Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в 5 классе
(214.2 Kb)
| 22.05.2022, 18:16 |
Шестакова Зоя Николаевна |
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №6 |
Одним oн из oн ведущих oн предметов oн гуманитарного oн цикла oн в oн системе oн школьного oн образования oн является oн русский oн язык oн и oн литература. oн Цель oн учителей-словесников: oн ввести oн учащихся oн в oн мир oн русского oн слова, oн показать oн детям oн чудесные oн глубины oн русского oн языка, oн сделать oн так, oн чтобы oн они oн полюбили oн его oн на oн всю oн жизнь. oн В oн задачах oн учителя oн не oн преподносить oн знания oн школьникам, oн а oн создать oн условия oн самостоятельного oн добывания oн знаний. oн Нужно oн следовать oн мудрой oн пословице: oн «Давать oн не oн рыбу, oн а oн удочку». oн Нынешние oн учащиеся oн обладают oн прагматичностью oн мыслей, oн раскрепощенностью oн и oн независимостью, oн а oн эти oн перемены oн способствуют oн формированию oн практических oн умений. oн Теперь oн в oн основу oн уроков oн должны oн быть oн положены oн социально-конструируемые oн педагогические oн ситуации, oн деятельность oн учащихся oн в oн которых oн и oн будет oн воспитывать oн требуемые oн качества oн личности. oн Например, oн умение oн брать oн ответственность oн на oн себя, oн принимать oн решение, oн действовать oн и oн работать oн в oн коллективе oн ведомым oн и oн ведущим, oн выдвигать oн гипотезы, oн критиковать, oн оказывать oн помощь oн другим, oн умение oн обучаться oн и oн многое oн другое. oн Трудностей oн немало, oн но oн уже oн видны oн конкретные oн пути oн их oн преодоления. oн Главной oн трудностью oн для oн учащихся oн общеобразовательных oн и oн гуманитарных oн классов oн являются oн поиск oн и oн отбор oн необходимой oн информации. oн С oн этой oн целью oн oн на oн уроках oн русского oн языка наиболее применимы – oн стратегии oн синквейн, oн кластер, oн телеграмман .
Реализовать oн возможности oн внутреннего oн мира oн учащегося oн помогает oн эссе. oн Учащимся oн предлагается oн самим oн доходить oн до oн сути oн вещей, oн излагать oн мысли, oн строить oн высказывание oн в oн определенном oн стиле, oн отбирать oн языковые oн средства, oн совершенствовать oн высказывание. oн От oн них oн требуется oн настоящая oн интеллектуальная oн работа, oн где oн каждый oн может oн проявить oн свои oн способности. oн Разгадывания oн «тайн» oн текста oн заставляют oн работать oн мышление oн и oн выходить oн на oн идею. oн В oн результате oн ученики oн начинают oн видеть oн и oн осознавать oн средства oн языка: oн единицы oн языка, oн единицы oн художественной oн речи, oн термины oн и oн т. oн п. oн Во oн время oн анализа oн текста oн развивается oн языковое oн чутьё oн и oн мышление. oн Если oн ученики oн начнут oн понимать, oн как oн автор oн создаёт oн своё oн произведение, oн будут oн учиться oн у oн писателей oн мастерству oн владения oн родным oн языком, oн и oн самое oн главное, oн наши oн ученики oн станут oн следить oн за oн своей oн собственной oн речью. oн Находить oн необходимую oн информацию, oн работать oн с oн ней, oн самовыражаться oн посредством oн слова oн – oн вот oн перечень oн качеств, oн формирующих oн коммуникативные oн качества oн учащихся. oн Отдельно oн хотелось oн бы oн остановиться oн на oн виртуальном oн пространстве. oн Появившись oн на oн стыке oн визуализации oн мира, oн ИКТ, oн ИНТЕРНЕТ oн играют oн огромную oн роль oн в oн процессе oн социализации oн личности. o
Это oн еще oн один oн верный oн способ oн улучшения oн качества oн образования, oн так oн как oн в oн нынешнее oн время oн ученика oн легче oн заинтересовать oн и oн обучить oн ассоциативно, oн т. oн е. oн через oн звуковые oн и oн зрительные oн образы. oн Погружение oн в oн виртуальное oн пространство oн с oн использованием oн современных oн средств oн обучения oн открывает oн возможность oн совершать oн визуальные oн путешествия, oн возможность oн представить oн наглядно oн те oн явления, oн которые oн невозможно oн продемонстрировать oн иными oн способами. oн Если oн слово oн всегда oн обозначает oн понятие, oн которое oн надо oн раскрыть, oн то oн картинка oн показывает oн вещь. oн Изображение oн взывает oн к oн эмоциям. oн Иногда oн важнее oн оказывается oн то, oн как oн выглядит oн предмет, oн чем oн её oн свойства. oн Для oн укрепления oн визуальной oн и oн ассоциативной oн памяти, oн для oн развития oн селективного oн внимания oн очень oн удобен oн в oн применении oн метод oн Loki. oн Это oн самый oн известный oн мнемонический oн метод, oн основанный oн на oн представлении oн образов, oн связывающих oн информацию oн со oн знакомыми oн местами . oн В oн задании oн «Визуальная oн пирамида» oн учащимся oн предлагается oн вспомнить oн наиболее oн важные oн детали oн из oн комедии oн «Ревизор», oн предварительно oн прочитанный oн и oн просмотренный oн на oн экране. oн Это oн обстановка oн комнаты, oн детали oн внешнего oн наряда oн и oн тд. oн Затем oн «выстроить» oн пирамиду oн из oн характеризующих oн деталей oн слов. oн Такие oн занятия oн развивают oн навыки oн визуального oн восприятия, oн аргументации, oн способствуют oн эстетическому oн развитию, oн развитию oн речи, oн логического oн мышления, oн формированию oн культуры oн дискуссии. oн Веб-занятия oн – oн дистанционные oн уроки, oн семинары, oн деловые oн игры, oн лабораторные oн работы, oн практикумы, oн телеконференции oн – oн прошли oн положительную oн апробацию oн и oн вовлечены oн в oн практику. oн Внедрение oн ИКТ oн в oн содержание oн образовательного oн процесса oн подразумевает oн интеграцию oн различных oн предметных oн областей oн с oн информатикой. oн В oн рамках oн этого oн процесса oн интеграция oн становится oн краеугольным oн камнем oн всех oн преобразований oн в oн образовании. oн Поэтому oн настало oн время oн изменить oн привычную oн точку oн зрения.
Универсальные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского язык
Приём «Письмо с пробелами».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… .
• Прием «Верите ли вы, что…»
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Приемы активизации ранее полученных знаний
• Прием «Ассоциация»
Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
• если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
• оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).
Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.
Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.
• Приём “Шаг за шагом”
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Приемы графической переработки учебного материала
• Прием «Составление кластера»
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема:
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.
Приемы, используемые при групповой работе:
• Приём «Корзина» идей, понятий….
Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
- Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
- (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
• Приём «Лови ошибку»
Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
• Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос».
Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
• умение формулировать вопросы;
• умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
|
Дайте три объяснения, почему… ?
Объясните, почему… ?
Почему вы думаете… ?
Почему вы считаете… ?
В чём различие… ?
Предположите, что будет, если… ?
Что, если… ?
Может… ?
Будет… ?
Мог ли… ?
Согласны ли вы… ?
Верно ли… ? |
Приём «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определённым правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Приём творческих работ (сочинение-рассуждение, сочинение-миниатюра, сочинение-рассказ, сочинение-описание).
|
Категория: Блоги | Добавил: shzo
|
Просмотров: 1124 | Загрузок: 68
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|