Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Важной предпосылкой и условием нормального роста и развития ребёнка является не только соблюдение режима, регулярное питание, создание оптимальных условий внешней среды, но и наличие у каждого ребёнка привитых с детства культурно-гигиенических навыков и умений. Однако, на практике мы наблюдаем совершенно другую картину. В современном мире родители находятся в постоянной спешке. Поэтому, приводя ребёнка в сад, родители его раздевают, переодевают. Родителям проще сделать всё за детей самим, чем ждать, пока это сделает ребёнок. Вечером, когда детей забирают из сада, ситуация не меняется, так как родители устали и спешат домой и опять детей одевают сами, не предоставляя детям самостоятельности. Не исключено, что и дома родители делают за детей то, что ребёнок способен сделать сам.
Результатом такого поведения родителей становится снижения у ребёнка интереса к овладению культурно-гигиеническими навыками и желания выполнять всё самостоятельно; они ждут помощи воспитателя. В связи с этим проблема становится актуальной именно для детского сада, где ребёнок проводит большую часть времени.
Период раннего детства - благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков. Навык- это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Для того, чтобы у ребёнка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя её, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряжённые действия. Например, берёт его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребёнка складывается сенсомоторный образ действия, а также составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно ребёнку предоставляется большая самостоятельность. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети были активными участниками всего процесса, а не пассивными наблюдателями.
Выполняя гигиенические процедуры, малыш познаёт и осознаёт самого себя. При одевании и умывании ребёнок, рассматривая своё отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нём самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрёпанных стали красиво причёсанными. Ребёнок начинает контролировать свой внешний вид, то есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности.
В период от года до трёх лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут другое блюдо; говорить «спасибо» после еды.
К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:
-разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
-пример взрослого;
- создание воспитывающих ситуаций;
-поощрение, которое помогает ребёнку поверить в свои силы.
Педагоги должны учитывать возрастные особенности детей третьего года жизни и помнить, что на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них эмоционально – положительный настрой. Однако необходимость укладываться в отведённое для режимных процессов время остаётся.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей: показ и объяснение, упражнение и контроль, игровые приёмы, использование иллюстраций и художественного слова, единство требований со стороны взрослых.
Нужно постоянно помнить о том, что дети в раннем возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. От природы у малышей хорошо развиты эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребёнок, наблюдая за взрослым, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
При обучении навыкам самообслуживания взрослые должны сформировать у ребенка устойчивое желание самостоятельно делать все то, чему они научились. Если дети, несмотря на освоенность основных действий, все время от времени нуждаются в помощи, то важно своевременно ее оказывать. Так как нельзя допускать, чтобы маленький ребенок расстраивался из-за неудачных попыток самостоятельно выполнить предложенное дело. Ведь именно в таких случаях появляется, а часто надолго остается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Если же взрослые поощряют все усилия ребёнка в проявлении самостоятельности, поддерживают и помогают ему в преодолении трудностей, то у него появляется чувство радости и гордости от собственной умелости. Таким образом, постепенно у детей можно сформировать культурно-гигиенические навыки и воспитать такое важное качество как трудолюбие.
|