Введение.
Речь и чтение – это очень сложный структурный навык.
За успешность чтения отвечают разные отделы головного мозга. Дети плохо читают не потому, что они глупые или ленятся, а потому что у них есть частичные отклонения в развитии высших психических функций.
Важно понимать , что идет не так и поддерживать слабое звено за счет сильных звеньев.
Ребенок не должен быть сонным или слишком возбужденным, чтобы читать и понимать смысл.
Трудности чтения связаны с регуляцией, программированием и контролем. Это импульсивные, невнимательные, неусидчивые дети.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Поэтому, обучая чтению, мы в тоже время учим детей слушать чтение и использовать устную речь для переработки полученной информации, чтобы глубже осознать и использовать её.
Дислексия.
Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Когда есть проблемы с некоторыми психическими функциями, которые участвуют в формировании таких навыков , ребенок испытывает сложности при работе с текстом.
Существуют разные виды дислексии.
Регуляторная.
• Пропускает буквы, слоги , слова.
• Неправильно расставляет знаки препинания.
• Совершает ошибки по невнимательности.
• Повторяет слоги, добавляет лишние.
• Делает паузы в неверном месте.
У детей возникает сложность в понимании даже самых простых текстов. В целом, кажется, что ребенок невнимательно читает текст. Он может прочитать текст, а потом, когда у него спрашивают описание каких-то конкретных деталей, ребенок теряется, потому что детали как-будто ускользают из его поля внимания. Для работы с этими детьми нужно максимально много уделять внимания развитию регуляции и внимания.
Фонематическая.
• Замена звуков, букв, близких по звучанию (слуховой выбор)
• Замена звуков, близких по произношению (т/п, т/ч, т/к) (кинестетический выбор).
Зрительно – пространственная.
• Пропускает , заменяет гласные.
• Пишет слитно разные слова.
• Трудно ориентируется на листе бумаги.
• Не запоминает зрительный образ слова.
• Не может держать строку (не соблюдает размер и наклон букв).
Внимательное наблюдение за успехами и ошибками ребенка позволяет выявить конкретную причину трудностей при обучении чтению.
Важно понимать какие именно задания нужно включать для того, чтобы развивать внимание, зрительное или слуховое восприятие.
Как формируется навык чтения.
Это происходит по двум техническим параметрам: скорость и правильность. Важен и способ чтения.
К концу 1-го класса техника чтения детей в среднем должна составлять 20-25 слов в минуту. Дети, которые пришли в первый класс уже читающие, для них это легкое требование. А вот дети, которые в первом классе учатся читать « с нуля» , для них, достаточно, высокое требование. Поэтому, лучше ориентироваться не только на скорость чтения, количество ошибок, но и на количественный анализ ошибок, которые ребенок совершает, каким способом он читает и на сколько он понимает прочитанный текст.
Начинающий читатель одномоментно воспринимает одну или несколько букв. Опытный читатель может воспринимать слово, несколько слов или предложение.
Чем меньше читательский опыт, тем чаще ребенок возвращается к прочитанному, потому что ему сложно удерживать большой объем в памяти.
Для того, чтобы аккуратно сканировать взглядом текст, нужно:
• Уметь выделять начало текста.
• Проследить строку слева направо.
• Точно переходить от одной строки к другой.
Этапы формирования навыка чтения.
Овладение звуко-буквенными обозначениями. Единица чтения – буква.
Плавное слоговое чтение. Единица чтения – слог.
Целостный прием чтения. Простые слова прочитывает целиком. Многосложные и незнакомые слова – послоговое чтение.
Синтетическое чтение. Читает целыми словами и группами слов. На этот уровень дети переходят в 3-4 классах.
Как мотивировать детей читать.
Предлагать простые тексты.
Поощрять чтение.
Вдохновлять своим примером.
Для того, чтобы научить детей читать и полюбить чтение, можно просить их сочинять свои истории, создавать иллюстрации к книгам. Можно читать с ними энциклопедии, блоги, комиксы. Давать ребенку больше возможности говорить о прочитанном. И обязательно – вдохновлять своим примером.
|