В последнее время в России активизировалась работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Постановление «О национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» декларирует, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства.
В нашей профессии есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Мы убеждены в том, что школьный возраст является наиболее оптимальным периодом самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Все годы своей работы мы уделяем первостепенное значение патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой, конечно, является образовательная деятельность, введение детей в мир науки, русской культуры, родного языка, содействие принятию ими нравственных ценностей, единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия. А внеурочная деятельность и дополнительное образование также, особенно в игровой форме, позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че-ловека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство.
Больше всего для этого подходят все уроки учебного плана, классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками локальных конфликтов, сбор материала для школьного музея, просмотр кино-видеофильмов, экскурсии по историческим местам родного города. Красота родного края, открывающаяся благодаря непосредственному общению с природой, – это понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. После экскурсии по родному городу учащиеся выполняют рисунки, пишут мини – сочинения, просто, собрав листья, создают осеннюю композицию. Всё это способствует не только эстетическому воспитанию, но и воспитанию патриотизма.
Таким образом, формируется любовь к малой родине, к стремлению сохранить окружающую среду в первозданном виде. Перед обучающимися ставим определенные цели по изучению истории Родины и города, в котором они живут. Наши ученики не только учатся собирать информацию, но и начинают осознавать ее ценность, знакомятся со многими фактами, которые помогают им гордиться своей страной, городом. Считаем важным передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие подвига советских людей, завоевавших Победу. Формируя у детей социально-ценностное отношение к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, воспитываем и духовно – нравственные качества.
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
В младшем школьном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Большое значение имеет активная разнообразная деятельность школьников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо.
Каждый год со своими детьми проводим мероприятия, целью которых является осмысление значимости определённых событий для истории России. Эти мероприятия проводятся в различных формах воспитательной работы: тематические классные часы, включающие в себя как героическое прошлое страны, ее героев, а также значимые события сегодняшнего дня, например: «Героические страницы», «Крым — это Россия!»; деловые игры, способствующие подготовке детей к жизни: «Символы нашей страны», «Я – будущий солдат!»; беседы, диспуты, викторины: «Я - патриот своей страны», «Быть смелым и ловким». Ребята с удовольствием участвуют в коллективных творческих делах «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем»; смотрах-конкурсах, выставках: «К подвигу героя песней прикоснись», фестивалях солдатской песни «Мы этой памяти верны». Особые эмоции вызывают экскурсии по школьному музею, проведение совместных нетрадиционных уроков и мероприятий в Мемориальном Доме-музее В.И. Чапаева и Краеведческом музее имени К.И. Журавлева с приглашением почетных гостей. Сквер нашего земляка А. Толстого, где проводим беседы, встречи с местными поэтами и писателями, служит приобщению ребят к русской литературе, к знакомству со стихами и рассказами гостей: «Творчество наших земляков», «Маленькие и большие секреты нашего города». Такая форма, как «семейная гостиная» знакомит детей и их родителей (законных представителей) с историей города, историей семьи, семейными традициями: «История моего города в фотографиях...», «Традиции моей семьи»; «Мой прадед – участник войны». Особый интерес у учащихся вызывает знакомство с историей школы в стенах школьного музея, ее лучшими выпускниками, ставшими знаменитыми людьми – гордостью школы. Ученики с интересом занимаются во внеурочное время в кружке «Мой родной край», где знакомятся с архитектурой города, его достопримечательностями, природой, интересными людьми, живущими в нашем микрорайоне. В рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы и в процессе подготовки ко Дню Победы организовываем встречи с ветеранами войны, труда и тружениками тыла, участниками боевых действий в горячих точках. Ребята ежегодно с удовольствием участвуют в общешкольной игре военно-спортивной игре «Зарница», имеют победы. Особенностью проведения данной игры в нашей школе является постоянное участие организаций, заинтересованных в патриотическом воспитании молодежи – учебно-авиационная база г. Пугачева и Пугачевская районная общественная организация «Союз воинов-интернационалистов» под руководством С.В. Шпанова.
Хочется отметить, что наши ребята – активные участники социальных проектов, конкурсов, акций: «Помним своих героев», «Защитим память героев», «Бессмертной полк», «Георгиевская ленточка», «Мы помним – мы гордимся» и др.
Для работы с детьми используем различные технологии:
- исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Саратовской области, города Пугачева и прилежащих к нему сел и деревень;
- проектная деятельность;
- соревнования;
- экскурсии, поездки, походы;
- трудовые десанты;
- тренинги.
Кроме традиционных форм работы, используем инновационные формы. Так, в 2019 -2020 учебном году обучающиеся школы создали библиографический альбом о земляках нашего района, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны. Альбом передали в Пугачевский краеведческий музей имени К.И. Журавлева.
Ежегодно, в декабре, отмечаем праздники:
- День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами совместно Пугачевским отделением Саратовской региональной общественной организации ветеранов-защитников Государственной границы «Часовые Родины» (руководитель Р.Ю. Байбиков);
- В день Героев Отечества проходит мероприятие «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…» в содружестве с Пугачевским отделением Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и «РСВА» (руководитель С.Н. Кушкарев).
Наши ребята являются активными членами клуба «Наследие» Пугачевского отделения Общероссийской общественной молодежной патриотической организации общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана».
В прошлом учебном году ребята подготовили проект «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», посвященный 75-летию Великой Победы.
Убеждены, что гражданско-патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления и игровых элементов.
Основным видом такой деятельности младшего школьника является учение, но игра для него по-прежнему остается привлекательной. Она удовлетворяет потребности ребенка в активности, общении, эмоциональном насыщении, самореализации. Считаем, игры любимы детьми и необходимы им, поэтому являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Одной из таких является квест-технология. Квест-игра (квест – в переводе с англ. «путешествие») – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно, разгадывая «загадки», а каждая «отгадка» – это ключ к следующей точке и следующей «загадке», которые могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении. Если говорить о младших школьниках, то подобные игры заставляют их думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения. Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления - знакомство с историей, особенностями культуры, природы, народных традиций Родины, ценностями родного края. Участие в игре обеспечивает развитие творческих способностей детей, формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Считаем, что чувство удовлетворенности от выполненного задания способствует укреплению мотивационной основы патриотизма детей.
В квест-играх присутствует процесс интеграции. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.
Квест учит как поиску правильного логического мышления, так и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А в зависимости от содержательного наполнения может иметь общественно полезную направленность, обладать возможностью реализации содержания гражданско-патриотического воспитания через умственное и нравственное развитие детей.
Таким образом, роль квест-технологий в современном воспитательном и образовательном процессах недооценивать просто нельзя.
Возвращаясь к вопросу гражданско-патриотического, отметим, что ему уделяется достойное внимание, в частности со стороны Правительства Российской Федерации.
Опыт нашей работы позволяет утверждать, что огромную роль в воспитании младших школьников играет классный руководитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Поведение, взгляды, отношения учителя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. И мы с огромным удовольствием и большой ответственностью делаем это. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Уверены, ребенок не станет патриотом, пока не начнет действовать. Поэтому деятельность - важнейший фактор воспитания патриотизма. Именно в процессе деятельности рождаются те новообразования в личностном развитии, которые свидетельствуют о достижении ею определенного уровня отношения к миру. Важное значение для воспитания ценностного отношения к своему классу, товарищам, школе имеет активное участие детей в жизни класса, школы. Оно подразумевает организацию повседневной заботы о своем классе, коллективе путем чередования традиционных поручений. В начале учебного года в рамках деятельности дети обсуждают «набор» поручений, исходя из своих желаний и пользы для класса: дежурные, цветоводы, информаторы, затейники, артисты, хозяйственники, почемучки и т. д. На протяжении учёбы поручения меняются, так как меняются и взгляды самих школьников.
Мы искреннее желаем детям добра. Нет единого, на все случаи жизни, совета, как воспитывать ребёнка: каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Кто-то из мудрых сказал, что народ, который рассчитывает на один год вперёд, выращивает хлеб; народ, который рассчитывает на 10 лет вперёд, выращивает сад; народ, который думает на 100 лет вперёд, растит молодое поколение.
|