научной грамотности являются:
• понимание базовых принципов строения материи и энергетических взаимодействий;
• способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды;
• владение методами научного познания, такими как наблюдение, измерение, эксперимент, построение гипотез.
Основными формами формирования естественно-научной грамотности выступают:
• учебные эксперименты и лабораторные работы;
• анализ результатов наблюдений и обсуждение выводов;
• проведение исследований и выполнение индивидуальных проектов;
• работа с информационными источниками (тексты, таблицы, схемы).
Среди эффективных методов выделяются:
• постановка проблемных задач;
• диалоговая форма общения преподавателя и учащихся;
• моделирование ситуаций, близких к реальной жизни.
Приведем несколько советов по формированию естественно-научной грамотности на уроках физики:
1. Включайте больше лабораторных работ, связанных с непосредственным исследованием окружающих объектов и процессов.
2. Используйте исторические экскурсы, рассказывая о вкладе выдающихся ученых-физиков.
3. Применяйте игровые формы обучения, такие как квесты, головоломки, деловые игры.
4. Организуйте дискуссионные площадки, где ребята смогут обсудить реальные жизненные ситуации, требующие физико-математических знаний.
Подводя итоги, можно сказать, что сегодня формирование естественно-научной грамотности стало необходимым условием успешной адаптации молодого поколения к условиям быстро меняющегося мира. Физику нельзя ограничивать лишь передачей фактических сведений – она должна стать базой для развития компетенции принятия решений, основанной на глубоком понимании законов природы и ответственности за последствия своего выбора.

Источники:
1. Ермолаева Л.П. Проблема формирования естественно-научной грамотности в условиях обновления содержания образования // Образовательные технологии и общество. 2019. № 2. С. 21–28.
2. Гусева Е.Н. Совершенствование методики преподавания физики для повышения естественно-научной грамотности школьников // Школьные технологии. 2018. № 3. С. 34–40.
3. Комаров Б.Т. Формирование естественно-научной грамотности учащихся старших классов // Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 56–62.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 62 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 16.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог