Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование гражданско-патриотических качеств личности в классном коллективе

СКАЧАТЬ (68.5 Kb) 16.06.2021, 19:27
Сахнова Светлана Анатольевна
зам. директора по ВР, классный руководитель, МОУ "СОШ №13м г.Пугачева, Саратовской области имени М.В. Ломоносова"
В последнее время в России активизировалась работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Постановление «О национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» декларирует, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства.

В нашей профессии есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Мы убеждены в том, что школьный возраст является наиболее оптимальным периодом самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Все годы своей работы мы уделяем первостепенное значение патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой, конечно, является образовательная деятельность, введение детей в мир науки, русской культуры, родного языка, содействие принятию ими нравственных ценностей, единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия. А внеурочная деятельность и дополнительное образование также, особенно в игровой форме, позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че-ловека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство.

Больше всего для этого подходят все уроки учебного плана, классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками локальных конфликтов, сбор материала для школьного музея, просмотр кино-видеофильмов, экскурсии по историческим местам родного города. Красота родного края, открывающаяся благодаря непосредственному общению с природой, – это понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. После экскурсии по родному городу учащиеся выполняют рисунки, пишут мини – сочинения, просто, собрав листья, создают осеннюю композицию. Всё это способствует не только эстетическому воспитанию, но и воспитанию патриотизма.

Таким образом, формируется любовь к малой родине, к стремлению сохранить окружающую среду в первозданном виде. Перед обучающимися ставим определенные цели по изучению истории Родины и города, в котором они живут. Наши ученики не только учатся собирать информацию, но и начинают осознавать ее ценность, знакомятся со многими фактами, которые помогают им гордиться своей страной, городом. Считаем важным передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие подвига советских людей, завоевавших Победу. Формируя у детей социально-ценностное отношение к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, воспитываем и духовно – нравственные качества.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

В младшем школьном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Большое значение имеет активная разнообразная деятельность школьников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо.

Каждый год со своими детьми проводим мероприятия, целью которых является осмысление значимости определённых событий для истории России. Эти мероприятия проводятся в различных формах воспитательной работы: тематические классные часы, включающие в себя как героическое прошлое страны, ее героев, а также значимые события сегодняшнего дня, например: «Героические страницы», «Крым — это Россия!»; деловые игры, способствующие подготовке детей к жизни: «Символы нашей страны», «Я – будущий солдат!»; беседы, диспуты, викторины: «Я - патриот своей страны», «Быть смелым и ловким». Ребята с удовольствием участвуют в коллективных творческих делах «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем»; смотрах-конкурсах, выставках: «К подвигу героя песней прикоснись», фестивалях солдатской песни «Мы этой памяти верны». Особые эмоции вызывают экскурсии по школьному музею, проведение совместных нетрадиционных уроков и мероприятий в Мемориальном Доме-музее В.И. Чапаева и Краеведческом музее имени К.И. Журавлева с приглашением почетных гостей. Сквер нашего земляка А. Толстого, где проводим беседы, встречи с местными поэтами и писателями, служит приобщению ребят к русской литературе, к знакомству со стихами и рассказами гостей: «Творчество наших земляков», «Маленькие и большие секреты нашего города». Такая форма, как «семейная гостиная» знакомит детей и их родителей (законных представителей) с историей города, историей семьи, семейными традициями: «История моего города в фотографиях...», «Традиции моей семьи»; «Мой прадед – участник войны». Особый интерес у учащихся вызывает знакомство с историей школы в стенах школьного музея, ее лучшими выпускниками, ставшими знаменитыми людьми – гордостью школы. Ученики с интересом занимаются во внеурочное время в кружке «Мой родной край», где знакомятся с архитектурой города, его достопримечательностями, природой, интересными людьми, живущими в нашем микрорайоне. В рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы и в процессе подготовки ко Дню Победы организовываем встречи с ветеранами войны, труда и тружениками тыла, участниками боевых действий в горячих точках. Ребята ежегодно с удовольствием участвуют в общешкольной игре военно-спортивной игре «Зарница», имеют победы. Особенностью проведения данной игры в нашей школе является постоянное участие организаций, заинтересованных в патриотическом воспитании молодежи – учебно-авиационная база г. Пугачева и Пугачевская районная общественная организация «Союз воинов-интернационалистов» под руководством С.В. Шпанова.

Хочется отметить, что наши ребята – активные участники социальных проектов, конкурсов, акций: «Помним своих героев», «Защитим память героев», «Бессмертной полк», «Георгиевская ленточка», «Мы помним – мы гордимся» и др.

Для работы с детьми используем различные технологии:
- исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Саратовской области, города Пугачева и прилежащих к нему сел и деревень;
- проектная деятельность;
- соревнования;
- экскурсии, поездки, походы;
- трудовые десанты;
- тренинги.

Кроме традиционных форм работы, используем инновационные формы. Так, в 2019 -2020 учебном году обучающиеся школы создали библиографический альбом о земляках нашего района, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны. Альбом передали в Пугачевский краеведческий музей имени К.И. Журавлева.

Ежегодно, в декабре, отмечаем праздники:
- День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами совместно Пугачевским отделением Саратовской региональной общественной организации ветеранов-защитников Государственной границы «Часовые Родины» (руководитель Р.Ю. Байбиков);

- В день Героев Отечества проходит мероприятие «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…» в содружестве с Пугачевским отделением Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и «РСВА» (руководитель С.Н. Кушкарев).

Наши ребята являются активными членами клуба «Наследие» Пугачевского отделения Общероссийской общественной молодежной патриотической организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана».

В прошлом учебном году ребята подготовили проект «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», посвященный 75-летию Великой Победы.

Убеждены, что гражданско-патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления и игровых элементов.

Основным видом такой деятельности младшего школьника является учение, но игра для него по-прежнему остается привлекательной. Она удовлетворяет потребности ребенка в активности, общении, эмоциональном насыщении, самореализации. Считаем, игры любимы детьми и необходимы им, поэтому являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.

Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Одной из таких является квест-технология. Квест-игра (квест – в переводе с англ. «путешествие») – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно, разгадывая «загадки», а каждая «отгадка» – это ключ к следующей точке и следующей «загадке», которые могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении. Если говорить о младших школьниках, то подобные игры заставляют их думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения. Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления - знакомство с историей, особенностями культуры, природы, народных традиций Родины, ценностями родного края. Участие в игре обеспечивает развитие творческих способностей детей, формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Считаем, что чувство удовлетворенности от выполненного задания способствует укреплению мотивационной основы патриотизма детей.

В квест-играх присутствует процесс интеграции. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.

Квест учит как поиску правильного логического мышления, так и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А в зависимости от содержательного наполнения может иметь общественно полезную направленность, обладать возможностью реализации содержания гражданско-патриотического воспитания через умственное и нравственное развитие детей.

Таким образом, роль квест-технологий в современном воспитательном и образовательном процессах недооценивать просто нельзя.

Возвращаясь к вопросу гражданско-патриотического, отметим, что ему уделяется достойное внимание, в частности со стороны Правительства Российской Федерации.

Опыт нашей работы позволяет утверждать, что огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. И мы с огромным удовольствием и большой ответственностью делаем это. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Уверены, ребенок не станет патриотом, пока не начнет действовать. Поэтому деятельность - важнейший фактор воспитания патриотизма. Именно в процессе деятельности рождаются те новообразования в личностном развитии, которые свидетельствуют о достижении ею определенного уровня отношения к миру. Важное значение для воспитания ценностного отношения к своему классу, товарищам, школе имеет активное участие детей в жизни класса, школы. Оно подразумевает организацию повседневной заботы о своем классе, коллективе путем чередования традиционных поручений. В начале учебного года в рамках деятельности дети обсуждают «набор» поручений, исходя из своих желаний и пользы для класса: дежурные, цветоводы, информаторы, затейники, артисты, хозяйственники, почемучки и т. д. На протяжении учёбы поручения меняются, так как меняются и взгляды самих школьников.

Мы искреннее желаем детям добра. Нет единого, на все случаи жизни, совета, как воспитывать ребёнка: каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Кто-то из мудрых сказал, что народ, который рассчитывает на один год вперёд, выращивает хлеб; народ, который рассчитывает на 10 лет вперёд, выращивает сад; народ, который думает на 100 лет вперёд, растит молодое поколение.


Категория: Блоги | Добавил: SvetlanaSakhnova
Просмотров: 420 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог