Начало школьного обучения - закономерный этап на жизнен¬ном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, поступает в школу и входит в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс.
Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед психологом дошкольного учреждения.
Системная работа по формированию готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в нашем учреждении позволила создать и реализовать проект целью которого стало изучение основных компонентов готовности ребёнка к школе и создание оптимальных условий для их формирования.
Данный проект помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста основные компоненты готовности к школе: интеллектуальную готовность; социально-личностную готовность; мотивационную готовность.
Для осуществления поставленной в проекте цели была разработана система работы, включающая:
1) Диагностические мероприятия по выявлению у детей подготовительных к школе групп уровня сформированности основных компонентов готовности к школе.
2) Цикл развивающих занятий с детьми подготовительных групп. Занятия проводились психологом в соответствии с перспективным планом систематически 1 раз в неделю. Каждое занятие включало в себя игры и упражнения направленные на создание у ребёнка мотивации к учению, развитию психических процессов, мелкой моторики рук и др.
3) Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей с низкими показателями уровня готовности к школе.
4) Консультации, тренинги и др. просветительские мероприятия для педагогов и родителей, подготовительных к школе групп детей.
Изучение сформированности основных компонентов готовности ребёнка к школе в рамках проекта проводилось в подготовительной группе МБДОУ д/с № 459 «Кораблик» в 2022-2023 гг. Количество детей в группе 24 человека. Диагностические мероприятия, проведённые в начале эксперимента показали следующие результаты:
1) Анализ уровня умственного развития по тесту Г. Вицлака выявил
16 % детей от числа обследованных - с высоким уровнем (98-100%) умственного развития, 80 % детей от числа обследованных - со средним уровнем (80-98%) умственного развития; 4% детей от числа обследованных - с низким уровнем (менее 80%) умственного развития.
2) Результаты диагностики по методике «Домик» свидетельствуют о том, что у большинства детей средний и низкий уровень произвольности. Только 12 % детей обладают высоким уровнем произвольности. Средний уровень произвольности имеют 42 % детей, низкий – 46% детей.
3) Диагностика по методике М.Р. Гинзбурга выявила, что у большинства обследуемых дошкольников присутствует учебная мотивация, но доминирующей является только у 5 человек. Основная часть детей руководствуется игровым и оценочным мотивами.
После реализации проекта проведено диагностическое обследование детей и получены следующие результаты:
1) Изменился уровень умственного развития (тест Г. Вицлака):
75 % от числа обследованных детей показали высокий уровень умственного развития процессов; 25 % от числа обследованных детей оказались со средним уровнем умственного развития. Дети с низким уровнем отсутствуют.
2) Наблюдается существенное улучшение в развитии произвольности.
50 % детей стали обладателями высокого уровня произвольности, 50 % - среднего.
3) Учебная мотивация стала выражена у всех детей подготовительной группы. У троих детей учебная мотивация сформирована (методика М.Р. Гинзбурга).
Таким образом, проект позволяет педагогам, психологам ДОУ, отслеживать уровень готовности к школе, а так же своевременно и в полном объёме оказывать помощь по формированию основных компонентов школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с детьми в ДОУ осуществляется не одним педагогом-психологом, а в тесном взаимодействии с коллегами. Проект позволяет сплотить, оптимизировать усилия педагогов и родителей в решении вопросов подготовки дошкольников к школе.
Основой данного проекта является комплексная системная работа, охватывающая основные направления по формированию базовых компонентов готовности к школе: занятия с детьми, мероприятия для педагогов и родителей, мероприятия с участием педагогов школ.
Положительных результатов удалось добиться благодаря использованию инновационных подходов:
1. Планирование и проведение работы с детьми, организация мероприятий для родителей и педагогов протекали при участии воспитателей группы и других специалистов.
2. Развивающие занятия включали в себя элементы игры, были доступны и интересны детям.
3. С целью оптимизации взаимодействия с семьей проводились опросы семей по вопросам подготовки детей к школе, «круглые столы», выпуск газеты «Мы – семья».
4. В работе с педагогами широко использовались активные формы методической работы с педагогическим коллективом, такие как семинары-практикумы, деловые игры, моделирование и анализ проблемных ситуаций.
5. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Большое внимание уделялось двигательной активности в течение занятий (включение физкультминуток, упражнений для снятия мышечного напряжения, комплексы специальных упражнений для глаз, разминки с мячом, самомассаж пальцев рук). Проводилось обучение правильной посадке за столом.
Возможно использование данного проекта как в целом, так и его составляющих:
- комплекса диагностических материалов;
- «Технологии формирования конструктивных межличностных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста»;
- системы индивидуальной работы для неготовых к школе детей;
- перспективного плана подготовительных к школе занятий;
- системы работы с родителями и педагогами по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.
Проект будет полезен как педагогам-психологам, так и воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.
Активное сотрудничество с родителями на протяжении реализации проекта позволило повысить посещаемость консультаций психолога в ДОУ.
Проект может быть реализован с детьми как обычных групп, так и групп комбинированной и компенсирующей направленности.
|