Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование и развитие социально-гармоничной личности подростков с ОВЗ

СКАЧАТЬ (16.1 Kb) 30.07.2024, 09:11
Цибенкова Татьяна Петровна
учитель биологии, ГБОУ школа-интернат №115 г.о.Самара
Высочайшие темпы развития современного общества представляют все более новые высокие требования к человеку. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей с ОВЗ, снижают творческую активность, замедляют их физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении.

В последние годы наметился рост числа подростков с ОВЗ, у которых отмечается негативное отношение к нравственным ценностям в обществе. По данным различных исследований около 35% подростков с ОВЗ составляют школьники, для которых характерна несформированость ценностных ориентаций, свидетельствующих о низком отношении к трем сферам бытия: к миру, к другим людям, к самому себе.

Поиск наиболее эффективных методов профилактики и повышение позитивного отношения к нравственным ценностям, а также формирование эмоционально-положительного фона детей подросткового возраста с ОВЗ является актуальной проблемой.

Адаптация личности подростка с ОВЗ в обществе постоянных перемен затруднена, он не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации.

Психика подростка с ОВЗ в данный возрастной период неустойчива, и он, как губка, впитывает как позитивные, так и негативные аспекты человеческой жизни. Подросток с ОВЗ, находясь на перепутье от детства к взрослости, в силу своей внутренней конфликтности, необоснованного чувства взрослости и неадаптивной активности под влиянием СМИ, интернета, деструктивных референтных групп и т.д. может перейти от нормы к патологии.
В целях формирования традиционных духовных, социальных и правовых ценностных норм необходимо помочь подростку с ОВЗ в сложном современном мире. Своевременно организованная и проведенная профилактическая и коррекционная работа помогает избежать многочисленных трудностей в развитии личности.

С целью психологической помощи подросткам с ОВЗ на базе ГБОУ школы-интерната № 115 г.о. Самара была разработана и реализована программа «Я и мир», включающая комплекс взаимосвязанных мер, направленных на приобщение подростков с ОВЗ к социокультурным, нравственным, семейным ценностям, на создание духовного и предметного пространства, необходимого для саморазвития.

В результате работы предполагаемый курс помогает подросткам с ОВЗ устранить: недостаток информации о себе; непонимание стоящих перед личностью проблем; недооценку подростком собственных возможностей, эмоционального и волевого потенциала, а также сформировать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, используя личностные ресурсы для преодоления трудных ситуаций.

По форме занятия являются тренингом, где через специальные игры и упражнения формируются навыки, и участники получают определенную информацию.

Методики психологического инструментария:
1. «Изучение уровня самооценки и притязаний» (Дембо Т. В., Рубинштейн С. С.).
2. «Личностный опросник. Исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии» (Басс А., Дарки А.).
3. «Тест «Воспитанности». Изучение личностно-ценного отношения детей и степень выраженности» (Караковский В. А.).

Эффективностью психологического сопровождения является реализация профилактической и коррекционно-развивающей работы, что подтверждается диагностическими данными (в сравнении результатов первичной и итоговой диагностики).
По данным первичной диагностики была выявлена группа подростков с ОВЗ 12-14 лет с низким уровнем самооценки, негативным 39 отношением к миру, к людям, к самому себе и агрессивными проявлениями.

Анализируя первичные данные, следует заметить, что около 20% обучающихся показали низкий уровень самооценки в сочетании с высоким уровнем притязаний. Это свидетельствует о сильной неуверенности в себе. Такие подростки испытывают ярко выраженную тревожность, неудовлетворение ведущих возрастных потребностей, которые приобретают гипертрофированный характер. У них слабо развита целеустремленность, отсутствие в жизни целей (намерений, призвания) в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Анализ данных по отношению подростков к миру, к другим людям, к самому себе показал, что чуть больше одной трети подростков с ОВЗ отметили ситуативно-негативное и устойчиво-негативное отношение. Они уверены, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Отмечается несформированность умения воспринимать, распознавать и учитывать желания, интересы и предпочтения как собственные, так и других людей, наблюдается высокий уровень негативного отношения к окружающим и миру, слабая сформированность коммуникативных навыков для бесконфликтного общения и взаимодействия. Подростки с ОВЗ воспринимают себя такими, какие они есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Им хочется «все» и «немедленно» (оказаться красивыми, богатыми, знаменитыми).

При исследовании уровня проявления основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии подростков с ОВЗ дома и в процессе обучения были выявлены следующие результаты: чаще всего встречается вербальная (45%) и косвенная (30%) агрессии. Данные агрессивные реакции характеризуются выражением негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг и т. п.), так и через содержание словесных 40 ответов (угроза, проклятия, ругань и т. п.), которые окольным путем направлены на другое лицо. Это могут быт сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топтании ногами и т.п.

После проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы отмечается положительная динамика в преодолении деструктивных установок личности подростка с ОВЗ. У подростков повысился уровень самооценки, а это стало свидетельствует о осознаваемой уверенности в себе. Стал отмечаться сниженный уровень тревожности, повысился коэффициент ведущих возрастных потребностей, социально-психологической адаптированности. Возросла целеустремленность, наметились четкие цели в жизни подростка (намерений, призвания) в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У подростков с ОВЗ стал отмечаться позитивный уровень отношения к окружающим и миру, начали формироваться коммуникативные навыки для бесконфликтного общения и взаимодействия, снизился уровень возбудимости.

Таким образом, повторная диагностика личностных качеств подростков с ОВЗ свидетельствует об эффективности проведенной профилактической работы.
Анализ данных, повторных диагностик уровня самооценки и притязаний, уровня проявления основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения и личностноценного отношения детей и степень выраженности этих отношений к объектам (к миру, к людям, к самому себе) подростков после реализации профилактической психолого-педагогической программы свидетельствует об эффективности проведенной профилактической работы с данной категорией подростков с ОВЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровская Э. М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2020.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 2019.
3. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М.-Л., 2020.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 2019.
5. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М.: Прогресс, 2019.


Категория: Блоги | Добавил: sizova140976
Просмотров: 76 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог