Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность- уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; способность строить социальные отношения.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников ведется по четырем направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность.
Какие виды работ можно использовать на разных уроках в начальной школе для формирования функционально грамотной личности?
Литературное чтение. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. На уроках литературного чтения важно уделять развитию осознанности чтения. Читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободнообщается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русскогоязыка и литературного чтения, но и является гарантией успеха любой предметной области.
Основа формирования читательской грамотности – это работа с текстом.
Прием «Чтение с остановками» (текст читается частями. После каждой части делается остановка. Во время остановки идет обсуждение проблемного вопроса или коллективный поиск ответа на основной вопрос)
В своей практике я использую ещё такой Прием «Реклама книги» - реклама-отзыв – это письменный или устный рассказ о прочитанной книге и представленный в виде плаката, рисунка, фотографий.
Требования к рекламе: должно быть-
1.Название книги
2. Автор
3.Краткое описание сюжета(время действия, место, главные герои, что с ними происходит)
4.Отрывок из книги, который больше всего понравился
5.Советую прочитать эту книгу, потому что….
6. Кому эта книга может понравиться
7.Где эту книгу можно найти
8. И конечно, кто рекламу подготовил.
Прием «Создание диафильма» (групповая форма работы. Текст делится на картины-кадры. Расскажите о том, что будет изображено в каждом кадре. Определяется настроение кадра. Договариваются о порядке работы своей группы, подбирают цвета.)
Прием «Тексты с дырками и хвостами» (дырки это пропущенные слова, хвосты- незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.)
Прием – драматизация – самый трудный, но самый интересный прием организация творческой деятельности по следам прочитанного ( чтение по ролям, инсценировка)
Прием «Ромашка Блума». Этот прием помогает научить школьников задавать вопросы к тексту: простые вопросы ( что?, где?, когда?, зачем?), уточняющие ( правильно ли я понял..), творческие –предположение ( что было бы….), оценочные ( что хорошо и что плохо).
Прием «Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».
В ходе чтения ученик в паре или фронтально вспоминает все, что знает по теме. После актуализации знаний, находит пробелы в своих знаниях и выделяет для себя, что хочет узнать и пишет свои вопросы, на которые хочет получить ответ, и по мере чтения текста, фиксирует то, что узнал.
Эффективно зарекомендовала себя технология правильного типа читательской деятельности.
Для развития навыков беглого чтения на уроках проводятся упражнения: жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. На уроках математики при решении различных заданий, регулярно задаются вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», систематически включаются в урок задачи на применение предметных знаний для решения практических задач в житейских ситуациях: рассчитать стоимость, массу, количество необходимого материала, выполнять расчеты (сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчика и цена одного киловатта электроэнергии). Дети приобретают практический опыт, которым могут воспользоваться.
Кроме стандартных приемов и методов, используемых на уроках, дополнительно мы используем цифровую образовательную платформу Учи.ру. Цифровые образовательные инструменты созданы для формирования и оценки функциональной грамотности.
Большое значение для формирования функциональной грамотности имеет внеурочная деятельность.
Хочу остановиться на курсе внеурочной деятельности, тренажер «Функциональная грамотность». По этому тренажеру мы работаем второй год. Курс выстроен следующим образом. Каждое занятие содержит задания к одному из четырех блоков:
«Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Естественно – научная грамотность» и «Финансовая грамотность».
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
|