Ключевая проблема деятельности современного педагога по экологическому воспитанию (В.В. Глебов, «Экологическая психология») заключается в том, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками осуществляется в основном на информационном уровне, не затрагивая ценностные слои личности воспитанников. Формирование основ экологического сознания (отношения к природе, к другим людям и к самому себе) должно происходить как процесс воспитания, образования и социализации, в ходе которого дети последовательно овладевают формами сознания, присущими различным уровням и формам развития Природы и Человека, через практическую, экспериментальную, игровую деятельность.
Таким образом, возникает необходимость создания специальной эколого-социально-образовательной среды, состоящей из: информационного компонента (система работы по экологическому воспитанию); социального компонента (экоцентрическая направленность взаимодействия воспитателей и родителей с природными объектами); физического компонента (соответствующая развивающая предметно-пространственная среда).
Работа в русле педагогического проекта позволила создать эколого-социально-образовательную среду. Проект реализовывается в МБДОУ д/с № 459 города Новосибирска с детьми дошкольных групп при участии педагогов и родителей воспитанников.
Основная цель проекта: развитие социально-значимых качеств личности у детей дошкольного возраста посредством реализации системы работы по формированию экологического сознания. При этом, социально-значимыми качествами личности считаются коммуникативные, познавательные, исследовательские качества.
Задачи проекта: 1) Организовать проведение с детьми системы работы по экологическому воспитанию «Правила взаимодействия человека с экологической системой «Мир животных-мир растений». 2) Организовать работу педагога-психолога в рамках курса игровых тренингов «Как стать человеком?» в рамках медиаобразовательного проекта «Взгляд». 3) Педагогу-психологу провести с детьми серию игровых тренингов по формированию способов конструктивного взаимодействия. 4) Познакомить родителей воспитанников с основами экологического сознания и экологического поведения, определяющими благополучную социализацию воспитанников.
При условии полной реализации данного проекта рассчитываем получить следующие результаты:
1) Повышение уровня экологических знаний у большей части воспитанников.
2) Перевод экологических знаний и представлений воспитанников в систему ценностей и экологических установок.
3) Понимание необходимости ответственного отношения к состоянию окружающей среды педагогами, воспитанниками и их родителями.
4) Формирование практических навыков экологической деятельности у воспитанников и их родителей.
5) Формирование социально-значимых качеств личности: коммуникативных, познавательных, исследовательских.
Основная идея работы по проекту заключается в том, что педагоги не просто транслируют знания по экологии детям, обогащая их познавательно. Затрагиваются важные культурно-исторические качества личности воспитанников, обращаясь к которым педагоги, стимулируют детей к общению с природой, как с великим «организмом», развивающимся по своим законам. И только, используя чуткое, внимательное, доброе отношение мы сможем по-настоящему приблизиться к разгадке законов природы. Наша система экологического воспитания позволяет увлечь ребёнка в познавательное путешествие, где его ждут чудесные открытия!
|