Сегодня: 21.06.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Формирование образа "Я" у воспитанников с ЗПР"

СКАЧАТЬ (31.5 Kb) 06.05.2025, 08:54
Моделикова Надежда Егоровна
педагог-психолог, МБДОУ "Березовский детский сад № 9"
Обоснование. Инклюзивное образование, реализуемое в настоящее время, подразумевает создание равных возможностей для каждого. Равные возможности организуются через доступность, что подразумевает создание необходимых условий для воспитанников с ОВЗ. Практически в каждой группе детского сада можно выделить одного - двух, а иногда и более детей с затруднениями в развитии социально-эмоциональной и познавательной сферах. Проявляется это в особенностях поведения, низком уровне развития навыков игры и общения. Реакция ребёнка на ситуацию привлечения его к совместной деятельности может стать непредсказуемой для приглашающего и варьироваться от ухода от контакта и негативизма до выраженного аффекта, сопровождающегося истерикой или агрессией. Безусловно, такие «тяжелые» дети вызывают дезорганизацию учебно-воспитательного процесса в группе сверстников. Что же делать? Предлагаю вам свои видение и опыт оказания ребёнку помощи через формирование у него образа «Я», который является основополагающим в развитии здоровой личности ребёнка. Формирование социального образа «Я» происходит в дошкольном возрасте, который является сензитивным в воспитании личности ребёнка, развитии его адекватной самооценки, способствующей осознанию ребёнком себя как члена межличностных взаимодействий и социальных отношений.

Проблемы и противоречия. Проблема формирования образа «Я» у детей с ЗПР отмечается психологами как сложная в связи с полиморфностью нарушений, отмечающихся как в проблемах органогенеза, так и условиях социокультурной среды, в которой развивается ребёнок. Появление в раннем возрасте проблемы осознания своего образа «Я»у ребёнка с особенностями развития зависит не столько от физиологии, сколько от стиля воспитания. Наиболее неблагоприятными являются стили гиперопека и авторитарность. Формирующееся к трём годам новообразование «Я сам» может не сформироваться,и коренится эта проблема будет в родительских установках воспитания. Изначальное искажение развития у детей с ЗПР проявляется через эмоционально-волевую сферу что влияет на социальную составляющую образа «Я». И проявляется неумением удерживать границы общения, низким уровнем сформированности эмоциональной отзывчивости, затруднением понимания и выражения своих эмоций, неумением выстраивать личностные взаимодействия. Ярко выражено неумение дифференцировать оттенки тонких переживаний: внешне мир детей с ЗПР, как будто, полярно разделён на чёрное и белое. Из всего вышесказанного становится понятным, что без специальной помощи ребёнку с ЗПР не обойтись. Невозможность самостоятельного создания картины мира проявляется в затруднении понимания межличностных связей и осознания образа «Я», который является частью этого мира, в связи с чем, социализация и интеграция могут быть крайне затруднительны.

Реализация. Дети с ЗПР - обычные дети, и развиваются они по общим закономерностям психологического развития. Однако в работе с ребёнком, имеющим статус ЗПР, следует учитывать изменение темпов и сроков созревания психических функций. Выстраивая коррекционную работу, необходимо обратить внимание и на особенности становления количественных и качественных характеристик психофизиологического развития. Актуальный уровень развития ребёнка определяется с помощью комплексной психологической диагностики.

Возвращаясь к теме своего доклада, представляю вам используемые мною методики для диагностики формирования образа «Я». По данным экспериментальных психологических исследований диагностика самосознания проводится у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Именно в этом возрасте формирующийся образ «Я» может проявляться в более или менее адекватно дифференцированной самооценке, определяющей стиль поведения и взаимодействия с людьми.
Методика «Исследование половозрастной идентификации» (автор: Наталья Львовна Белопольская).
Цель: исследование уровня половозрастной идентификации детей 5-7 лет с различными уровнями психического развития.
Методика «Какой Я ?» ( автор: Роберт Семёнович Немов).
Цель: определение самооценки ребёнка.
Методика «Лесенка» (авторы: Вера Григорьевна Щур, Софья Густововна Якобсон).
Цель: определение уровня самооценки детей, как компонента образа «Я».

Эти методики выбраны не случайно. Самосознание ребёнка неразрывно связанно со становлением своего образа «Я», который состоит из комплекса трёх взаимосвязанных и переплетающихся между собой «Я». Это когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

В когнитивном компоненте формируются знание своего тела, представления о своих физических возможностях, умение следить за внешним видом. В этой части работа строится на создании у ребёнка представлений о самом себе, отношении к себе, что впоследствии определяется как самоуважение. Следует отметить, что развитие этого компонента зависит от семейного воспитания и индивидуального опыта, приобретаемого ребёнком в среде сверстников, а также от работы педагогов, сопровождающих учебно-воспитательный процесс.

В эмоционально-оценочном компоненте отражаются результаты сравнения себя с другими, появляется оценка своих возможностей в среде сверстников, которая проявляется в принятии равенства или элементах конструктивного соперничества, что определяется формирующимся качеством процесса общения и деятельности. Этот компонент в основе своей носит эмоциональный характер и может обладать аффектами различной степени интенсивности.

Поведенческий компонент – это практические действия, которые вызываются непосредственным образом «Я». Этот компонент принадлежит к сфере адаптации к окружающей действительности, который демонстрирует сформированность когнитивного и эмоционально-оценочного образа «Я».

Повторюсь, формирование образа «Я», то есть представлений ребёнка о себе и про себя, напрямую зависит от качества отношения к ребёнку окружающих его людей. В свою очередь, через поведение ребёнок влияет на качество своих же отношений с другими людьми, что практически сразу отражается на развитии всех видов деятельности воспитанника.

При формировании у ребёнка с ЗПР образа «Я» следует запастись терпением и стараться сохранять баланс между строгостью и нежностью. В процессе воспитания иногда требования взрослых, предъявляемые ребёнку, не соответствуют его актуальному развитию, что вызывает диссонанс в отношениях взрослый-ребёнок. Почему в сложных взаимодействиях чаще оправдываем себя, а не ребёнка? Ребёнок, в силу своей особенности, не может без помощи взрослого адекватно оценивать себя, и тут становится ясным, что действовать должен взрослый, который уже имеет навыки выстраивания продуктивных отношений. Предлагаю не смотреть на статус, а постараться увидеть мир глазами этого ребёнка, почувствовать,какую эмоцию он переживает и как себя при этом чувствует. Проживание происходящей ситуации вместе с ребёнком здесь и сейчас с оказанием необходимой ему помощи в её решении формирует у воспитанника понимание своего образа «Я» через непосредственное проживание этой ситуации. Через принятие примера, демонстрируемого взрослым, в оценке произошедшей ситуации («хорошо», «плохо») ребёнок уточняет и корректирует своё «Я».

Современный подход к коррекционно-развивающей работе направлен на освоение ребёнком окружающего мира посредством развития академических знаний. Я в своей работе с детьми с ОВЗ делаю упор на социально-психологическую направленность, реализуемую через принятие ребёнка, понимание и удовлетворение его базовых желаний. Вместе с ним проживаю волнующие его чувства. Стараюсь помочь ребёнку, научиться выстраивать живое, эмоциональное отношение с окружающим миром.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая активность ребёнка. Дети с ЗПР, как и нормотипичные дети, предпочитают игры и развлечения, но в работе с ними необходимо удерживать баланс между подвижными и сюжетно-ролевыми играми. В подвижных играх предпочтительно предлагать правила на чередование динамики и статики, использовать игры с мячом, а в сюжетно-ролевые вводить эмоциональный компонент. Не стоит недооценивать необходимость простой беседы с ребёнком, не поучительной, а настоящей, с проявлением неподдельного интереса к его мечтам и увлечениям. Для формирования адекватного образа «Я» у ребёнка крайне важно делать акцент на том, что у него получается лучше всего, закрепляя тем самым в образе «Я»: «Я могу», «Я умею», «Я сделаю», - и, самое главное, каждое, пусть и незначительное достижение, должно подкрепляться психологическим поглаживанием, то есть одобрением за приложенные им усилия в выполнении какого-либо действия, будь то продуктивная деятельность или элемент положительной коммуникации.

В реализации представленного выше краткого описания взаимодействия с воспитанниками с ЗПР использую такие подходы, как личностный и деятельностный. При формировании содержания работы учитываю интересы каждого ребёнка, его потребности в социальных контактах, удовлетворение потребности в принятии. Форма работы - индивидуальная. Методы и приёмы состоят из упражнений, суть которых состоит в многократном определении положительных или отрицательных качеств в сюжетных картинках и реальных ситуациях. В результате формирую устойчивые навыки и привычки уважительного отношения к окружающим, включённые в образ «Я».

Консультации, связанные с периодом коррекции образа «Я» у ребёнка с ЗПР.
На основании результатов диагностики для воспитателей и родителей детей с ЗПР провожу консультации по темам:
«Детско-родительские отношения. Стили воспитания»,
«Как оказать ребёнку поддержку в процессе формирования у него знаний о себе, умении вербально выражать свои переживания, чувства и настроения»,
«Формирование навыка самостоятельного определения границы от «можно», до «нельзя», то есть формирование допустимого поведения в моменты достижения своих целей»,
«Необходимость формирования и развития умения ребёнка проводить анализ ситуаций «хорошо» и «плохо»,
«Зачем учить ребёнка планировать свои действия и предвосхищать причины и последствия действий».

Вывод. Результатом представленного мною опыта по формированию образа «Я» у детей с задержкой психического развития является положительная динамика развития каждого ребёнка. Встречи, построенные в своей основе на принципе безусловного принятия, позволяют отмечать адекватное становление образа Я, что отражающееся на эффективности развития познавательной сферы.


Категория: Блоги | Добавил: ModelikovaN
Просмотров: 82 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.06.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог