Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

СКАЧАТЬ (27.1 Kb) 20.10.2021, 16:35
Лузгина Светлана Геннадьевна
старший воспитатель, МКОУ Чикская СОШ №6 им. Д.К.Потапова
Семинар –практикум
(для педагогов)
Тема: «Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»
 
Подготовила: старший воспитатель Лузгина С. Г.
МКОУ Чикская СОШ №6 им. Д.К.Потапова

Ведущий: Мы с вами взрослые люди, но мы часто обращаемся в детство. Вспоминаем какие – то интересные, удивительные моменты, которые вас радуют и сегодня. Вам вспоминать их очень приятно, радостно и бывает даже весело. И я не ошибусь, что у многих из вас появляется желание вернуться в то беззаботное время, В ДЕТСТВО. Но бывает и наоборот, когда возникали такие моменты, ситуации, о которых вам и сегодня вспоминать неприятно.

Поэтому, если говорить о дошкольном детстве, то дошкольное детство – самая удивительная пора, когда день тянется долго-долго, а мир вокруг – прекрасный и удивительный. В этом мире живут маленькие человечки – дети и большие люди – взрослые. Этот мир притягивает ребенка, и он стремится познать этот мир чрез игру, сказку, музыку, общение с природой и окружающим.

В детстве формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Любознательность, пытливость, желание узнавать - это как раз те самые первые и самые необходимые черты характера, которые направлены на развитие мышления, и которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом, но в период детства детям так необходима помощь и поддержка взрослого. И чтобы помочь ребенку в его дальнейшем развитии, взрослые не только должны, а просто обязаны снижать негативное влияние среды, которая оказала бы неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка. Мы должны создавать такие условия, которые могли бы побуждать ребенка к определенным занятиям, творчеству, самостоятельности, научили бы его общаться со сверстниками и взрослыми, научили бы навыкам контроля над своим поведением, за своими действиями. Конечно же, главным вашим помощником является семья. Семье отводится особая роль. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Сегодня мы поговорим с Вами о подготовке наших детей к школе, о роли воспитателя в формировании у наших воспитанников мотивационной готовности к школьному обучению.

Начало обучения ребенка в первом классе - сложный и ответственный этап в его жизни, вы ведь понимаете, что в этот самый период происходит много изменений в его жизни. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция: был ребенком, теперь стал школьником, меняется социальный институт обучения и воспитания: уже не сад. И не бабушка, а школа, где учебная деятельность становится ведущей, социально значимой, а еще его деятельность будет оцениваться, и это становится очень важным для ребенка. Расширяются права и обязанности ребенка, обогащаются его связи с окружающей средой.

Наши воспитанники скоро будут первоклассниками, и они станут субъектом другой деятельности, а это начало его общественной жизни, как человека. Со вступлением в первый класс поменяется жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам. Если в детском саду рядом был всегда воспитатель, то в школе многие вопросы он должен решать сам, принимать решения самостоятельно, а это не всегда, получается, возникают трудности, появляются проблемы, вместе с ними появляется желание не ходить в школу.

Конечно же, Все мы и родители и воспитатели хотим, чтобы дети наши хорошо учились, были послушными, активными, жизнерадостными. Однако школьные трудности неизбежны. Кто – то справиться с ними легко, а кому – то будет трудно, одна часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевают неблагоприятные изменения, и дети успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и дальше. Еще раз повторюсь, что начало обучения в школе – это сложный комплекс непривычных переживаний и адаптация к ним сопряжена с немалыми трудностями и у конечно всех детей проходит по - разному, и особенно тяжело детям, которые никогда не посещали детские учреждения. Врачи, например, судят о степени адаптации ребенка к требованиям школы по его утомляемости, успеваемости, состоянию здоровья.

Педагоги же в первую очередь смотрят на познавательную активность, мышление, коммуникативные способности, эмоциональное благополучие ребенка. Конечно, же важным фактором является истощаемость и скорость выполнения заданий.

Поэтому для того, чтобы дети безболезненно вошли в школьную жизнь, необходимо, чтобы они были подготовлены к предстоящим изменениям.

Поэтому от нас взрослых потребуется большой запас терпения, чтобы понять и помочь ребенку. А, главное, чтобы ребенок хотел идти в школу с желанием, радостью.

Как же помочь ребенку, как можно быстрее приспособиться к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского учебного заведения и семьи?
Как помочь ребенок, научить его преодолевать эти трудности до школы? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками?
Что сделать для того, чтобы ваш воспитанник и будущий первоклассник не потерял интерес к учебе?
На эти и другие вопросы давайте попытаемся ответить вместе.

