Финансовая грамотность становится важной составляющей общего развития детей уже с ранних лет. В связи с растущим влиянием экономики на повседневную жизнь важно начинать формировать базовые экономические понятия и привычки еще в дошкольном возрасте. Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений и методов формирования финансовой грамотности у дошкольников.
Дети начинают сталкиваться с финансовыми вопросами раньше, чем многие взрослые осознают. Наблюдая за родителями, дети усваивают определенные паттерны финансового поведения, такие как покупки товаров, оплата услуг, принятие финансовых решений. Именно поэтому важно своевременно вводить элементы финансовой грамотности в процесс воспитания.
Целью формирования финансовой грамотности у дошкольников является подготовка детей к осознанному восприятию экономических реалий окружающего мира, выработка рационального отношения к ресурсам и ответственному отношению к материальным ценностям.
Существует несколько путей, которыми возможно реализовать данное направление:
1. Игра. Игра остается основным способом усвоения нового материала детьми. Через ролевые игры, построенные на жизненных ситуациях («магазин», «банк»), дети осваивают основы денег, торговли, оплаты товаров и услуг.
2. Рассказывание историй. Сказочные сюжеты и истории помогают сформировать представление о деньгах, экономии, важности труда и накоплений.
3. Практические упражнения. Дети учатся обращаться с деньгами через практические задания: сортировка монет, подсчет стоимости покупок, составление списка необходимых вещей.
4. Семейное общение. Родители оказывают значительное влияние на финансовое поведение ребенка. Их пример, обсуждение семейных бюджетов, совместных покупок способствует пониманию ценности денег и разумному расходованию ресурсов.
Ряд исследователей подчеркивают важность ранней финансовой грамотности. Так, например, психолог Л.С. Выготский отмечал, что детская игра является важнейшим инструментом освоения социальных норм и ролей, включая финансовые аспекты жизни.
Иностранные исследователи также отмечают значимость раннего знакомства с денежными категориями. По данным Всемирного банка, раннее знакомство с принципами обращения с деньгами положительно сказывается на финансовом благополучии человека в будущем.
Литературные источники подтверждают эффективность игровых методов в формировании финансово-экономических понятий у дошкольников.
Несмотря на очевидную пользу, внедрение элементов финансовой грамотности сталкивается с рядом трудностей. Среди них недостаточная осведомленность самих педагогов и родителей о методиках формирования финансовой грамотности, отсутствие специально разработанных учебных пособий и недостаток специализированных тренинговых программ для работников сферы дошкольного образования.
Тем не менее перспективность направления очевидна. Успешные эксперименты в области введения уроков финансовой грамотности свидетельствуют о позитивных изменениях в поведении детей, появлении интереса к экономическим вопросам и понимания необходимости бережливого отношения к семейному бюджету.
Литературные источники:
1. Всемирный Банк. Global Financial Literacy Survey Report (перевод на русский язык). 2015.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
3. Кузнецова Л.Б. Экономическое воспитание дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2019. № 2. С. 34-41.
4. Новикова Т.К. Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста: опыт зарубежных стран // Образование и наука. 2018. № 1. С. 56-63.
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
|