Сегодня: 14.05.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование культуры здоровья у младших школьников во неурочной деятельности как педагогическая проблема

СКАЧАТЬ (32.8 Kb) 13.04.2021, 10:49
Макейчева Ольга Константиновна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3 МО город Армавир, Краснодарский край, Россия, РФ
В современном обществе выделяется ряд глобальных перемен, на фоне которых ярко обозначилась проблема здоровья населения, в том числе детей. Отмеченная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, которая приняла устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе [1].

В общеобразовательном учреждении современного типа отмечен процесс гуманизации образования, который предусматривает ориентацию на личность школьника, который ведущим направлением определяет заботу о его здоровье, как в физическом, так и психическом аспектах. Необходимо отметить интенсификацию школьных программ, дифференциацию обучения, необходимость введения новых педагогических технологий, которые предъявляют определенные требования к состоянию здоровья учащихся. Изучение этого вопроса в разных его аспектах привело к осознанию его педагогической сущности, которая заключается в наличии зависимости между состоянием организации системы образовательного процесса в образовательных учреждениях и состоянием здоровья школьников. Данная проблема повлияла на необходимость появления исследований, в которых происходит поиск путей и способов сохранения здоровья детей в процессе образования через формирование культуры здоровья. Отсутствие культуры здоровья (И.Ю.Глинянова, Л.Г.Татарникова, Л.М.Аллакаева) [1], стремления к здоровому образу жизни, осознания значимости здоровья для дальнейшей жизни субъекта обусловливают тенденцию снижения здоровья учащихся [2].

Обращаясь к ФГОС НОО, мы отмечаем, что: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» [3] Образование, построенное без учета основополагающих здоровьесберегающих принципов, является малопродуктивным и носит преимущественно превентивный характер, так как практически не реализован-ной остается наиболее актуальная для подрастающего поколения задача – формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитан-ников [3].

Необходимо отметить, что мотивация современного школьника к здоровому образу жизни играет важную и основополагающую роль. В современных образовательных учреждениях уделяется большое внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства, что будет способствовать формированию культуры здоровья у участников образовательного процесса.

Необходимо отметить ряд противоречий, с которыми сталкивается со-временная образовательная среда. Это противоречие между физиологическими, психическими особенностями и возможностями учащихся с возрастающими нагрузками в процессе обучения; необходимостью сохранять здоровье детей и отсутствием условий, необходимых для формирования культуры здоровья учащихся в образовательных учреждениях.

Здоровье является интегральной характеристикой личности и определяет качество жизни. Сегодня, как никогда, учитывая ситуацию пандемии, с которой столкнулось все слои общества, необходимо отметить высокий уровень заболеваемости населения, это отразилось и на среде детей и подрост-ков. Так ряд исследователей выделяют проблему, что за период обучения в школе число здоровых детей с первого до одиннадцатого класса уменьшается в 3-4 раза [4]. Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей, формирование духовных потребностей и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) являются приоритетными направлениями развития современного социума.

Согласно Национальной доктрине развития образования, именно школа должна выполнять не только образовательные, воспитательные, развивающие, но и оздоровительные функции [4]. А улучшение состояния здоровья нового поколения – остается важной задачей современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Именно учителя, в совместной работе с родителями, медицинским персона-лом, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы ученики сохранили, а в некоторых случаях повысили свой уровень здоровья и к окончанию школы, мы получили здоровых выпускников, как в физическом, так и психологическом аспектах. И именно школа, учительская и родительская общественность обязаны сформировать у школьника потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни, сформировать соответствующие у них компетенции. Поэтому в данной статье, мы постараемся определить четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.

Н.М. Амосов, основываясь на медико-биологических признаках, указывает, что: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [5].

Согласно исследованиям Дыхан Л.В., здоровье человека определяется комплексом биологических (унаследованных и приобретенных) и социальных факторов. Именно социальные факторы, оказывают большое значение в поддержании состояния здоровья или возникновении и развитии болезни. Ученый определяет, что здоровье человека – динамически изменяющееся естественное явление, обусловленное тремя основными факторами, которые рассматриваются в его отдельных аспектах: биологические, психологические, социальные [6].

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [7]. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье.

В нашем исследовании, нам хотелось бы раскрыть более подробно следующие компоненты культуры здоровья:
1. Мотивационно-ценностный – отражает уровень развития потребностно-мотивационной сферы личности в отношении к культуре здоровья и включает в себя следующие мотивы:
1) Мотивы, связанные с сохранением своего здоровья;
2) Когнитивные мотивы, связанные с потребностью получения и расширения валеологических знаний;
3) Этические мотивы, связанные с ценностно-смысловым основанием деятельности, в числе которых ценность человеческой жизни, ценность здоровья, способность иметь собственное мнение и собственное суждение [7].

Обращаясь к теории деятельности А. Н. Леонтьева, мы соглашаемся, что под мотивом понимается материальный и идеальный только в мысленном плане предмет потребности. К мотивации же относят все то, что побуждает реально совершать активность, обобщенные или более конкретные жизненные цели, ради которых человек действует [8]. Необходимо констатировать, что именно этот компонент характеризует уровень развития у младших школьников мотивационного и интереса к валеологическим вопросам и валеологической деятельности, стремление к получению компетенций, знаний, умений, проявление активности, инициативности у младших школьников к вопросам культуры здоровья, а также осознание ценности своего здоровья и приоритета в введении здорового образа жизни.

Когнитивный (познавательный) элемент культуры здоровья предполагает наличие у человека желания и потребности к приобретению, пониманию, анализу, преобразованию и использованию знаний о сущности здоровья. Данное умозаключение, дает нам право резюмировать, что это будет способствовать развитию таких личностных качеств у школьника как: физиологические (развитая работоспособность, энергичность); интеллектуальные (любознательность, вдумчивость, логичность, осмысленность, систематичность); владение культурными нормами традициями; способность воплощения полученных знаний о здоровье в духовные, материальные, деятельностные формы.

2. Деятельностный – обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.
Необходимо отметить тот факт, что эффективное образование в области культуры здоровья сможет привести к изменению образа мысли современного ученика, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению у него необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом.
Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства и юношества, то есть в современной школе. Соответственно основными для формирования данных компетенций в образовательных учреждениях выступают здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья. Важным механизмом формирования культуры здоровья является влияние на когнитивный компонент и мотивацию учащегося.

Необходимо отметить, что в нашей школе, которая является общеобразовательным учреждением, уделяется большое внимание мотивации учащихся на здоровый образ жизни, соответственно вырабатывается сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях, которая основывается на отсутствие у школьников вредных привычек, жизненную активность. Большое внимание уделяем медико-физиологическим факторам, которые оказывают влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже имеющийся у человека режим двигательной активности, соблюдении режим дня и отдыха младшего школьника, проведению ряда оздоровительных мероприятий, то есть, формируем опыт школьника в области культуры здоровья и его привычки.

Являясь учителями начальной школы, отмечаем, что именно на данном этапе обучения, у наших учеников есть все потенциальные возможности для формирования у младших школьников здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.

Одним из существенных условий такого процесса является стимулирование активности учащихся в процессе формирования культуры здоровья. Реализация данного условия обеспечивается побуждением у учащихся внутренних противоречий, активизирующих их поведение и деятельность с позиций ценностей своего здоровья. Естественная активность ребенка должна быть направлена в социальное русло, благодаря такой ориентации его «самодеятельности» возможно формирование культуры здоровья [9].

Культура здоровья младших школьников – это осознанное, ежедневное выполнение учащимися здоровьесберегающих норм и правил, умение пред-видеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здоровья в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала [9].

К сожалению, необходимо признать, что в современной школе акцент смещается на формирование интеллектуальной активности. Нам, как педагогам, необходимо демонстрировать младшему школьнику, что именно в этот период у него формируется осознанная мотивация для физического совершенствования, вырабатывается привычка заботиться о своем физическом со-стоянии и физических качествах - силе, выносливости, быстроте, ловкости, разумном режиме, двигательной активности.

С этой целью мы создаем определенные условия: использование в учебной деятельности методов оздоровительной работы, связанной с физической активностью школьника. Так педагог, по мере возможности, из урока в урок, обеспечивает двигательную активность младших школьников, связывая ее с изучаемой тематикой занятий. При этом личность педагога является механизмом реализации качественного состояния воспитания – деятельности. Для выполнения данного критерия, мы обращаемся к опыту великого педагога, К. Д.Ушинского, который считает, что именно такая деятельность педагога составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учеб-никами, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений [10]. Именно своим собственным примером современный учитель, который должен и сам быть здоров, и знать законы здорового образа жизни, постоянно «работать над собой», заниматься вопросами по формированию куль-туры здоровья детей на высоком научном и профессиональном уровне, так как это сложный, планируемый, целенаправленный и организованный процесс стимулирования активной деятельности детей по овладению ими социальным, духовным опытом и ценностям в вопросах культуры здоровья.

Несомненной истинной является утверждение, что педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлеченность профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой собственного здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примеров для своих учащихся. Соответственно, успех работы учителя в этом направлении зависит и от наличия у него информационных знаний, умений, профессиональных компетенций по проблеме формирования культуры здоровья младших школьников.

Одна из самых частых причин пропусков учащимися школьных занятий – простуда. На уроках и во внеурочной деятельности, при работе с младшими школьниками, необходимо знакомить детей с основными видами и правилами закаливания. Говорить с младшими школьниками о закаливании следует еще и потому, что оно не только оздоравливает ребенка, но и способствует выработке у него силы воли, целеустремленности, решительно-сти и других нравственных качеств.

Реализовать здоровьесберегающий потенциал личности посредством одного предмета проблематично. Поэтому валеологизация базовых учебных дисциплин начальной школы является наиболее оптимальным способом оздоровления школьников [11]. Особое место в валеологическом образовании принадлежит организации оздоровительной внеурочной деятельности, гигиенических условий обучения.

Таким образом, охрана здоровья учащихся является задачей общеобразовательных учреждений, составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, таковой является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность, по мнению Татарниковой Л.Г., - часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятиях в библиотеке. Именно такая деятельность, организуемая и направляемая учителем начальных классов, является основопологающим средством воспитания школьников.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте сказано, что внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Организуя внеурочную деятельности в начальной школе, учитель осуществляет содействие в развитии интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития личности учеников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности [11]. Психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его со-хранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни, определяются как здоровьесберегающие технологии.

Среди здоровьесберегающих технологий, которые я использую в своей работе, выделяю: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие, здоровьесберегающие образовательные, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Наиболее значимыми по степени влияния на здоровье, адаптацию и развитие учащихся являются здоровьесберегающие образовательные технологии.

Деятельность по формированию культуры здоровья проводится с целью использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимися значимости физического и психического здоровья человека; воспитания понимания важности здоровья для будущего само-утверждения, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период посещения начальной школы. Одним из условий формирования куль-туры здоровья во внеурочной деятельности является использование активных методов обучения. Активные методы обучения – методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление [11].

К активным методам обучения относятся – проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др. [11].

С целью разработки содержания занятий по формированию культуры здоровья была проведена аналитическая работа по программам внеурочной деятельности по формированию данного понятия и его компонентам, и рабочим программам по валеологии для 1-4 классов. В процессе изучения нами были рассмотрены разнообразные методы и формы работы по формированию данного процесса. Работа строилась в личностно-ориентированном направлении взаимодействия с ребенком. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрасту и особенностям младшего школьника в сочетании с практическими заданиями.

Вся работа разделена на 4 раздела. 1 этап – это формирование знаний учащихся об организме человека. Предусмотрено проведение трех занятий, тематика: «Из чего мы состоим?», «Как мы живем?», «Почему мы спим?».

Сквозная цель занятий: познакомить детей с организмом человека, его системами, их функциями и строением. Использовались малогрупповые (3-4 человека), групповые (6-8 человек) формы работы для повышения мотивации, для создания соревновательных моментов, что повышает процесс познания. Данные занятия направлены на повышение знаний о собственном теле и его возможностях. На данном этапе важно приобретение знаний о человеческом организме, первичного понимания системы человека и его функций. На каждом занятии использовались здоровьесберегающие технологии. Дополнительно для лучшего запоминания знаний для учащихся и контроля за уровнем знаний был введен «Дневник здоровья». Он представлял собой блокнот размером А6, в котором на каждое занятие были следующие рубрики «Новое» - записываются новые определения, «Интересное» - оставляются записи о занятии и «Задумайся!» - рефлексия занятия.

Второй раздел «Здоровье». Формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью. На данном этапе проведено три занятия по темам: «Почему мы болеем?», «Как быть здоровым?», «Нужна ли профилак-тика?». Цель: познакомить с понятиями «здоровье», «болезнь», «иммунитет», «инфекция», «прививка», «закаливание», «витамин», «профилактика»; способствовать формированию знаний о профилактике заболеваний школьника, расширить знания детей о витаминах и средствах закаливания. Планируемые результаты: повышение положительного эмоционального отношения к куль-туре здоровья. Так же на протяжении всего раздела учащиеся создавали вкладыш для своего дневника здоровья, который объединит в себе все изучаемые способы защиты своего здоровья от болезней. Как и в первом разделе используются на каждом занятии здоровьесберегающие и информационные технологии.

Третий раздел проходил под названием «Гигиена», на котором пред-полагалось рассмотрение режима дня, режима труда и отдыха, режима питания, гигиены сна, гигиены учебы и т.д. Этот раздел разделяется на 3 занятия целью каждого является создание вкладыша в дневник здоровья. По завершению курса, этот дневник останется у учащихся как памятка о здоровье. Технологии, которые использовались в данном разделе: здоровьесберегающие, информационные. Вместе с ними использовался метод проектной деятельности, т.к. этот раздел направлен на творческую самореализацию ребенка.

Последний раздел носит название «Люди». В этот раздел входит 2 практических занятия, одно из которых посвящено правилам ПДД, а второе правилам первой медицинской помощи. Основной особенностью этого раз-дела является практическое применение своих умений. Для данной цели был использован метод кейсов на следующие темы: ожог, порез, перелом. Эти темы были выбраны потому, что они являются самыми распространенными несчастными случаями, которые происходят с детьми. Все три темы проходили по одному плану: метод кейсов, анализ ситуации, вопросы, конверты с алгоритмом решения, практическая деятельность. Практическая деятельность также были имитирована с помощью бинтов, кремов, спреев. Вместе с правильной последовательностью действий были разобраны ошибки детей при оказании первой медицинской помощи, такие как прикладывание подорожника, обработка жирным кремом или грязной водой, и т.д. На последнем занятии были подведены итоги работы, дневники как памятки о здоровье остались у учащихся. Был замечен возросший интерес к своему здоровью у детей благодаря интересной и насыщенной программе занятий.

Внеурочной деятельности и использование современных образовательных технологий ведут к развитию культуры здоровья. Такие занятия повышают мотивацию к изучению валеологии, познавательный интерес, способствуют развитию коммуникативных навыков, налаживанию взаимоотношений в классном коллективе и создают благоприятный эмоциональный фон. Таким образом используя внеурочную деятельность можно целенаправленно формировать культуру здоровья у младших школьников.

Результаты исследования убеждают в значимости использования вне-урочной деятельности как средства формирования культуры здоровья младших школьников. Таким образом, в начальной школе необходима грамотная высокоэффективная организация внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у младших школьников.

Список использованной литературы:
1. Татарникова, Л. Г. Интегративная сущность здорового образа жизни: фундаментальные основы // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2014. №2. 
2. Алешина, Л. И., Грачев, К. Ю., Столярчук, Л. И., Формирование ре-продуктивной культуры обучающейся молодежи как основы психического здоровья в процессе непрерывного педагогического образования // Известия ВГПУ. 2019. №9 (142). 
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 06 октября 2009 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 35 с.
4. Аллакаева, Л.И. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников [Текст] /Л.И.Аллакаева// Автореферат на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.- Н.Новгород.- 2004.- 22 с.
5. Амосов, Н.М., Раздумья о здоровье [Текст] /Н.М.Амосов// М.: Физ-культура и спорт.- 1987.- 63 с.
6. Дыхан, Л.B. Педагогические условия валеологизации образователь-ной среды младших школьников [Текст]/Л.В.Дыхан// Таганрог.- 2000.- 260 с.
7. Ишухина, Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников [Текст]/Е.В.Ишухина// Автореферат на соиск. уч. степ. канд.пед.наук.- Шуя.- 2004.- 24 с.
8. Леонтьев, Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. №2. 
9. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст] /А.М. Митяева//М.:Академия.- Учебное пособие.- 2010.- 192 с.
10. Алиева, Л. В. К. Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека' // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №2 (17). 
11. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития [Текст]/Л.Г.Татарникова// СПб.: PETROC.- 1997.- 352 с.


Категория: Блоги | Добавил: Makeycheva
Просмотров: 60 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
III Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
III Всероссийский творческий конкурс "Весенние мотивы"
IV Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 14.05.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог