Сегодня: 17.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Формирование образа "Я" у воспитанников с ЗПР"

СКАЧАТЬ (31.5 Kb) 06.05.2025, 08:54
Моделикова Надежда Егоровна
педагог-психолог, МБДОУ "Березовский детский сад № 9"
Обоснование. Инклюзивное образование, реализуемое в настоящее время, подразумевает создание равных возможностей для каждого. Равные возможности организуются через доступность, что подразумевает создание необходимых условий для воспитанников с ОВЗ. Практически в каждой группе детского сада можно выделить одного - двух, а иногда и более детей с затруднениями в развитии социально-эмоциональной и познавательной сферах. Проявляется это в особенностях поведения, низком уровне развития навыков игры и общения. Реакция ребёнка на ситуацию привлечения его к совместной деятельности может стать непредсказуемой для приглашающего и варьироваться от ухода от контакта и негативизма до выраженного аффекта, сопровождающегося истерикой или агрессией. Безусловно, такие «тяжелые» дети вызывают дезорганизацию учебно-воспитательного процесса в группе сверстников. Что же делать? Предлагаю вам свои видение и опыт оказания ребёнку помощи через формирование у него образа «Я», который является основополагающим в развитии здоровой личности ребёнка. Формирование социального образа «Я» происходит в дошкольном возрасте, который является сензитивным в воспитании личности ребёнка, развитии его адекватной самооценки, способствующей осознанию ребёнком себя как члена межличностных взаимодействий и социальных отношений.

Проблемы и противоречия. Проблема формирования образа «Я» у детей с ЗПР отмечается психологами как сложная в связи с полиморфностью нарушений, отмечающихся как в проблемах органогенеза, так и условиях социокультурной среды, в которой развивается ребёнок. Появление в раннем возрасте проблемы осознания своего образа «Я»у ребёнка с особенностями развития зависит не столько от физиологии, сколько от стиля воспитания. Наиболее неблагоприятными являются стили гиперопека и авторитарность. Формирующееся к трём годам новообразование «Я сам» может не сформироваться,и коренится эта проблема будет в родительских установках воспитания. Изначальное искажение развития у детей с ЗПР проявляется через эмоционально-волевую сферу что влияет на социальную составляющую образа «Я». И проявляется неумением удерживать границы общения, низким уровнем сформированности эмоциональной отзывчивости, затруднением понимания и выражения своих эмоций, неумением выстраивать личностные взаимодействия. Ярко выражено неумение дифференцировать оттенки тонких переживаний: внешне мир детей с ЗПР, как будто, полярно разделён на чёрное и белое. Из всего вышесказанного становится понятным, что без специальной помощи ребёнку с ЗПР не обойтись. Невозможность самостоятельного создания картины мира проявляется в затруднении понимания межличностных связей и осознания образа «Я», который является частью этого мира, в связи с чем, социализация и интеграция могут быть крайне затруднительны.

Реализация. Дети с ЗПР - обычные дети, и развиваются они по общим закономерностям психологического развития. Однако в работе с ребёнком, имеющим статус ЗПР, следует учитывать изменение темпов и сроков созревания психических функций. Выстраивая коррекционную работу, необходимо обратить внимание и на особенности становления количественных и качественных характеристик психофизиологического развития. Актуальный уровень развития ребёнка определяется с помощью комплексной психологической диагностики.

Возвращаясь к теме своего доклада, представляю вам используемые мною методики для диагностики формирования образа «Я». По данным экспериментальных психологических исследований диагностика самосознания проводится у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Именно в этом возрасте формирующийся образ «Я» может проявляться в более или менее адекватно дифференцированной самооценке, определяющей стиль поведения и взаимодействия с людьми.
Методика «Исследование половозрастной идентификации» (автор: Наталья Львовна Белопольская).
Цель: исследование уровня половозрастной идентификации детей 5-7 лет с различными уровнями психического развития.
Методика «Какой Я ?» ( автор: Роберт Семёнович Немов).
Цель: определение самооценки ребёнка.
Методика «Лесенка» (авторы: Вера Григорьевна Щур, Софья Густововна Якобсон).
Цель: определение уровня самооценки детей, как компонента образа «Я».

Эти методики выбраны не случайно. Самосознание ребёнка неразрывно связанно со становлением своего образа «Я», который состоит из комплекса трёх взаимосвязанных и переплетающихся между собой «Я». Это когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

В когнитивном компоненте формируются знание своего тела, представления о своих физических возможностях, умение следить за внешним видом. В этой части работа строится на создании у ребёнка представлений о самом себе, отношении к себе, что впоследствии определяется как самоуважение. Следует отметить, что развитие этого компонента зависит от семейного воспитания и индивидуального опыта, приобретаемого ребёнком в среде сверстников, а также от работы педагогов, сопровождающих учебно-воспитательный процесс.

В эмоционально-оценочном компоненте отражаются результаты сравнения себя с другими, появляется оценка своих возможностей в среде сверстников, которая проявляется в принятии равенства или элементах конструктивного соперничества, что определяется формирующимся качеством процесса общения и деятельности. Этот компонент в основе своей носит эмоциональный характер и может обладать аффектами различной степени интенсивности.

Поведенческий компонент – это практические действия, которые вызываются непосредственным образом «Я». Этот компонент принадлежит к сфере адаптации к окружающей действительности, который демонстрирует сформированность когнитивного и эмоционально-оценочного образа «Я».

Повторюсь, формирование образа «Я», то есть представлений ребёнка о себе и про себя, напрямую зависит от качества отношения к ребёнку окружающих его людей. В свою очередь, через поведение ребёнок влияет на качество своих же отношений с другими людьми, что практически сразу отражается на развитии всех видов деятельности воспитанника.

При формировании у ребёнка с ЗПР образа «Я» следует запастись терпением и стараться сохранять баланс между строгостью и нежностью. В процессе воспитания иногда требования взрослых, предъявляемые ребёнку, не соответствуют его актуальному развитию, что вызывает диссонанс в отношениях взрослый-ребёнок. Почему в сложных взаимодействиях чаще оправдываем себя, а не ребёнка? Ребёнок, в силу своей особенности, не может без помощи взрослого адекватно оценивать себя, и тут становится ясным, что действовать должен взрослый, который уже имеет навыки выстраивания продуктивных отношений. Предлагаю не смотреть на статус, а постараться увидеть мир глазами этого ребёнка, почувствовать,какую эмоцию он переживает и как себя при этом чувствует. Проживание происходящей ситуации вместе с ребёнком здесь и сейчас с оказанием необходимой ему помощи в её решении формирует у воспитанника понимание своего образа «Я» через непосредственное проживание этой ситуации. Через принятие примера, демонстрируемого взрослым, в оценке произошедшей ситуации («хорошо», «плохо») ребёнок уточняет и корректирует своё «Я».

Современный подход к коррекционно-развивающей работе направлен на освоение ребёнком окружающего мира посредством развития академических знаний. Я в своей работе с детьми с ОВЗ делаю упор на социально-психологическую направленность, реализуемую через принятие ребёнка, понимание и удовлетворение его базовых желаний. Вместе с ним проживаю волнующие его чувства. Стараюсь помочь ребёнку, научиться выстраивать живое, эмоциональное отношение с окружающим миром.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая активность ребёнка. Дети с ЗПР, как и нормотипичные дети, предпочитают игры и развлечения, но в работе с ними необходимо удерживать баланс между подвижными и сюжетно-ролевыми играми. В подвижных играх предпочтительно предлагать правила на чередование динамики и статики, использовать игры с мячом, а в сюжетно-ролевые вводить эмоциональный компонент. Не стоит недооценивать необходимость простой беседы с ребёнком, не поучительной, а настоящей, с проявлением неподдельного интереса к его мечтам и увлечениям. Для формирования адекватного образа «Я» у ребёнка крайне важно делать акцент на том, что у него получается лучше всего, закрепляя тем самым в образе «Я»: «Я могу», «Я умею», «Я сделаю», - и, самое главное, каждое, пусть и незначительное достижение, должно подкрепляться психологическим поглаживанием, то есть одобрением за приложенные им усилия в выполнении какого-либо действия, будь то продуктивная деятельность или элемент положительной коммуникации.

В реализации представленного выше краткого описания взаимодействия с воспитанниками с ЗПР использую такие подходы, как личностный и деятельностный. При формировании содержания работы учитываю интересы каждого ребёнка, его потребности в социальных контактах, удовлетворение потребности в принятии. Форма работы - индивидуальная. Методы и приёмы состоят из упражнений, суть которых состоит в многократном определении положительных или отрицательных качеств в сюжетных картинках и реальных ситуациях. В результате формирую устойчивые навыки и привычки уважительного отношения к окружающим, включённые в образ «Я».

Консультации, связанные с периодом коррекции образа «Я» у ребёнка с ЗПР.
На основании результатов диагностики для воспитателей и родителей детей с ЗПР провожу консультации по темам:
«Детско-родительские отношения. Стили воспитания»,
«Как оказать ребёнку поддержку в процессе формирования у него знаний о себе, умении вербально выражать свои переживания, чувства и настроения»,
«Формирование навыка самостоятельного определения границы от «можно», до «нельзя», то есть формирование допустимого поведения в моменты достижения своих целей»,
«Необходимость формирования и развития умения ребёнка проводить анализ ситуаций «хорошо» и «плохо»,
«Зачем учить ребёнка планировать свои действия и предвосхищать причины и последствия действий».

Вывод. Результатом представленного мною опыта по формированию образа «Я» у детей с задержкой психического развития является положительная динамика развития каждого ребёнка. Встречи, построенные в своей основе на принципе безусловного принятия, позволяют отмечать адекватное становление образа Я, что отражающееся на эффективности развития познавательной сферы.


Категория: Блоги | Добавил: ModelikovaN
Просмотров: 148 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 17.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог