Одной из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе является формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, в связи с этим проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире. В своей статье я хотела бы рассмотреть формирование математической грамотности.
Что же такое «функциональная грамотность»? Слово, которое стало актуальным с введением новых образовательных стандартов. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Ребенку в современном мире важно обладать:
1. Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
3. Способностью строить социальные отношения.
4. Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Из этого следует, что формирование функциональной грамотности в современной школе просто необходимо при воспитании инициативного, самостоятельного, социально ответственного человека, который готов адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, сохраняя в нём своё место.
Виды функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность.
2. Естественно-научная грамотность
3. Математическая грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции.
Остановимся подробнее на математической грамотности. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни: для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями;
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, протяженность, количество необходимого материала и т.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности.
Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Математическая грамотность состоит из следующих компонентов:
• 1-й компонент математической грамотности -ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний
• 2-й компонент математической грамотности. способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
• 3-й компонент математической грамотности владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).
Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач: Задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления. Задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики. Задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Особое внимание следует уделить задачам третьего вида. Это сюжетные задачи, связанные с проблемными ситуациями, возникающими в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами — задачи-расчёты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д.
Таким образом систематическое использование на уроках математики специальных заданий и проблемных ситуаций, формирует и развивает основы функциональной грамотности младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
|