Формирование функциональной грамотности на уроках физики
(20.1 Kb)
| 04.10.2021, 10:20 |
Сивчева Оксана Михайловна |
учитель физики, МКОУ Васильевская ООШ |
В указе Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначена цель обеспечения глобальной конкурентноспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Данные психолого-педагогических исследований показывают, что новые знания учащихся могут формироваться как аддитивным путем, так и через пересмотр прежних знаний, постановку новых вопросов, выдвижение гипотез. В этом случае знания учащихся имеют инструментальный характер и будут востребованы в жизни ученика для объяснения окружающих его процессов и явлений. Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.
В широком определении функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.
Ключевой фигурой в достижении заявленного высокого уровня отечественного образования является учитель. Он должен сформировать такие компетенции, как умение работать с информацией, с цифровыми технологиями. Требования, предъявляемые выпускнику, отражены в следующей таблице:
Функциональная грамотность |
Компетенции |
Качества личности |
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- ИКТ-грамотность
- Финансовая грамотность
- Культурная и гражданская грамотность
|
- Критическое мышление/решение проблем
- Креативность
- Коммуникации
- Сотрудничество
|
- Любознательность
- Инициативность
- Настойчивость/выдержка
- Адаптивность
- Лидерство
- Социальная и культурная осведомленность
|
Функциональная грамотность. Что это означает?
По мнению С.Г. Вершловского и М.Г. Матюшкиной - «способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью».
«Это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо).» (А. А. Леонтьев )
В.В Мацкевич и С.А. Крупник считают, что это «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней».
Российский педагог, член-корреспондент РАО, Наталья Федоровна Виноградова определила функциональную грамотность как базовое образование личности.
Функциональная грамотность - это формирование тех универсальных учебных действий, которые заложены в ФГОС. В 2019 году Минпросвещения России инициировало новый проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» - формирование способности использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Национальный проект «Образование» призван обеспечить глобальную конкурентноспособность российской школы. В связи с этим, изучение физики должно быть ориентировано на развитие функциональной грамотности обучаемых. К сожалению, как показывают результаты международного исследования PISA, именно с формированием естественно-научной грамотности большинства школьников наша система образования пока справляется неудовлетворительно. Работая с учащимися часто задумываешься над вопросом, а понимают ли наши дети то, про что они читают. И сами себе даем ответ, нет, не понимают, а ведь им необходимо научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения, значит, учителю нужно переходить на исследовательские проекты и творческие занятия. Для этого нужны «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Для этого необходимо оснастить кабинеты интернетом и интерактивными учебными пособиями. Во многих психолого-педагогических источниках прямо указывается на то, что компетенции могут наиболее успешно формироваться в рамках проектной деятельности или технологии формирования критического мышления.
Характер заданий для оценивания естественнонаучной грамотности российских учащихся в рамках национального мониторинга основывается на материалах международного исследования PISA. Эти материалы включают в себя собственно концепцию естественнонаучной грамотности, модель заданий по ее оцениванию и образцы таких заданий. Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
➢ научно объяснять явления;
➢ понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
➢интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания следующих типов:
• Содержательное знание - знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».
• Процедурное знание - знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур.
Содержательные области можно формально соотнести с предметными знаниями. Так, «Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии, «Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной» – география, геология, астрономия. Однако с точки зрения содержания задания по естественнонаучной грамотности, используемые в PISA, часто имеют межпредметный характер.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач.
Учитель может использовать материалы PISA в своей работе, включая задания из открытого банка на определенных этапах урока: при формулировке темы урока или при закреплении изученного материала, а также во внеурочной деятельности по физике и астрономии.
При изучении темы "Сила трения" в 7 классе можно направить обучающихся к формулировке новой темы, используя 2 задания из комплексного задания "Горка", которое взято из открытого банка заданий по формированию функциональной грамотности школьников. На заключительном этапе урока при закреплении изученного материала номера 3 и 4 из этого же задания. Отвечая на поставленные вопросы, семиклассники анализируют описанное исследование и выясняют, от чего зависит сила трения, делают вывод о том, для чего каждый участник спустился с горы по 3 раза.
Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности (исследовательские, игровые, дискуссионные и др.), положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности со стороны обучающего, -— так и со стороны обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их совместно с учащимися, проводит дискуссии и планирование деятельности, а учащиеся решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные результаты. Такое взаимодействие является субъекг-объекг-субъектным общением, так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание (объект), относительно которого оно осуществляется. Даже в том случае, когда не удается придти к общему мнению, дискуссия все равно оправдывает себя, ибо позволяет человеку более глубоко разобраться в проблеме, ориентироваться в противоречиях и в столкновениях между различными подходами к решению.
Отсюда вытекают требования и к компетентностям учителя, если он ставит задачу формирования естественно-научной грамотности учащихся.
Учитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют естественно-научную грамотность, а это далеко не всегда имеет место. Только при этом условии он сможет целенаправленно использовать задания по естественно-научной грамотности в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания, так называемых компетентностно-ориентированных заданий.
Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.
Это фактически означает, что на определённом уровне учитель должен обладать квалификацией учёного-исследователя, то есть в ходе своей профессиональной подготовки (включая повышение квалификации) получить и далее пополнять опыт исследовательской деятельности в области естественных наук.
Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Стоит опираться на свой школьный опыт и идти от простых моментов к более сложным и не расходовать свою энергию на то, чтобы достичь цели поскорее. Хороший учитель – тот, кто умело пользуется всеми тремя путями, в зависимости от выбранных целей и поставленных задач – хороший учитель. Таких, к счастью, становится больше в наших школах. Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении.
|
Категория: Блоги | Добавил: sivcyeva2012
|
Просмотров: 1228 | Загрузок: 92
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|