Семинар –практикум
(для педагогов)
Тема: «Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
Подготовила: старший воспитатель Лузгина С. Г.
МКОУ Чикская СОШ №6 им. Д.К.Потапова
Ведущий: Мы с вами взрослые люди, но мы часто обращаемся в детство. Вспоминаем какие – то интересные, удивительные моменты, которые вас радуют и сегодня. Вам вспоминать их очень приятно, радостно и бывает даже весело. И я не ошибусь, что у многих из вас появляется желание вернуться в то беззаботное время, В ДЕТСТВО. Но бывает и наоборот, когда возникали такие моменты, ситуации, о которых вам и сегодня вспоминать неприятно.
Поэтому, если говорить о дошкольном детстве, то дошкольное детство – самая удивительная пора, когда день тянется долго-долго, а мир вокруг – прекрасный и удивительный. В этом мире живут маленькие человечки – дети и большие люди – взрослые. Этот мир притягивает ребенка, и он стремится познать этот мир чрез игру, сказку, музыку, общение с природой и окружающим.
В детстве формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Любознательность, пытливость, желание узнавать - это как раз те самые первые и самые необходимые черты характера, которые направлены на развитие мышления, и которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом, но в период детства детям так необходима помощь и поддержка взрослого. И чтобы помочь ребенку в его дальнейшем развитии, взрослые не только должны, а просто обязаны снижать негативное влияние среды, которая оказала бы неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка. Мы должны создавать такие условия, которые могли бы побуждать ребенка к определенным занятиям, творчеству, самостоятельности, научили бы его общаться со сверстниками и взрослыми, научили бы навыкам контроля над своим поведением, за своими действиями. Конечно же, главным вашим помощником является семья. Семье отводится особая роль. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Сегодня мы поговорим с Вами о подготовке наших детей к школе, о роли воспитателя в формировании у наших воспитанников мотивационной готовности к школьному обучению.
Начало обучения ребенка в первом классе - сложный и ответственный этап в его жизни, вы ведь понимаете, что в этот самый период происходит много изменений в его жизни. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция: был ребенком, теперь стал школьником, меняется социальный институт обучения и воспитания: уже не сад. И не бабушка, а школа, где учебная деятельность становится ведущей, социально значимой, а еще его деятельность будет оцениваться, и это становится очень важным для ребенка. Расширяются права и обязанности ребенка, обогащаются его связи с окружающей средой.
Наши воспитанники скоро будут первоклассниками, и они станут субъектом другой деятельности, а это начало его общественной жизни, как человека. Со вступлением в первый класс поменяется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам. Если в детском саду рядом был всегда воспитатель, то в школе многие вопросы он должен решать сам, принимать решения самостоятельно, а это не всегда, получается, возникают трудности, появляются проблемы, вместе с ними появляется желание не ходить в школу.
Конечно же, Все мы и родители и воспитатели хотим, чтобы дети наши хорошо учились, были послушными, активными, жизнерадостными. Однако школьные трудности неизбежны. Кто – то справиться с ними легко, а кому – то будет трудно, одна часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевают неблагоприятные изменения, и дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и дальше. Еще раз повторюсь, что начало обучения в школе – это сложный комплекс непривычных переживаний и адаптация к ним сопряжена с немалыми трудностями и у конечно всех детей проходит по - разному, и особенно тяжело детям, которые никогда не посещали детские учреждения. Врачи, например, судят о степени адаптации ребенка к требованиям школы по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья.
Педагоги же в первую очередь смотрят на познавательную активность, мышление, коммуникативные способности, эмоциональное благополучие ребенка. Конечно, же важным фактором является истощаемость и скорость выполнения заданий.
Поэтому для того, чтобы дети безболезненно вошли в школьную жизнь, необходимо, чтобы они были подготовлены к предстоящим изменениям.
Поэтому от нас взрослых потребуется большой запас терпения, чтобы понять и помочь ребенку. А, главное, чтобы ребенок хотел идти в школу с желанием, радостью.
Как же помочь ребенку, как можно быстрее приспособиться к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского учебного заведения и семьи?
Как помочь ребенок, научить его преодолевать эти трудности до школы? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками?
Что сделать для того, чтобы ваш воспитанник и будущий первоклассник не потерял интерес к учебе?
На эти и другие вопросы давайте попытаемся ответить вместе.
Предлагается
1. Упражнение «Коробка»
Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит правую ногу в одну коробку, левую в другую, второй и третий участники встают слева и справа от первого, и каждый ставит одну ногу в его коробку. В таком положении они должны вместе пересечь комнату. По окончании упражнения проводится обсуждение:
- Удобно ли было вам двигаться? (нет)
- Кому из участников было наиболее сложно перемещаться? (Тому, кто стоял в середине.)
- В каком случае игроку, стоящему в середине, двигаться было легче? (Когда все трое шагали вместе и в одном направлении.)
Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребенок. С одной стороны, у него школа со своими методами воспитания, требованиями, с другой стороны – родители со своими взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо выполнять требования и родителей и школы, и семьи.
Поэтому необходимо выделить и продумать ряд мероприятий, которые бы способствовали безболезненному приспособлению ребенка к школьной жизни. А у нас сегодня 25детей, которые через несколько месяцев будут первоклассниками.
Как вы думаете?
С чего необходимо начинать? Многие из вас сегодня родители первоклассника. Поделитесь, с какими проблемами вы столкнулись?
Ответы участников семинара-------------------
Участникам предлагаются карточки с вопросами:
Наблюдаете ли вы за своими воспитанниками – бывшими выпускниками? Как они пережили первые школьные трудности? Какие выводы вы сделали для себя?
Как вы следующим своим выпускникам, можете помочь в их преодолении? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе?
Как вы считаете, с какого возраста необходимо знакомить детей со школой (как с учреждением) и школьной жизнью?
На что необходимо обратить внимание в детском саду педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста?
Выступления всех участников семинара
Вывод из всех выступлений, предложения, рекомендации.
Ведущий :
Из ходя из своего опыта, хочу отметить, что во время адаптации наблюдается негативная физиологическая реакция детского организма на резкое изменение привычного образа жизни: быстрая утомляемость, нарушение сна и аппетита, возбудимость, раздражительность, не желание идти в школу. У некоторых детей это может продолжаться до трех месяцев и более - до года. Поэтому хочу отметить, что есть необходимость взаимодействия воспитателя и родителя с целью профилактической работы, которая должна быть направлена на формирование у ребенка положительной мотивации к школьному обучению.
А для этого:
необходимо родителей знакомить с возрастными и психологическими особенностями детей (более подробно в старших и подготовительных группах). Постоянно говорить о том, что все дети способны, но эти способности необходимо развивать. В детском саду целенаправленно не готовят детей к школе, их развивают, формируя положительное отношение к обучению в школе.
познакомить с программными задачами и содержанием работы с детьми данного возраста.
поделиться педагогическим опытом в использовании приемов и методов в разных видах дошкольной деятельности.
обозначить и раскрыть родителям значение мотивационных задач, которые помогли бы сформировать у ребенка правильное и положительное отношение к школе и к школьному обучению.
Ведущий: Еще раз хочу заострить ваше внимание, что же означает личностно-мотивационная готовность:
1. Знания о школе. О школьных правилах общежития.
(представления о школе, обучении: полнота и точность знаний, осознанность).
2. Отношение к школе, обучению
(желание стать учеником, обучаться, стремление занять позицию школьника: осознание обучения в школе как способа достижения взрослости)
3.Наличие познавательных мотивов, интереса к окружающему, активности:
• Устойчивый интерес к умственным задачам и их решению;
• Умение самостоятельно производить умственные операции, решать задачи;
• Умение мотивировать себя для получения новых знаний и рационально использовать их при решении задачи;
3. Умение строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Характер отношений со взрослыми:
• Устойчиво-положительный
• Неустойчивый
• Открытый отрицательный.
Характер отношений со сверстниками:
• Активно-положительный
• Безразличное, незаинтересованное взаимодействие
• Активно-отрицательный.
4.Уровень самоприятия и самооценки ребенка
5.Статус ребенка в коллективе.
А с родителями перед выпуском можете поделиться своими советами.
Советы родителям.
Чтобы вашему ребенку легче училось, чтобы ваш ребенок стал членом классного коллектива, Вам необходимо помочь ему в этом, особенно в первые 4-6 недель. Предлагаем советы для родителей по адаптации первоклассников:
1. Утром будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть улыбку на вашем лице и услышать ваш ласковый голос. Не дергайте ребенка по пустякам и не подгоняйте его с самого утра. Чтобы не возникало спешки, рассчитайте время, необходимое для того, чтобы собраться первокласснику в школу. Если он не успевает, на следующий день разбудите его чуть раньше.
2.Следует накормить ребенка завтраком, но, если почему-то он не хочет, есть, не заставляйте. Лучше дайте завтрак с собой. По дороге в школу не говорите фраз типа: «Смотри, не балуйся!» или «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Лучше пожелайте ребенку успехов и подбодрите его добрым словом. Встречая со школы, не забрасывайте вопросами: «Что ты сегодня получил?» или «Сегодня без плохих оценок?». Дайте ребенку возможность расслабиться. Если же он хочет поделиться с вами чем-то важным, не отмахивайтесь от него, выслушайте, ведь это не займет много времени. Если маленький школьник чем-то расстроен, не допытывайте причину. Возможно, он расскажет позже, или осторожно поинтересуйтесь через некоторое время сами.
3.Помогите ребенку успешно социально адаптироваться в школе, преодолев и привыкнув к новым формам человеческих отношений.
4.Ребенок в начальных классах должно быть настойчивым. Родителям стоит поощрять его стремление к успеху, незаметно и ненавязчиво помогая. По мере своего развития и зрелости, дети приучаются логически мыслить, привыкают глубоко понимать тему, находить ее разъяснения, приучаются критически осмысливать прочитанное или увиденное. В течение этого периода родители должны воздерживаться от авторитарного отношения к ребенку, а их отношения должны строиться на диалогах - как равный с равным.
5.В условиях современной жизни первоклассников необходимо приучать самостоятельно каждый вечер мыться в ванне или под душем теплой водой с мылом. Голову надо мыть еженедельно шампунем. Ребенку ежедневно желательно было бы добавлять в блюда кукурузное масло, которое содержит витамин F, недостаток которого приводит к выпадению волос и возникновения дерматозов.
6. Ребенку школьного возраста, начиная с 1 класса, необходимо обеспечить рабочее место или комнату. Чтобы школьник работал сосредоточенно, не надо отрывать его от занятий для какой-то домашней работы, стоит убрать отвлекающие факторы (радио, телевизор, магнитофон). В комнате, где ребенок готовит уроки, рабочая лампа должна иметь мощность не менее 100 Вт и стоять слева. Нельзя использовать неоновые лампы.
7.Телевизор очень утомляет зрение, поэтому родители должны следить, чтобы их ребенок смотрел его на расстоянии 3-4 метров, а в выходные не проводил весь день перед экраном, а просматривал только самые интересные детские передачи. Никогда не торгуйтесь, говоря: «Если сделаешь хорошо уроки, я дам тебе ...». Ребенок может неправильно понять цель обучения, он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение. Придя из школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Не заставляйте его сразу же садиться за уроки. По мнению психологов, лучшее время для обучения - с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Приучите первоклассника заниматься именно в это время. Помните, что есть периоды, в течение которых ему учиться сложнее: маленький школьник устает, у него снижается работоспособность. Для первоклассника это первые 4-6 недель обучения, конец первого полугодия, первую неделю после зимних каникул и середина второго полугодия. Посвящайте своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он чувствовал, что вы его любите и цените. Не забывайте, что первоклассники - это еще маленькие дети, которые любят поиграть, послушать сказку или колыбельную на ночь, или чтобы их просто подержали на руках. Все это поможет снять напряжение, чувствовать себя спокойно и уверенно.
8.Ребенка нужно учить правильно сидеть за столом или партой. Учебники и тетради носить в ранце за спиной, чтобы предотвратить развитие сколиоза.
9.Родители закрепляют и совершенствуют у семилетнего ребенка элементарные гигиенические навыки, которые он получил за семь лет своей жизни. Они должны следить, чтобы школьная одежда после школы была тщательно развешена, ботинки или туфли почищены, воротничок и манжеты рубашки - чистые.
10. Не каждый ребенок, достигший школьного возраста, умеет правильно сидеть или лежать, а это приводит к неправильному формированию скелета. Поэтому на кровать необходимо класть жесткий матрас без мягких и тяжелых подушек.
11. Успешность семилетнего ребенка в школе не всегда соответствует степени его одаренности. Одни дети мыслят медленнее и «тормозятся», если учитель очень настойчив, а некоторые не всегда умеют выражать собственное мнение, даже если оно правильное. В этом возрасте дети бывают непоседливые, мечтательные, а бывают и ленивые.
12. Недопустимо, чтобы в семье, где есть ребенок младшего школьного возраста, родители курили сигареты в квартире, поскольку пассивное «курение» ребенка вредит ему так же, как и активное.
13. Важно, чтобы родители, особенно на первом году обучения ребенка, поддерживали постоянную связь со школой, чтобы знать, как проявляет себя ребенок, какие у него проблемы.
14.Родители должны организовывать выполнение домашних заданий так, чтобы последние у детей занимали меньше времени. Неправы те родители, которые заставляют детей после уроков в школе, часами заниматься музыкой, шахматами, или чем-то другим в четырех стенах без свежего воздуха. Дети-отличники с бледным лицом и слабым здоровьем вряд ли будут счастливы в жизни. Врачи, родители, учителя отмечают, что дети подрастают или летом, или после каникул, проведенных в горах, даже зимой. Солнце, воздух, вода, ультрафиолетовые лучи играют большую роль в физическом развитии ребенка.
Приведенные советы помогут вашему ребенку легко адаптироваться к обучению в 1 классе, а школа станет тем местом, где он будет воспринят таким, какой он есть со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами и большими и малыми событиями в школьной жизни.
Вывод: И так, здоровье ребенка зависит от влияния целого комплекса разнообразных факторов, которые в значительной степени обусловливают и определяют адаптацию ребенка к окружающей среде, его физическое и интеллектуальное развитие в такой ответственный период жизни - как начало обучения в школе. Помните об этом!
|