Воспитание у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков составляет значительную часть в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту и общественных местах. Компоненты КГН определяются формированием у детей привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; умением самостоятельно умываться, по мере необходимости мыть руки; своевременно пользоваться носовым платком, умением замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Процесс воспитания КГН у детей предполагает также формирование навыков поведения за столом: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Формирование КГН включает широкий круг задач, и для их успешного применения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Одним из методов образовательной деятельности воспитания навыков КГН у детей дошкольного возраста являются игровые упражнения, которые проводятся в режимных моментах.
«Праздник чистоты»
|
Формировать КГН, учить детей правильно использовать предметы личной гигиены, проявлять бережное отношение к ним. Воспитывать аккуратность, понимание того, что КГН - важнейший элемент здорового образа жизни. |
«Чтобы смеялся роток» |
Способствовать совершенствованию навыков детей, связанных с гигиеной полости рта. Учить правильно выполнять действия по уходу за зубами. Актуализировать, систематизировать и дополнить представление детей о правилах, которые необходимо соблюдать. чтобы сохранить здоровье зубов, красоту улыбки. |
«Моем, моем чисто-чисто» |
Вызвать у детей желание чисто мыть руки (ручки «скрипят», когда чистые), формировать привычку часто мыть руки, действовать самостоятельно. |
«Чистые ладошки» |
Учить детей правильно мыть руки (тщательно намыливать руки, аккуратно смывать мыло. Насухо вытирать руки), обсудить важность правильного выполнения данной гигиенической процедуры. |
«Мое полотенце» |
Обсудить с детьми, почему необходимо пользоваться только своим полотенцем, предложить показать, как правильно пользоваться полотенцем (аккуратно снимать полотенце с вешалки, насухо вытираться, вешать его только на свое место). |
«Носовой платочек мой-всегда со мной» |
Учить детей правильно и своевременно пользоваться носовым платком, формировать навыки личной гигиены. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться. Прикрывать нос и рот носовым платком. |
«Когда я ем…» |
Учить детей соблюдать основные правила поведения за столом (сохранять осанку, правильно держать локти, брать пищу маленькими кусочками, тщательно пережевывать, есть бесшумно). |
«Салфеточка» |
Формировать у детей умение пользоваться салфетками по мере необходимости, учить детей убирать использованные салфетки под «бортик» тарелки. |
«Ровная спинка» |
Учить детей сидеть за столом в соответствии с правилами этикета (слегка наклоняться над тарелкой, соблюдать положение локтей, правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, не торопиться). |
«Чистюля» |
Формировать у детей навыки КГН, полезные привычки, осознанное отношение к своему здоровью. Подвести детей к пониманию необходимости неукоснительно соблюдать правила гигиены. Упражнять детей в правильном выполнении гигиенических процедур. |
«Личные предметы» |
Систематизировать знания детей о том, почему предметы личной гигиены (зубная щетка, расческа, полотенце, носовой платок) должны быть индивидуальными. Учить содержать эти предметы в чистоте и порядке. Закреплять КГН. |
Список литературы
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
- Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду».
- Е.Е. Корнеичева, Н.И.Грачева «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня».
|