Сегодня: 08.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

СКАЧАТЬ (13.5 Kb) 21.12.2024, 22:42
Мухаметшина Зульфия Мансуровна
учитель начальных классов, МБОУ Лицей при УлГТУ
Одной из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе является формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, в связи с этим проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире. В своей статье я хотела бы рассмотреть формирование математической грамотности.

Что же такое «функциональная грамотность»? Слово, которое стало актуальным с введением новых образовательных стандартов. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Ребенку в современном мире важно обладать:
1. Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
3. Способностью строить социальные отношения.
4. Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Из этого следует, что формирование функциональной грамотности в современной школе просто необходимо при воспитании инициативного, самостоятельного, социально ответственного человека, который готов адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, сохраняя в нём своё место.

Виды функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность.
2. Естественно-научная грамотность
3. Математическая грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции.

Остановимся подробнее на математической грамотности. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни: для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями;
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, протяженность, количество необходимого материала и т.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности.

Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Математическая грамотность состоит из следующих компонентов:
• 1-й компонент математической грамотности -ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний
• 2-й компонент математической грамотности. способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
• 3-й компонент математической грамотности владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).

Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач: Задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления. Задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики. Задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Особое внимание следует уделить задачам третьего вида. Это сюжетные задачи, связанные с проблемными ситуациями, возникающими в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами — задачи-расчёты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д.

Таким образом систематическое использование на уроках математики специальных заданий и проблемных ситуаций, формирует и развивает основы функциональной грамотности младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.


Категория: Блоги | Добавил: Zulfyamuh
Просмотров: 115 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 08.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог