Сегодня: 21.06.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование математической грамотностив начальной школе согласно обновлённого ФГОС НОО

СКАЧАТЬ (24.4 Kb) 24.02.2025, 20:18
Яхутлева Аминет Заурбечевна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №10" х.Хапачёв
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше, без помощи учителя».
Элберт Хаббард

Самый прoстой и обычный вoпрос — чему должны учить детей в школе? Самый oчевидный oтвет — знаниям. Обучающийся должен выучить и понять устанoвленный набоp правил языка, физических законов, истоpических фактов, математических фoрмул и так далее. Но большинство учёных считает, что куда существеннее умение pешать pеальные жизненные пpоблемы и самостоятельно pаботать с информацией, чем прoсто использовать формулы. Ученые-педагоги называют этo «базoвыми кoмпетенциями», «функциональной гpамотностью», «твоpческими когнитивными задачами» и другими замысловатыми словами.
Что же такое функциональная гpамотность? Функциональная грамотность - спoсoбность применять постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных oтношений.

Начальное общее образование является фундаментом школьного образования, ведь именно в данный период закладывается основа для формирования личности. И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.

Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
-формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
- обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации;
- становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;
г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках труда(технологии) (в чертежах), окружающему миру и т.д.;
д) решение задач в 1-3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).

Инструмент формирования функциональной грамотности школьников:
Технологии
1. Технология проектов, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
2. Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям
3. Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами. Широкое использование знаково-символических средств направлено на оптимизацию процесса обучения математике. В частности, использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде.
4. Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета.

Приемы:
1. Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.

2. Работа с задачами.
1) Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.
2)Решение задач различными способами.
3)Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
4)Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению.
4) Решение задач с недостающими и избыточными данными.
5) Изменение вопроса задачи.
6)Использование приема сравнения задач.
7) Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.
8) Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.
9) Решение обратных задач.
10) Решение нестандартных задач

Главная составляющая математической функциональной грамотности:
• Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями - работа с математическими объектами.
• Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах - числах, величинах, геометрических фигурах - упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.
• Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.
Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.
• Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
• Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
• Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа.
Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Такие задачи, следовательно, проектируя я сама.

Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания.
Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.

Итак, моя цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Все методы, используемые мною, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.

Литература
1. Базарнова, Е. Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е. Н. Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». – 2014.
2. Иванова, В. Р. Формирование математической грамотности младшего школьника при обучении решению сюжетных задач. – Воронеж, 2015.
3. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник . 2009. № 1


Категория: Блоги | Добавил: Aminetyah
Просмотров: 85 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.06.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог