Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

СКАЧАТЬ (32.4 Kb) 26.11.2020, 15:26
Березкина Ольга Николаевна
воспитатель, МБДОУ д/с №51
Воспитание здорового ребенка - актуальная проблема современного общества. Поэтому необходимо способствовать формированию основ здорового образа жизни уже в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает воспринимать свое тело, как часть собственного «Я». Проектная деятельность поможет дошкольнику исследовать строение своего тела, понять его работу, и как следствие - разумно и бережно относиться к своему организму, избегать ситуации, опасные для здоровья.

Метод проектов, разработанный в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи, стал особенно актуальным в современном педагогическом обществе. Теоретическая основа метода проектов в России раскрыта в трудах Е.Г.Кагарова, В.М.Крупенниковой, Е.С.Полат и др. [2]

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС.

Для осуществления педагогического деятельности по формированию ценностей здорового образа жизни и представлений о строении и функциональных особенностях организма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность необходимо, во-первых, активно содействовать формированию представлений об организме человека его строении и функциональных особенностях через проектную деятельность; во-вторых, поддерживать инициативу и самостоятельность в процессе практического применения полученных представлений об организме человека в разных видах деятельности, в-третьих, развивать положительное отношение к своему организму и желание вести здоровый образ жизни; в-четвертых, содействовать обогащению развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для активизации познавательной активности, поисково-исследовательской и творческой деятельности; а так же, способствовать развитию психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах формирования представлений об организме человека через проектную деятельность.
Таким образом, включение детей старшего дошкольного возраста в проектную деятельность по обогащению представлений об органах чувств и системах органов человека будет способствовать формированию ценностей здорового образа жизни.

Работа по реализации серии проектов, направленных на формирование основ здорового образа жизни, велась в МБДОУ «Детский сад №51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» г. Арзамаса Нижегородской области. В реализации деятельности участвовали воспитатель высшей квалификационной категории Березкина О.Н. и воспитатель первой квалификационной Соломонова Л.Н., воспитанники группы № 10, их родители, а так же специалисты дошкольного учреждения.

Работа по реализации проектов велась поэтапно. На первом этапе, аналитическом, анализировалась методическая литература, проводилась диагностика сформированности представлений об организме человека, разрабатывался перспективный план. Реализация проектов осуществляется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, направленных на развитие инициативы, способности к критическому мышлению, умению делать самостоятельные выводы и выражать собственное мнение.

Для выявления начального уровня сформированности представлений об организме человека была проведена вводная (входящая) диагностика. При проведении диагностики использовались методики О.А.Князевой и С.Е.Шукшиной. Проводился индивидуальная беседа. Дети выполняли задания, отвечали на вопросы, составляли рассказ по сюжетным картинкам. Диагностический материал делился три блока:1 - наличие представлений об организме человека, 2 - положительное отношение к организму человека (как к своему, так и других людей), 3 - практическое применение сформированных представлений. [8]

Представления об организме человека имеют всего 15% детей (4 человека).У 48% (13 детей) имеются поверхностные представления об организме человека. У большинства детей недостаточно сформированы представления о ценностях здорового образа жизни. Из них только 3 ребенка (11 wacko положительно относятся к своему организму, у 12 (45 wacko детей отсутствует желание помогать своему организму, вести здоровый образ жизни. Практически применять представления об организме человека в начале учебного года могут только 7% детей.

На втором этапе, практическом работа над серией проектов велась по этапам. Содержание работы представлены в Таблице 1.

Таблица 1
Возраст
(этап) Проекты Содержание деятельности
5-6 лет
Старшая группа
(1 этап) • «Самая быстрая улитка в мире»
• «Что умеет нос?»
• «Глаза и зрение»
• «Кожа и гигиена» • Ознакомление детей с элементарными анатомо-физиологическими особенностями организма человека, формирование первоначальных представлений об органах чувств, коже и гигиене.
• Развитие познавательного интереса к своему организму, стремления беречь свой организм.
• Формирование представлений об охране здоровья, гигиенической культуры.
6-7 лет
Подготовительная
к школе группа
(2 этап) • «Пищеварительная система»
• «Кровеносная система»
• «Дыхательная система»
• «Скелет человека» • Ознакомление детей с особенностями строения и функции организма человека.
• Формирование элементарных научных представлений о внутренних органах и системах органов.
• Развитие валеологической культуры на основе сформированных представлений.
• Воспитание интереса к оздоровлению своего организма.
• Обучение методам и способам сохранения своего здоровья на основе сформированных представлений.

На первом этапе проходило ознакомление с элементарными анатомо-физиологическими особенностями организма человека, формировали первоначальные представления об органах чувств, коже и гигиене.

На втором этапе - с внутренними органами и системами органов.

Работа над каждым проектом велась также по этапам. 1 этап - мотивационный, 2 - планирование, 3 - реализация проекта, 4 - итоговое мероприятие.

На начальном этапе работы над проектом в большинстве случаев организовывались игровые ситуации, что способствовало активизации детского внимания, появлению интереса к решению проблемы и, как следствие, включению детей в работу над проектом. Выслушивались и фиксировались вопросы и предложения детей, для планирования и определения содержание работы над проектом с учетом их индивидуальных потребностей.
При реализации проектов учитывались программные задачи, для реализации которых были определены стержневые моменты, которые проводились в первую половину дня: организованная образовательная деятельность, познавательные беседы, игры, опытно-экспериментальная деятельность.

Все виды деятельности были направленные на углубление, дополнение, закрепление, обобщение полученных представлений: рассказы, беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение специально подобранной художественной литературы, трудовые поручения, изодеятельность и пр., которые включались в режимные моменты, связанные с ежедневными ритуалами (утренний сбор, гигиенические процедуры, дежурства по столовой, перед обедом и т.п.)

Следует отметить, что основная информативная часть проекта реализовалась в организованной образовательной деятельности, что помогло сформировать у детей целостные, системные представления.

В ходе реализации проекта дети получали представления о том или ином явлении через личный опыт, в процессе познавательно-исследовательской деятельности, что стало положительной мотивацией для познания своего организма.

Развивающая предметно-пространственная среда была оформлена в соответствии с темой проекта: в центрах активности представлен дидактический материал, игры, наглядные пособия, модели, книги, энциклопедии, познавательные журналы, материал для творческой деятельности.

При реализации проекта необходимо фиксировать каждый момент (документировать). Поэтому фотографировалось участие детей в разных видах деятельности, чтобы в дальнейшем отразить интересные моменты и оформить их на «говорящей стене» для родителей. Полученные представления дети реализовали в самостоятельной творческой деятельности, т.е. зарисовывали в виде символических изображений. В дальнейшем эти изображения использовались для составления мнемоколлажа «Памятка здорового образа жизни».

Следует отметить, что главное правило проекта - гибкое планирование. Планировать необходимо ближайшие действия, потому что ход реализации проекта может изменится в зависимости от индивидуальных потребностей детей. Но надо помнить, что есть стержневые моменты, которые обязательно должны быть включены в проект и поэтому нуждаются в тщательной организации. [3]

И последний этап - итоговое мероприятие, которое направлено на актуализацию полученных в ходе проекта представлений.

Значительным и важным является то, что от проекта к проекту дети хотели узнать больше, проявляли инициативу, желание что-то сделать для осуществления и получения результата проекта. Хотели рассказывать другим детям, показывать опыты, проявляли любознательность и активность. Дети активно привлекали родителей к участию в проекте. Родители совместно с детьми искали информацию по теме, готовили материал для проведения опыта. А главное - начинали понимать, что они могут найти сами информацию и поделиться информацией с другими, т.е. стали осознавать свою компетентность. У детей стало формироваться чувство ответственности, а также необходимость устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и детьми.

Например при реализации работы над проектом «Самая быстрая улитка в мире», который являлся коллективным, познавательно-информационный, творческим, среднесрочным, участниками которого стали дети 5-6 лет, родители, педагоги, интересным оказалось то, что при проведении занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Самая быстрая улитка в мире» было замечено, что многие дети проявили интерес к содержанию темы и после занятия стали задавать вопросы: как заглянуть внутрь уха? Что внутри уха, А как выглядит барабанная перепонка? С группой заинтересованных детей мы поставили цель проекта: «Хотим узнать как работает ухо?». Чтобы интерес у детей не пропал дети были нацелены на поиск интересной информации. На вопрос, где можно найти информацию по теме, дети ответили, что в энциклопедии, а кто-то предложил принести журналы из дома. На следующий день мы рассмотрели журналы и нашли информацию про строение уха, опыт про барабанную перепонку, статью об «Удивительных ушах животных», что помогло определить дальнейшие направления работы.

Один ребенок захотел дома (совместно с родителями) подготовить опыт и показать его детям.

Рассматривая строение уха дети стали схематично его зарисовывать. Так появилась идея создать мнемодорожку, которая трансформировалась в игру «Что сначала, что потом?». Читали журнал. Узнав, как животные воспринимают звуки, мы решили сделать еще одну игру «Кто чем слышит?». Вначале к изображению животного дети прикладывали бумажное ухо, а затем после ознакомления с моделью «Строение уха человека», выполненную из соленого теста, решили сделать уши из соленого теста и раскрасить. Также параллельно мы читали стихи про уши, загадывали загадки, заучивали пословицы и поговорки, проводили игры, рассматривали энциклопедии, наглядно-дидактический материал, играли в игры «Слышу - не слышу», «Определи по звуку», «Поговорим без слов». Составили с детьми «Правила хорошего слуха», зафиксировали их с помощью схематических рисунков. На заключительном этапе мы оформили коллаж «Правила здорового слуха».

В процессе реализации проектов постепенно пополнялась развивающая предметно-пространственная среда. Подобрались наглядно-дидактические пособия, энциклопедии, иллюстрированные журналы, презентации и мультфильмы. Совместно с детьми и родителями изготавливались дидактические, настольно-печатные игры «Что умеет нос?», «Кто чем слышит?», «Что сначала, что потом?». Дидактическую игру «Анатомический конструктор». Изготовили модели «Строение уха человека», «Пищеварительная система», лэпбуки «Мой организм», «Глаза и зрение». Оформили альбом «Правила здорового образа жизни», книжки-малышки. Важное условие эффективности работы по формированию представлений об организме человека - сотрудничество с родителями. Было проведено родительские собрания, на которых были озвучены доклады Выступление с докладами: «Как воспитать здорового ребенка», «Что такое проектная деятельность», оформлялись стенгазеты «Мы за здоровый образ жизни», «Берегите зрение!», «Готовим вкусный и полезный обед», организовывались фотовыставки «Исследуем самую быструю улитку в мире», «Я знаю, что умеет нос!», «Чистота – залог здоровья», «Кто такой великий труженик?», «Исследуем, что у меня внутри». Предлагались для ознакомления информационные листы, памятки и буклеты «Здоровый образ жизни семьи», «Как рассказать ребенку про организм человека», «Поговорим о правильном питании», «Одеваем ребенка по погоде», «Правильная осанка», «Витамины для здоровья», «Надо, надо умываться» и др. Совместно с родителями были созданы лэпбуки «Глаза и зрение», «Мой организм», проведен досуг «Мама, папа, я - спортивная семья».

Наиболее эффективной оказалась форма «говорящая стена», на которой размещались фотографии реализации проекта и информация по теме проекта. Родители с детьми останавливались, рассматривали фотографии, интересовались ходом реализации проекта, задавали вопросы по содержанию деятельности, активизировались, проявляли инициативу, предлагая помощь в реализации проекта. Например, какой опыт подготовить, какую книгу принести, какой материал распечатать и пр.

С целью определения результативности работы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность была проведена итоговая диагностика сформированности представлений об организме человека по методикам О.А.Князевой и С.Е.Шукшиной. [8]

В среднем 87% детей имеют сформированные представления об организме человека, положительно относятся к своему организму, избегают опасные для здоровья ситуации.
В среднем 13% детей имеют частичные представления о функциях внутренних органов и их значении для жизни, недостаточно понимают причины болезней и не всегда могут предвидеть последствия своих поступков для здоровья.

По показателям видно, что в ходе реализации серии проектов у детей сформировались представления о строении и функциональных особенностях организма человека. Появилось осознанное отношение к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что включение детей старшего дошкольного возраста в проектную деятельность по обогащению представлений об органах чувств и системах органов человека способствовало формированию ценностей здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давыдова О.В., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
3. Райхерт-Гаршхаммер Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования: под ред. Л.В.Свирской. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 112 с.
4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».
5. Сучкова И.М., Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 - 250 с.
6. Тарасова Т.А., Власова Л.С. Я и мое здоровье. Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2009. — 71 с.
7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие.- Москва, 2007.
8. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей.
9. Журналы издательства «Ашет Коллекция». Собери познай человеческое тело.


Категория: Блоги | Добавил: gustine3112
Просмотров: 376 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог