Чтение – одно из важных средств формирования личности. Сформировавшийся навык чтения - не только успешное обучение в школе, но и путь к дальнейшему обустройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования ребенка.
Формирование навыка чтения является одной из важных задач обучения. Полноценное чтение предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но главную роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь нужную информацию, понять смысл прочитанного.
Овладение чтением является сложной и напряженной работой, которая требует от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических). Не все обучающиеся способны легко овладеть чтением.
Для наших обучающихся с ОВЗ эта проблема особенно актуальна. В нашем учреждении (ГБОУ школа-интернат г.о.Отрадный) обучаются дети-инвалиды, дети с УО (интеллектуальными нарушениями) ( вариант 1). Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Часто в школу поступают дети с несформированными предпосылками для овладения чтением. Медленно и трудно у обучающихся совершенствуется навык правильности чтения. Обучающиеся способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.
Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками, потеря интереса, нежелание читать являются актуальными проблемами при обучении.
Нельзя не выделить отдельно проблему дислексии. Это нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций". У дислектиков наблюдается нарушения внимания, им трудно воспринимать письменный текст в принципе, они не могут связать значки на бумаги с произносимыми звуками. Такие дети при чтении или письме не только пропускают буквы, целые слоги, но часто меняют их местами, пытаются читать их справа налево.
Из-за трудностей, возникающих на первом этапе обучения чтению, многие дети теряют интерес, желание читать, иногда может выработаться негативизм. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, русского языка. Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих с детьми с ОВЗ.
Работая много лет с детьми, обучающимися в коррекционном ОУ, я могу утверждать, что на первый план выходит задача повышения интереса к чтению.
Интерес к чтению возникает только в том случае, если ребенок легко владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Какие же упражнения я использую в своей работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:
Упражнения в проговаривании скороговорок, чистоговорок.
Задание: Прочитайте скороговорку три раза медленно, быстро, совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки. Коля колья колет, Поля поле полет. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем.
Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми происходит путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановиться на этом месте и указать последнее слово, а учитель делает выборочную проверку.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальчиком следит по строчке. А его сосед читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети подстроиваются под его темп. Затем учитель молча продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Потом снова идет чтение вслух. И те дети, которые “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с учителем на одном слове.
Работа по развитию коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения, русского языка, на индивидуальных коррекционных занятиях.
Тесное сотрудничество учителей и логопедов, единство их требований, учет индивидуальных особенностей обучающихся позволяет достичь определенных результатов.
3 волшебных упражнения для развития техники чтения
Упражнение 1. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами. Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов.
Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Упражнение 2. «Шерлок»
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие: рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак.
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так, как пытаясь найти одно слово, ребенок будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
Упражнение 3. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги. Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Основная задача коррекционно - развивающих упражнений – обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.
Система работы в коррекционных школах направлена на компенсацию недостатков школьного развития, восполнение пробелов воспитания, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности и активизацию познавательной деятельности обучающихся.
Литература
Кречетова, Н.М. Профилактика нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Н.М. Кречетова. – Логопед: научно – методический журнал, 2008. – № 3. – с. 11 – 27.
Панфилова, И. Играя, учимся: [упражнения для детей, испытывающих трудности с правильным произношением звуков] [Текст] / И. Панфилова. – Социальная защита, 2008. – № 6. – Социономия (социальная работа), 2008. – № 6. – с. 29 – 32.
|