Сегодня: 16.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование математической грамотностив начальной школе согласно обновлённого ФГОС НОО

СКАЧАТЬ (24.4 Kb) 24.02.2025, 20:18
Яхутлева Аминет Заурбечевна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №10" х.Хапачёв
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше, без помощи учителя».
Элберт Хаббард

Самый прoстой и обычный вoпрос — чему должны учить детей в школе? Самый oчевидный oтвет — знаниям. Обучающийся должен выучить и понять устанoвленный набоp правил языка, физических законов, истоpических фактов, математических фoрмул и так далее. Но большинство учёных считает, что куда существеннее умение pешать pеальные жизненные пpоблемы и самостоятельно pаботать с информацией, чем прoсто использовать формулы. Ученые-педагоги называют этo «базoвыми кoмпетенциями», «функциональной гpамотностью», «твоpческими когнитивными задачами» и другими замысловатыми словами.
Что же такое функциональная гpамотность? Функциональная грамотность - спoсoбность применять постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных oтношений.

Начальное общее образование является фундаментом школьного образования, ведь именно в данный период закладывается основа для формирования личности. И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.

Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
-формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
- обеспечение математического развития обучающегося – способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации;
- становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;
г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках труда(технологии) (в чертежах), окружающему миру и т.д.;
д) решение задач в 1-3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).

Инструмент формирования функциональной грамотности школьников:
Технологии
1. Технология проектов, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
2. Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям
3. Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами. Широкое использование знаково-символических средств направлено на оптимизацию процесса обучения математике. В частности, использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде.
4. Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета.

Приемы:
1. Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.

2. Работа с задачами.
1) Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.
2)Решение задач различными способами.
3)Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
4)Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению.
4) Решение задач с недостающими и избыточными данными.
5) Изменение вопроса задачи.
6)Использование приема сравнения задач.
7) Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.
8) Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.
9) Решение обратных задач.
10) Решение нестандартных задач

Главная составляющая математической функциональной грамотности:
• Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями - работа с математическими объектами.
• Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах - числах, величинах, геометрических фигурах - упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.
• Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.
Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний. Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.
• Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
• Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
• Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа.
Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Такие задачи, следовательно, проектируя я сама.

Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания.
Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.

Итак, моя цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Все методы, используемые мною, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.

Литература
1. Базарнова, Е. Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е. Н. Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». – 2014.
2. Иванова, В. Р. Формирование математической грамотности младшего школьника при обучении решению сюжетных задач. – Воронеж, 2015.
3. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник . 2009. № 1


Категория: Блоги | Добавил: Aminetyah
Просмотров: 136 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 16.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог