Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование культуры здоровья у младших школьников во неурочной деятельности как педагогическая проблема

СКАЧАТЬ (32.8 Kb) 13.04.2021, 10:49
Макейчева Ольга Константиновна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3 МО город Армавир, Краснодарский край, Россия, РФ
В современном обществе выделяется ряд глобальных перемен, на фоне которых ярко обозначилась проблема здоровья населения, в том числе детей. Отмеченная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, которая приняла устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе [1].

В общеобразовательном учреждении современного типа отмечен процесс гуманизации образования, который предусматривает ориентацию на личность школьника, который ведущим направлением определяет заботу о его здоровье, как в физическом, так и психическом аспектах. Необходимо отметить интенсификацию школьных программ, дифференциацию обучения, необходимость введения новых педагогических технологий, которые предъявляют определенные требования к состоянию здоровья учащихся. Изучение этого вопроса в разных его аспектах привело к осознанию его педагогической сущности, которая заключается в наличии зависимости между состоянием организации системы образовательного процесса в образовательных учреждениях и состоянием здоровья школьников. Данная проблема повлияла на необходимость появления исследований, в которых происходит поиск путей и способов сохранения здоровья детей в процессе образования через формирование культуры здоровья. Отсутствие культуры здоровья (И.Ю.Глинянова, Л.Г.Татарникова, Л.М.Аллакаева) [1], стремления к здоровому образу жизни, осознания значимости здоровья для дальнейшей жизни субъекта обусловливают тенденцию снижения здоровья учащихся [2].

Обращаясь к ФГОС НОО, мы отмечаем, что: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» [3] Образование, построенное без учета основополагающих здоровьесберегающих принципов, является малопродуктивным и носит преимущественно превентивный характер, так как практически не реализован-ной остается наиболее актуальная для подрастающего поколения задача – формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитан-ников [3].

Необходимо отметить, что мотивация современного школьника к здоровому образу жизни играет важную и основополагающую роль. В современных образовательных учреждениях уделяется большое внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства, что будет способствовать формированию культуры здоровья у участников образовательного процесса.

Необходимо отметить ряд противоречий, с которыми сталкивается со-временная образовательная среда. Это противоречие между физиологическими, психическими особенностями и возможностями учащихся с возрастающими нагрузками в процессе обучения; необходимостью сохранять здоровье детей и отсутствием условий, необходимых для формирования культуры здоровья учащихся в образовательных учреждениях.

Здоровье является интегральной характеристикой личности и определяет качество жизни. Сегодня, как никогда, учитывая ситуацию пандемии, с которой столкнулось все слои общества, необходимо отметить высокий уровень заболеваемости населения, это отразилось и на среде детей и подрост-ков. Так ряд исследователей выделяют проблему, что за период обучения в школе число здоровых детей с первого до одиннадцатого класса уменьшается в 3-4 раза [4]. Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей, формирование духовных потребностей и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) являются приоритетными направлениями развития современного социума.

Согласно Национальной доктрине развития образования, именно школа должна выполнять не только образовательные, воспитательные, развивающие, но и оздоровительные функции [4]. А улучшение состояния здоровья нового поколения – остается важной задачей современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Именно учителя, в совместной работе с родителями, медицинским персона-лом, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы ученики сохранили, а в некоторых случаях повысили свой уровень здоровья и к окончанию школы, мы получили здоровых выпускников, как в физическом, так и психологическом аспектах. И именно школа, учительская и родительская общественность обязаны сформировать у школьника потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни, сформировать соответствующие у них компетенции. Поэтому в данной статье, мы постараемся определить четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.

Н.М. Амосов, основываясь на медико-биологических признаках, указывает, что: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [5].

Согласно исследованиям Дыхан Л.В., здоровье человека определяется комплексом биологических (унаследованных и приобретенных) и социальных факторов. Именно социальные факторы, оказывают большое значение в поддержании состояния здоровья или возникновении и развитии болезни. Ученый определяет, что здоровье человека – динамически изменяющееся естественное явление, обусловленное тремя основными факторами, которые рассматриваются в его отдельных аспектах: биологические, психологические, социальные [6].

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [7]. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье.

В нашем исследовании, нам хотелось бы раскрыть более подробно следующие компоненты культуры здоровья:
1. Мотивационно-ценностный – отражает уровень развития потребностно-мотивационной сферы личности в отношении к культуре здоровья и включает в себя следующие мотивы:
1) Мотивы, связанные с сохранением своего здоровья;
2) Когнитивные мотивы, связанные с потребностью получения и расширения валеологических знаний;
3) Этические мотивы, связанные с ценностно-смысловым основанием деятельности, в числе которых ценность человеческой жизни, ценность здоровья, способность иметь собственное мнение и собственное суждение [7].

Обращаясь к теории деятельности А. Н. Леонтьева, мы соглашаемся, что под мотивом понимается материальный и идеальный только в мысленном плане предмет потребности. К мотивации же относят все то, что побуждает реально совершать активность, обобщенные или более конкретные жизненные цели, ради которых человек действует [8]. Необходимо констатировать, что именно этот компонент характеризует уровень развития у младших школьников мотивационного и интереса к валеологическим вопросам и валеологической деятельности, стремление к получению компетенций, знаний, умений, проявление активности, инициативности у младших школьников к вопросам культуры здоровья, а также осознание ценности своего здоровья и приоритета в введении здорового образа жизни.

Когнитивный (познавательный) элемент культуры здоровья предполагает наличие у человека желания и потребности к приобретению, пониманию, анализу, преобразованию и использованию знаний о сущности здоровья. Данное умозаключение, дает нам право резюмировать, что это будет способствовать развитию таких личностных качеств у школьника как: физиологические (развитая работоспособность, энергичность); интеллектуальные (любознательность, вдумчивость, логичность, осмысленность, систематичность); владение культурными нормами традициями; способность воплощения полученных знаний о здоровье в духовные, материальные, деятельностные формы.

2. Деятельностный – обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.
Необходимо отметить тот факт, что эффективное образование в области культуры здоровья сможет привести к изменению образа мысли современного ученика, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению у него необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом.
Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства и юношества, то есть в современной школе. Соответственно основными для формирования данных компетенций в образовательных учреждениях выступают здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья. Важным механизмом формирования культуры здоровья является влияние на когнитивный компонент и мотивацию учащегося.

Необходимо отметить, что в нашей школе, которая является общеобразовательным учреждением, уделяется большое внимание мотивации учащихся на здоровый образ жизни, соответственно вырабатывается сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях, которая основывается на отсутствие у школьников вредных привычек, жизненную активность. Большое внимание уделяем медико-физиологическим факторам, которые оказывают влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже имеющийся у человека режим двигательной активности, соблюдении режим дня и отдыха младшего школьника, проведению ряда оздоровительных мероприятий, то есть, формируем опыт школьника в области культуры здоровья и его привычки.

Являясь учителями начальной школы, отмечаем, что именно на данном этапе обучения, у наших учеников есть все потенциальные возможности для формирования у младших школьников здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.

Одним из существенных условий такого процесса является стимулирование активности учащихся в процессе формирования культуры здоровья. Реализация данного условия обеспечивается побуждением у учащихся внутренних противоречий, активизирующих их поведение и деятельность с позиций ценностей своего здоровья. Естественная активность ребенка должна быть направлена в социальное русло, благодаря такой ориентации его «самодеятельности» возможно формирование культуры здоровья [9].

Культура здоровья младших школьников – это осознанное, ежедневное выполнение учащимися здоровьесберегающих норм и правил, умение пред-видеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здоровья в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала [9].

К сожалению, необходимо признать, что в современной школе акцент смещается на формирование интеллектуальной активности. Нам, как педагогам, необходимо демонстрировать младшему школьнику, что именно в этот период у него формируется осознанная мотивация для физического совершенствования, вырабатывается привычка заботиться о своем физическом со-стоянии и физических качествах - силе, выносливости, быстроте, ловкости, разумном режиме, двигательной активности.

С этой целью мы создаем определенные условия: использование в учебной деятельности методов оздоровительной работы, связанной с физической активностью школьника. Так педагог, по мере возможности, из урока в урок, обеспечивает двигательную активность младших школьников, связывая ее с изучаемой тематикой занятий. При этом личность педагога является механизмом реализации качественного состояния воспитания – деятельности. Для выполнения данного критерия, мы обращаемся к опыту великого педагога, К. Д.Ушинского, который считает, что именно такая деятельность педагога составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учеб-никами, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений [10]. Именно своим собственным примером современный учитель, который должен и сам быть здоров, и знать законы здорового образа жизни, постоянно «работать над собой», заниматься вопросами по формированию куль-туры здоровья детей на высоком научном и профессиональном уровне, так как это сложный, планируемый, целенаправленный и организованный процесс стимулирования активной деятельности детей по овладению ими социальным, духовным опытом и ценностям в вопросах культуры здоровья.

Несомненной истинной является утверждение, что педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлеченность профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой собственного здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примеров для своих учащихся. Соответственно, успех работы учителя в этом направлении зависит и от наличия у него информационных знаний, умений, профессиональных компетенций по проблеме формирования культуры здоровья младших школьников.

Одна из самых частых причин пропусков учащимися школьных занятий – простуда. На уроках и во внеурочной деятельности, при работе с младшими школьниками, необходимо знакомить детей с основными видами и правилами закаливания. Говорить с младшими школьниками о закаливании следует еще и потому, что оно не только оздоравливает ребенка, но и способствует выработке у него силы воли, целеустремленности, решительно-сти и других нравственных качеств.

Реализовать здоровьесберегающий потенциал личности посредством одного предмета проблематично. Поэтому валеологизация базовых учебных дисциплин начальной школы является наиболее оптимальным способом оздоровления школьников [11]. Особое место в валеологическом образовании принадлежит организации оздоровительной внеурочной деятельности, гигиенических условий обучения.

Таким образом, охрана здоровья учащихся является задачей общеобразовательных учреждений, составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, таковой является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность, по мнению Татарниковой Л.Г., - часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятиях в библиотеке. Именно такая деятельность, организуемая и направляемая учителем начальных классов, является основопологающим средством воспитания школьников.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте сказано, что внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Организуя внеурочную деятельности в начальной школе, учитель осуществляет содействие в развитии интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития личности учеников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности [11]. Психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его со-хранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни, определяются как здоровьесберегающие технологии.

Среди здоровьесберегающих технологий, которые я использую в своей работе, выделяю: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие, здоровьесберегающие образовательные, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Наиболее значимыми по степени влияния на здоровье, адаптацию и развитие учащихся являются здоровьесберегающие образовательные технологии.

Деятельность по формированию культуры здоровья проводится с целью использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися значимости физического и психического здоровья человека; воспитания понимания важности здоровья для будущего само-утверждения, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период посещения начальной школы. Одним из условий формирования куль-туры здоровья во внеурочной деятельности является использование активных методов обучения. Активные методы обучения – методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление [11].

К активным методам обучения относятся – проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др. [11].

С целью разработки содержания занятий по формированию культуры здоровья была проведена аналитическая работа по программам внеурочной деятельности по формированию данного понятия и его компонентам, и рабочим программам по валеологии для 1-4 классов. В процессе изучения нами были рассмотрены разнообразные методы и формы работы по формированию данного процесса. Работа строилась в личностно-ориентированном направлении взаимодействия с ребенком. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрасту и особенностям младшего школьника в сочетании с практическими заданиями.

Вся работа разделена на 4 раздела. 1 этап – это формирование знаний учащихся об организме человека. Предусмотрено проведение трех занятий, тематика: «Из чего мы состоим?», «Как мы живем?», «Почему мы спим?».

Сквозная цель занятий: познакомить детей с организмом человека, его системами, их функциями и строением. Использовались малогрупповые (3-4 человека), групповые (6-8 человек) формы работы для повышения мотивации, для создания соревновательных моментов, что повышает процесс познания. Данные занятия направлены на повышение знаний о собственном теле и его возможностях. На данном этапе важно приобретение знаний о человеческом организме, первичного понимания системы человека и его функций. На каждом занятии использовались здоровьесберегающие технологии. Дополнительно для лучшего запоминания знаний для учащихся и контроля за уровнем знаний был введен «Дневник здоровья». Он представлял собой блокнот размером А6, в котором на каждое занятие были следующие рубрики «Новое» - записываются новые определения, «Интересное» - оставляются записи о занятии и «Задумайся!» - рефлексия занятия.

Второй раздел «Здоровье». Формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью. На данном этапе проведено три занятия по темам: «Почему мы болеем?», «Как быть здоровым?», «Нужна ли профилак-тика?». Цель: познакомить с понятиями «здоровье», «болезнь», «иммунитет», «инфекция», «прививка», «закаливание», «витамин», «профилактика»; способствовать формированию знаний о профилактике заболеваний школьника, расширить знания детей о витаминах и средствах закаливания. Планируемые результаты: повышение положительного эмоционального отношения к куль-туре здоровья. Так же на протяжении всего раздела учащиеся создавали вкладыш для своего дневника здоровья, который объединит в себе все изучаемые способы защиты своего здоровья от болезней. Как и в первом разделе используются на каждом занятии здоровьесберегающие и информационные технологии.

Третий раздел проходил под названием «Гигиена», на котором пред-полагалось рассмотрение режима дня, режима труда и отдыха, режима питания, гигиены сна, гигиены учебы и т.д. Этот раздел разделяется на 3 занятия целью каждого является создание вкладыша в дневник здоровья. По завершению курса, этот дневник останется у учащихся как памятка о здоровье. Технологии, которые использовались в данном разделе: здоровьесберегающие, информационные. Вместе с ними использовался метод проектной деятельности, т.к. этот раздел направлен на творческую самореализацию ребенка.

Последний раздел носит название «Люди». В этот раздел входит 2 практических занятия, одно из которых посвящено правилам ПДД, а второе правилам первой медицинской помощи. Основной особенностью этого раз-дела является практическое применение своих умений. Для данной цели был использован метод кейсов на следующие темы: ожог, порез, перелом. Эти темы были выбраны потому, что они являются самыми распространенными несчастными случаями, которые происходят с детьми. Все три темы проходили по одному плану: метод кейсов, анализ ситуации, вопросы, конверты с алгоритмом решения, практическая деятельность. Практическая деятельность также были имитирована с помощью бинтов, кремов, спреев. Вместе с правильной последовательностью действий были разобраны ошибки детей при оказании первой медицинской помощи, такие как прикладывание подорожника, обработка жирным кремом или грязной водой, и т.д. На последнем занятии были подведены итоги работы, дневники как памятки о здоровье остались у учащихся. Был замечен возросший интерес к своему здоровью у детей благодаря интересной и насыщенной программе занятий.

Внеурочной деятельности и использование современных образовательных технологий ведут к развитию культуры здоровья. Такие занятия повышают мотивацию к изучению валеологии, познавательный интерес, способствуют развитию коммуникативных навыков, налаживанию взаимоотношений в классном коллективе и создают благоприятный эмоциональный фон. Таким образом используя внеурочную деятельность можно целенаправленно формировать культуру здоровья у младших школьников.

Результаты исследования убеждают в значимости использования вне-урочной деятельности как средства формирования культуры здоровья младших школьников. Таким образом, в начальной школе необходима грамотная высокоэффективная организация внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у младших школьников.

Список использованной литературы:
1. Татарникова, Л. Г. Интегративная сущность здорового образа жизни: фундаментальные основы // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2014. №2. 
2. Алешина, Л. И., Грачев, К. Ю., Столярчук, Л. И., Формирование ре-продуктивной культуры обучающейся молодежи как основы психического здоровья в процессе непрерывного педагогического образования // Известия ВГПУ. 2019. №9 (142). 
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 06 октября 2009 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 35 с.
4. Аллакаева, Л.И. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников [Текст] /Л.И.Аллакаева// Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.- Н.Новгород.- 2004.- 22 с.
5. Амосов, Н.М., Раздумья о здоровье [Текст] /Н.М.Амосов// М.: Физ-культура и спорт.- 1987.- 63 с.
6. Дыхан, Л.B. Педагогические условия валеологизации образователь-ной среды младших школьников [Текст]/Л.В.Дыхан// Таганрог.- 2000.- 260 с.
7. Ишухина, Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников [Текст]/Е.В.Ишухина// Автореферат на соиск. уч. степ. канд.пед.наук.- Шуя.- 2004.- 24 с.
8. Леонтьев, Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. №2. 
9. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст] /А.М. Митяева//М.:Академия.- Учебное пособие.- 2010.- 192 с.
10. Алиева, Л. В. К. Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека' // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №2 (17). 
11. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития [Текст]/Л.Г.Татарникова// СПб.: PETROC.- 1997.- 352 с.


Категория: Блоги | Добавил: Makeycheva
Просмотров: 451 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог