«Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания и истории, как одно из условий формирования компетенций учащихся»
Попова Н.В. учитель истории и обществознания
МБОУ Верхнеспасской СОШ
Рассказовского района, Тамбовской области
Заявленная тема не теряет своей актуальности на уроках, т.к. научность преподаваемых научных областей (социальной философии, политологии, экономики, политологии и правоведения) на уроках обществознания реализуется, в первую очередь, через специфический понятийный аппарат.
Ребята начинают знакомиться и изучать понятия и термины буквально с первых уроков.
Преподавание курса обществознания идет концентрическим способом и, таким образом, из года в год происходит закрепление и расширение знаний изученных ранее терминов. Так, например, термин «общество» мы первоначально вводим в самом доступном для понимания шестиклассников виде (жители одной страны). А в старших классах дети владеют уже значительным багажом знаний и могут сформулировать уже пять-шесть определений этого термина с точки зрения философии, социологии и истории.
Свои знания школьники показывают на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Так, например, задание №1 в 9 классе ОГЭ требует умения соотносить указанные понятия с определенной сферой жизни общества и давать определения одному из них.
В №25 ЕГЭ требуется объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие, и составлять два предложения по указанным далее конкретным вопросам.
Другие задания ГИА также предполагают владение терминологией на глубоком уровне.
Далее я предлагаю остановиться на следующих ключевых вопросах:
1) Когда и как мы вводим термины и понятия?
Это возможно делать по-разному. Как в начале изучения темы, так и в ходе урока.
Так, например, при изучении темы «Принадлежность двум мирам», где речь идет о человеке целесообразно ввести понятие «человек как биосоциальное существо» сразу и далее с ним работать.
Бывает и наоборот, когда мы о чем-либо ведем речь, объясняем материал, а затем резюмируем. (Например, «в ХХ веке усилились процессы взаимовлияния и взаимодействия во всем мире. Такой процесс назвали в науке глобализацией.»)
2) Как работать с терминами и понятиями?
Надо использовать разнообразный арсенал дидактических приемов и методов, чтобы уроки не были скучными, однообразными. Следует к конкретному возрасту и теме выбирать наиболее подходящие способы. Приведу примеры из опыта работы.
Пример 1. 8 класс. Тема «Личность». Повторение.
Предлагаю заполнить пробелы в таблице по типу:
Термины Определения
это слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного понятия какой-л. Специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. п.
мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак
дефиниция (от лат. efinition), указание или объяснение значения (смысла) термина и (или) объёма (содержания) выражаемого данным термином понятия
Пример 2. 9 класс. Тема «Правонарушения и юридическая ответственность».
Заполняем схему вместе с ребятами. На доске пишу термин «правонарушение», ставлю стрелочки, прошу ребят называть то, что раскрывает суть. Замечу, что такое задание целесообразно давать в тех случаях, когда у ребят уже есть определенные знания и/или тема связана тесно с жизнью. Соответственно, если термин не знаком детям, то и не стоит просить их и тратить время на уроке на это. Лучше учителю сразу ввести понятие. Например, «объективная истина».
Пример 3. Терминологический диктант.
Учитель произносит определения, а ребята внимательно слушают и записывают в тетрадях «ответы» (термины, понятия). Обычно это происходит после изучения целой главы в качестве повторения и подготовки к контрольной работе. Затем учитель сообщает правильные ответы. Ребята проверяют себя. Им разрешено делать исправления. Затем они выделяют то, что не знают или забыли. Работают с учебником, словарем. Иногда такая работа бывает в парах. Через несколько минут идем в обратном направлении. Ребята выбирают термин и дают ему определение. Организуется работа по цепочке.
Пример 4. 7 класс. Тема «Почему важно соблюдать законы?»
Речь идет о большом и сложном для ребят термине «закон». Записываем и анализируем определение «по частям». Выделяем смысловые части в предложении, ставим знак «/», задаем к каждой части вопросы: «Какой характер имеют эти акты?» «Кто принимает законы?» «Для чего принимают законы?» «Какой юридической силой они обладают?». А потом как бы заново «собираем» определение. Следует несколько раз тренировать, чтобы дети привыкли к таким словам, научились их выговаривать, могли давать с пониманием развернутые ответы.
Предлагаю и вам выполнить это задание.
Общественно-экономическая формация –стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею..
Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
Пример 5. Игра «Внимание, вопрос!». Провожу больше со старшими ребятами, в 8-11 классах, после изучения целой темы, блока, главы в качестве повторения. Ребята должны заранее подумать, какой термин или понятие они хотят проверить. Придумывают «подводку», 1-2 предложения, в которых должны «навести других на мысль», раскрыть признаки, назвать виды или др. А затем четко сказать: «Внимание, вопрос!» и собственно задать вопрос одноклассникам. Условие: вопрос должен быть сформулирован развернуто, а ответ предполагается кратким в виде называния термина или понятия, т.е. однослово или словосочетание. Потом говорит: «Отвечает… (называет, кого хочет)». Тот человек встает, отвечает. Тот, кто спрашивал, комментирует «правильно», «молодец», «неправильно». И так работаем по цепочке.
Нередко в обществе совершаются правонарушения. Государство обязательно следит за уровнем правопорядка, чтобы защитить права граждан и интересы общества. Внимание, вопрос! Как называется применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение? Отвечает____________. Правильно, молодец!
Обычно игра происходит быстро, позволяет детям активно поучаствовать, им нравится спрашивать друг друга, а учителю можно оценить их работу.
Пример 6. Модель Фрейер. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по центру листа пишется ключевое понятие. В левом верхнем углу обязательные характеристики, в правом верхнем углу необязательные характеристики, в левом нижнем углу примеры, в правом нижнем углу антипримеры. (Тренируемся на отдельных листах с термином «государство»)
Можно предложить ребятам, в случае затруднения, выделить из готового списка наиболее существенные и необходимые признаки государства, т.е. такие, без которых не может существовать понятие.
Это и будут определяющие признаки: единая территория, население, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, монополия на применение силы.
Затем, существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятия "государство".
Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.
Пример 7. Еще один прием – Денотатный граф:
I этап – чтение текста, вычленение из текста ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.
II этап-подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки
III этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.
Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки. Может служить опорным конспектом, по нему легко запомнить или составить определение понятия, рассказать тему, закрепить материал. (Выдаются карточки со схемой-подсказкой и схемой).
Предлагается составить денотатный граф к понятию «рыночная экономика».
Пример 8. Задание на развитие критического мышления:
Задание на соотношение видовых понятий с родовыми.
Например, найти два термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса:
1) демократизация;
2) реформирование;
3) бюрократизация;
4) перераспределение полномочий;
5) средства массовой информации;
6) централизация;
7) государство;
8) модернизация.
Здесь родовое понятие «политический процесс».
Не связаны с ним видовые понятия СМИ(№5) и государство (№7)
Пример 9. Задание на обобщение группы понятий
Даны слова, определить, что между ними общего.
Пример: федерация, конфедерация, содружество;
(общее – это формы национально-государственного устройства)
Пример 10. Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне
Пример: найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) вера: 2) догматы: 3) храмы: 4) религия: 5) прихожане.
(Обобщающим является «религия»).
Список используемых ресурсов:
1. Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения
2. Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. – №3. – С. 36.
3. Социологический словарь.
Сырымбетова, Л. С., Садыкова, А. Е. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт // Молодой ученый. – 2019. – №23. – С 622-625.
|