Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.
В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться по средством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи возникает следующие задача воспитания:
- формировать у ребенка культуру речи;
- учить его четко и ясно произносить слова;
- правильно и понятно для окружающих излагать мысль;
- вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;
- не перебивать говорящих;
- внимательно выслушивать указания старших;
- говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;
- не вульгаризировать речь словами-сорняками;
- спокойно и скромно держать себя во время разговора.
Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением – и, подражая, копируют услышанное.
Воспитатель изучает, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон, выразительность речи? Всё это и многое другое педагог выясняет в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной различной деятельности и, конечно, на занятиях.
Воспитатель в своей работе исходит их того, что если у ребенка плохо развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора. Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления.
В детском саду проводится систематическая, целенаправленная работа по развитию речи на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, в течение всего дня и на занятиях и в повседневной жизни.
Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе тишины. Мерный говор – свидетельство нормального общения детей, при которым педагог слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая своих игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.
Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна, если находят продолжение в семье.
В средней группе совершенствуют культуру речи детей. Их учат чисто произносить звуки и слова, правильно делая в них ударения, отвечать краткими и развернутыми предложениями. В этом возрасте дети должны уметь правильно употреблять слова для выражения своих просьб, потребностей, действий. Их приучают вступать в общение со взрослыми, сверстниками посредством слова, вежливо отвечать на вопросы.
Воспитатель подчеркивает, что по мере развития ребенка и с переходом в следующую возрастную группу повышаются и усложняются требования к нему. Например, у ребенка пяти лет культура речевого общения должна проявляться в умении быть вежливыми с взрослыми, называть их по имени и отчеству и на «вы», выражать свои намерения, мысли, просьбы ясно и точно, а в общении со сверстниками проявлять сдержанность, не допуская крикливого тона.
Воспитатель проводит занятия-беседы, на которых учит детей, как вести себя во время разговора со взрослыми и сверстниками, вежливо обращаться с просьбой, вступать в разговор, приносить извинения за нечаянно допущенную оплошность и т.д. Педагог предлагает детям вспомнить волшебные слова. Дети отвечают: «Спасибо», «Благодарю вас», «Извините», «Разрешите», «Будьте добры», «Будьте любезны», «Приятного аппетита», «Доброе утро», «Спокойной ночи» и др.
- Почему вы считаете их волшебными?
- Потому что они вежливые.
Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш, например, говорит: «У меня нет карандашов», «Приходите к нам вчера», «Вагон заехал туда, а обратно не выехивает» и т.п. Подобное словотворчество не от избытка остроумия и находчивости, а от незнания ребенком особенностей родного языка.
Вот почему обязанность педагога разъяснять родителям, что вредно «сюсюкать» с детьми, подражая детскому «словотворчеству». Разговаривая с ребенком «детским языком», взрослые невольно задерживают его речевое развитие.
Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной речью. Например: «Ты сказал неправильно. Будь внимателен и скажи как следует». (Конечно, не стоит часто останавливать его, иначе стремление рассказывать может пропасть.)
Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи, выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость, неудовольствие, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют потешки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, выразительная речь окружающих как образец для маленьких.
Важно уметь отличать развязанность от непринужденности, застенчивость от неумения себя держать во время разговора. Это противоположные по своему характеру проявления. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения.
Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод. Спросить его о кукле, с которой он играет, об игрушке, сделанной его руками, о прочитанной книге, о том, что он сделал, построил, вылепил, нарисовал, смастерил.
Речевая сдержанность – один из признаков культуры общения. Особого внимания заслуживает вопрос воспитания у детей речевой сдержанности: как не достает этой способности нашим детям! В практике же как раз и наблюдается пробел: добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо (на занятиях, в театре, музее, учреждениях, если отдыхают взрослые или спит малыш и т.п.) Разъясните ребенку, что говорить и рассуждать надо о том, что знаешь. Пусть пословица «Лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удерживаться от пустословия.
Воспитывать живого и тактичного собеседника – одна из задач, которая должна решаться на протяжении дошкольного детства.
|