Высочайшие темпы развития современного общества представляют все более новые высокие требования к человеку. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей с ОВЗ, снижают творческую активность, замедляют их физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении.
В последние годы наметился рост числа подростков с ОВЗ, у которых отмечается негативное отношение к нравственным ценностям в обществе. По данным различных исследований около 35% подростков с ОВЗ составляют школьники, для которых характерна несформированость ценностных ориентаций, свидетельствующих о низком отношении к трем сферам бытия: к миру, к другим людям, к самому себе.
Поиск наиболее эффективных методов профилактики и повышение позитивного отношения к нравственным ценностям, а также формирование эмоционально-положительного фона детей подросткового возраста с ОВЗ является актуальной проблемой.
Адаптация личности подростка с ОВЗ в обществе постоянных перемен затруднена, он не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации.
Психика подростка с ОВЗ в данный возрастной период неустойчива, и он, как губка, впитывает как позитивные, так и негативные аспекты человеческой жизни. Подросток с ОВЗ, находясь на перепутье от детства к взрослости, в силу своей внутренней конфликтности, необоснованного чувства взрослости и неадаптивной активности под влиянием СМИ, интернета, деструктивных референтных групп и т.д. может перейти от нормы к патологии.
В целях формирования традиционных духовных, социальных и правовых ценностных норм необходимо помочь подростку с ОВЗ в сложном современном мире. Своевременно организованная и проведенная профилактическая и коррекционная работа помогает избежать многочисленных трудностей в развитии личности.
С целью психологической помощи подросткам с ОВЗ на базе ГБОУ школы-интерната № 115 г.о. Самара была разработана и реализована программа «Я и мир», включающая комплекс взаимосвязанных мер, направленных на приобщение подростков с ОВЗ к социокультурным, нравственным, семейным ценностям, на создание духовного и предметного пространства, необходимого для саморазвития.
В результате работы предполагаемый курс помогает подросткам с ОВЗ устранить: недостаток информации о себе; непонимание стоящих перед личностью проблем; недооценку подростком собственных возможностей, эмоционального и волевого потенциала, а также сформировать навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, используя личностные ресурсы для преодоления трудных ситуаций.
По форме занятия являются тренингом, где через специальные игры и упражнения формируются навыки, и участники получают определенную информацию.
Методики психологического инструментария:
1. «Изучение уровня самооценки и притязаний» (Дембо Т. В., Рубинштейн С. С.).
2. «Личностный опросник. Исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии» (Басс А., Дарки А.).
3. «Тест «Воспитанности». Изучение личностно-ценного отношения детей и степень выраженности» (Караковский В. А.).
Эффективностью психологического сопровождения является реализация профилактической и коррекционно-развивающей работы, что подтверждается диагностическими данными (в сравнении результатов первичной и итоговой диагностики).
По данным первичной диагностики была выявлена группа подростков с ОВЗ 12-14 лет с низким уровнем самооценки, негативным 39 отношением к миру, к людям, к самому себе и агрессивными проявлениями.
Анализируя первичные данные, следует заметить, что около 20% обучающихся показали низкий уровень самооценки в сочетании с высоким уровнем притязаний. Это свидетельствует о сильной неуверенности в себе. Такие подростки испытывают ярко выраженную тревожность, неудовлетворение ведущих возрастных потребностей, которые приобретают гипертрофированный характер. У них слабо развита целеустремленность, отсутствие в жизни целей (намерений, призвания) в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Анализ данных по отношению подростков к миру, к другим людям, к самому себе показал, что чуть больше одной трети подростков с ОВЗ отметили ситуативно-негативное и устойчиво-негативное отношение. Они уверены, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Отмечается несформированность умения воспринимать, распознавать и учитывать желания, интересы и предпочтения как собственные, так и других людей, наблюдается высокий уровень негативного отношения к окружающим и миру, слабая сформированность коммуникативных навыков для бесконфликтного общения и взаимодействия. Подростки с ОВЗ воспринимают себя такими, какие они есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Им хочется «все» и «немедленно» (оказаться красивыми, богатыми, знаменитыми).
При исследовании уровня проявления основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии подростков с ОВЗ дома и в процессе обучения были выявлены следующие результаты: чаще всего встречается вербальная (45%) и косвенная (30%) агрессии. Данные агрессивные реакции характеризуются выражением негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг и т. п.), так и через содержание словесных 40 ответов (угроза, проклятия, ругань и т. п.), которые окольным путем направлены на другое лицо. Это могут быт сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топтании ногами и т.п.
После проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы отмечается положительная динамика в преодолении деструктивных установок личности подростка с ОВЗ. У подростков повысился уровень самооценки, а это стало свидетельствует о осознаваемой уверенности в себе. Стал отмечаться сниженный уровень тревожности, повысился коэффициент ведущих возрастных потребностей, социально-психологической адаптированности. Возросла целеустремленность, наметились четкие цели в жизни подростка (намерений, призвания) в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. У подростков с ОВЗ стал отмечаться позитивный уровень отношения к окружающим и миру, начали формироваться коммуникативные навыки для бесконфликтного общения и взаимодействия, снизился уровень возбудимости.
Таким образом, повторная диагностика личностных качеств подростков с ОВЗ свидетельствует об эффективности проведенной профилактической работы.
Анализ данных, повторных диагностик уровня самооценки и притязаний, уровня проявления основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения и личностноценного отношения детей и степень выраженности этих отношений к объектам (к миру, к людям, к самому себе) подростков после реализации профилактической психолого-педагогической программы свидетельствует об эффективности проведенной профилактической работы с данной категорией подростков с ОВЗ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александровская Э. М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2020.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 2019.
3. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М.-Л., 2020.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 2019.
5. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М.: Прогресс, 2019.
|