Предлагается
1. Упражнение «Коробка»
Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит правую ногу в одну коробку, левую в другую, второй и третий участники встают слева и справа от первого, и каждый ставит одну ногу в его коробку. В таком положении они должны вместе пересечь комнату. По окончании упражнения проводится обсуждение:
- Удобно ли было вам двигаться? (нет)
- Кому из участников было наиболее сложно перемещаться? (Тому, кто стоял в середине.)
- В каком случае игроку, стоящему в середине, двигаться было легче? (Когда все трое шагали вместе и в одном направлении.)
Ведущий: В положении человека, стоящего в центре, находится ребенок. С одной стороны, у него школа со своими методами воспитания, требованиями, с другой стороны – родители со своими взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо выполнять требования и родителей и школы, и семьи.
Поэтому необходимо выделить и продумать ряд мероприятий, которые бы способствовали безболезненному приспособлению ребенка к школьной жизни. А у нас сегодня 25детей, которые через несколько месяцев будут первоклассниками.

Как вы думаете?
 С чего необходимо начинать? Многие из вас сегодня родители первоклассника. Поделитесь, с какими проблемами вы столкнулись?
Ответы участников семинара-------------------

Участникам предлагаются карточки с вопросами:
 Наблюдаете ли вы за своими воспитанниками – бывшими выпускниками? Как они пережили первые школьные трудности? Какие выводы вы сделали для себя?
 Как вы следующим своим выпускникам, можете помочь в их преодолении? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать для того, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе?
 Как вы считаете, с какого возраста необходимо знакомить детей со школой (как с учреждением) и школьной жизнью?
 На что необходимо обратить внимание в детском саду педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста?

Выступления всех участников семинара
Вывод из всех выступлений, предложения, рекомендации.


Ведущий :
Из ходя из своего опыта, хочу отметить, что во время адаптации наблюдается негативная физиологическая реакция детского организма на резкое изменение привычного образа жизни: быстрая утомляемость, нарушение сна и аппетита, возбудимость, раздражительность, не желание идти в школу. У некоторых детей это может продолжаться до трех месяцев и более - до года. Поэтому хочу отметить, что есть необходимость взаимодействия воспитателя и родителя с целью профилактической работы, которая должна быть направлена на формирование у ребенка положительной мотивации к школьному обучению.

А для этого:
 необходимо родителей знакомить с возрастными и психологическими особенностями детей (более подробно в старших и подготовительных группах). Постоянно говорить о том, что все дети способны, но эти способности необходимо развивать. В детском саду целенаправленно не готовят детей к школе, их развивают, формируя положительное отношение к обучению в школе.
 познакомить с программными задачами и содержанием работы с детьми данного возраста.
 поделиться педагогическим опытом в использовании приемов и методов в разных видах дошкольной деятельности.
 обозначить и раскрыть родителям значение мотивационных задач, которые помогли бы сформировать у ребенка правильное и положительное отношение к школе и к школьному обучению.

Ведущий: Еще раз хочу заострить ваше внимание, что же означает личностно-мотивационная готовность:
1. Знания о школе. О школьных правилах общежития.
(представления о школе, обучении: полнота и точность знаний, осознанность).
2. Отношение к школе, обучению
(желание стать учеником, обучаться, стремление занять позицию школьника: осознание обучения в школе как способа достижения взрослости)
3.Наличие познавательных мотивов, интереса к окружающему, активности:
• Устойчивый интерес к умственным задачам и их решению;
• Умение самостоятельно производить умственные операции, решать задачи;
• Умение мотивировать себя для получения новых знаний и рационально использовать их при решении задачи;
3. Умение строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Характер отношений со взрослыми:
• Устойчиво-положительный
• Неустойчивый
• Открытый отрицательный.
Характер отношений со сверстниками:
• Активно-положительный
• Безразличное, незаинтересованное взаимодействие
• Активно-отрицательный.
4.Уровень самоприятия и самооценки ребенка
5.Статус ребенка в коллективе.
А с родителями перед выпуском можете поделиться своими советами.

Советы родителям.
Чтобы вашему ребенку легче училось, чтобы ваш ребенок стал членом классного коллектива, Вам необходимо помочь ему в этом, особенно в первые 4-6 недель. Предлагаем советы для родителей по адаптации первоклассников:
1. Утром будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть улыбку на вашем лице и услышать ваш ласковый голос. Не дергайте ребенка по пустякам и не подгоняйте его с самого утра. Чтобы не возникало спешки, рассчитайте время, необходимое для того, чтобы собраться первокласснику в школу. Если он не успевает, на следующий день разбудите его чуть раньше.
2.Следует накормить ребенка завтраком, но, если почему-то он не хочет, есть, не заставляйте. Лучше дайте завтрак с собой. По дороге в школу не говорите фраз типа: «Смотри, не балуйся!» или «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Лучше пожелайте ребенку успехов и подбодрите его добрым словом. Встречая со школы, не забрасывайте вопросами: «Что ты сегодня получил?» или «Сегодня без плохих оценок?». Дайте ребенку возможность расслабиться. Если же он хочет поделиться с вами чем-то важным, не отмахивайтесь от него, выслушайте, ведь это не займет много времени. Если маленький школьник чем-то расстроен, не допытывайте причину. Возможно, он расскажет позже, или осторожно поинтересуйтесь через некоторое время сами.
3.Помогите ребенку успешно социально адаптироваться в школе, преодолев и привыкнув к новым формам человеческих отношений.
4.Ребенок в начальных классах должно быть настойчивым. Родителям стоит поощрять его стремление к успеху, незаметно и ненавязчиво помогая. По мере своего развития и зрелости, дети приучаются логически мыслить, привыкают глубоко понимать тему, находить ее разъяснения, приучаются критически осмысливать прочитанное или увиденное. В течение этого периода родители должны воздерживаться от авторитарного отношения к ребенку, а их отношения должны строиться на диалогах - как равный с равным.
5.В условиях современной жизни первоклассников необходимо приучать самостоятельно каждый вечер мыться в ванне или под душем теплой водой с мылом. Голову надо мыть еженедельно шампунем. Ребенку ежедневно желательно было бы добавлять в блюда кукурузное масло, которое содержит витамин F, недостаток которого приводит к выпадению волос и возникновения дерматозов.
6. Ребенку школьного возраста, начиная с 1 класса, необходимо обеспечить рабочее место или комнату. Чтобы школьник работал сосредоточенно, не надо отрывать его от занятий для какой-то домашней работы, стоит убрать отвлекающие факторы (радио, телевизор, магнитофон). В комнате, где ребенок готовит уроки, рабочая лампа должна иметь мощность не менее 100 Вт и стоять слева. Нельзя использовать неоновые лампы.
7.Телевизор очень утомляет зрение, поэтому родители должны следить, чтобы их ребенок смотрел его на расстоянии 3-4 метров, а в выходные не проводил весь день перед экраном, а просматривал только самые интересные детские передачи. Никогда не торгуйтесь, говоря: «Если сделаешь хорошо уроки, я дам тебе ...». Ребенок может неправильно понять цель обучения, он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение. Придя из школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Не заставляйте его сразу же садиться за уроки. По мнению психологов, лучшее время для обучения - с 8 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Приучите первоклассника заниматься именно в это время. Помните, что есть периоды, в течение которых ему учиться сложнее: маленький школьник устает, у него снижается работоспособность. Для первоклассника это первые 4-6 недель обучения, конец первого полугодия, первую неделю после зимних каникул и середина второго полугодия. Посвящайте своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он чувствовал, что вы его любите и цените. Не забывайте, что первоклассники - это еще маленькие дети, которые любят поиграть, послушать сказку или колыбельную на ночь, или чтобы их просто подержали на руках. Все это поможет снять напряжение, чувствовать себя спокойно и уверенно.
8.Ребенка нужно учить правильно сидеть за столом или партой. Учебники и тетради носить в ранце за спиной, чтобы предотвратить развитие сколиоза.
9.Родители закрепляют и совершенствуют у семилетнего ребенка элементарные гигиенические навыки, которые он получил за семь лет своей жизни. Они должны следить, чтобы школьная одежда после школы была тщательно развешена, ботинки или туфли почищены, воротничок и манжеты рубашки - чистые.
10. Не каждый ребенок, достигший школьного возраста, умеет правильно сидеть или лежать, а это приводит к неправильному формированию скелета. Поэтому на кровать необходимо класть жесткий матрас без мягких и тяжелых подушек.
11. Успешность семилетнего ребенка в школе не всегда соответствует степени его одаренности. Одни дети мыслят медленнее и «тормозятся», если учитель очень настойчив, а некоторые не всегда умеют выражать собственное мнение, даже если оно правильное. В этом возрасте дети бывают непоседливые, мечтательные, а бывают и ленивые.
12. Недопустимо, чтобы в семье, где есть ребенок младшего школьного возраста, родители курили сигареты в квартире, поскольку пассивное «курение» ребенка вредит ему так же, как и активное.
13. Важно, чтобы родители, особенно на первом году обучения ребенка, поддерживали постоянную связь со школой, чтобы знать, как проявляет себя ребенок, какие у него проблемы.
14.Родители должны организовывать выполнение домашних заданий так, чтобы последние у детей занимали меньше времени. Неправы те родители, которые заставляют детей после уроков в школе, часами заниматься музыкой, шахматами, или чем-то другим в четырех стенах без свежего воздуха. Дети-отличники с бледным лицом и слабым здоровьем вряд ли будут счастливы в жизни. Врачи, родители, учителя отмечают, что дети подрастают или летом, или после каникул, проведенных в горах, даже зимой. Солнце, воздух, вода, ультрафиолетовые лучи играют большую роль в физическом развитии ребенка.

Приведенные советы помогут вашему ребенку легко адаптироваться к обучению в 1 классе, а школа станет тем местом, где он будет воспринят таким, какой он есть со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами и большими и малыми событиями в школьной жизни.

Вывод: И так, здоровье ребенка зависит от влияния целого комплекса разнообразных факторов, которые в значительной степени обусловливают и определяют адаптацию ребенка к окружающей среде, его физическое и интеллектуальное развитие в такой ответственный период жизни - как начало обучения в школе. Помните об этом!


Категория: Блоги | Добавил: Luzgina347
Просмотров: 351 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог