Автор: Жданова Екатерина Павловна
Учитель физической культуры и ОБЖ, МАОУ СОШ № 18 г. Великий Новгород
Электронный адрес: kitkat.1@mail.ru
Название статьи: Формирование основ здорового образа жизни в школе.
Аннотация: Здоровье – это то, что не купишь не за какие деньги, и беречь его надо с рождения. Задача каждого современного педагога или воспитателя, сделать всё возможное и невозможное для того, чтобы в образовательном процессе здоровье ребёнка не ухудшалось.
Тема здоровьесбережения одна из самых актуальных на сегодняшний день, почти каждое образовательное учреждение стремиться воплотить в жизнь передовые, и свои идеи в этой области. У каждого образовательного учреждения свой бюджет и свои особенности в воплощении поставленных перед собой целей. Мы представляем свою систему мероприятий направленную на создание здоровьесберегающей среды в условиях современной школы. На наш взгляд, данная система менее затратная с финансовой точки зрения из представленных на сегодняшний день, а это не мало важно для любого образовательного учреждения.
Ключевые слова: Формирование здорового образа жизни. Здоровьесбережение условиях современной школы.
Формирование основ здорового образа жизни в настоящее время осуществляется в семье и образовательных учреждениях (как в урочной, внеурочной, так и во внеклассной деятельности). Но чаще всего вопросы, касающиеся основ здорового образа жизни, рассматриваются или только в отдельных темах учебных дисциплин (биология, ОБЖ, физическая культура), или при проведении разрозненных воспитательных мероприятий.
В то же время нельзя не согласиться с тем, что строитель в современной школе воспитательный процесс на отдельных разрозненных, эпизодически проводимых мероприятиях по формированию основ здорового образа жизни или другим направлениям – значит уступить важные для становления личности воспитанника годы, потерять возможность педагогического влияния на молодежь.
Вот почему все активнее и настойчивее ставиться вопрос о создании в каждом учебно-воспитательном учреждении воспитательной системы, способствующей развитию учащихся и сохранению их здоровья.
Организация любого воспитательного мероприятия предусматривает два этапа – подготовку и проведение. Задача учителя, воспитателя состоит в том, чтобы на каждом этапе четко определить содержание, методы, приемы организационной деятельности, как самого педагога, так и учащихся, а также условия, обеспечивающие результативность их участия.
Смысл и значение организационно-воспитательной работы, проводимой на этапе подготовки, состоит в том, чтобы, во-первых, определить педагогическую целесообразность проведения того или иного воспитательного мероприятия, во-вторых, психологически и практически подготовить учащихся к предстоящему мероприятию: вызвать устойчивый интерес к нему, помочь осмыслить его значение для коллектива и каждого члена в отдельности, обеспечить активную позицию всем воспитанникам в ходе подготовки.
Начальным моментом в работе учителя по организации воспитательного мероприятия является определение им воспитательной цели, задач в данный период работы с коллективом воспитанников. Анализ достигнутого уровня воспитанности учащихся, выявление при анализе слабых сторон в развитии коллектива и отдельных учащихся позволяют определить ведущую воспитательную цель и соответствующие задачи в работе с коллективом на ближайшую перспективу.
Цель и задачи обуславливают подбор соответствующих методов, средств воздействия на учащихся.
Окончательное оформление воспитательного мероприятия завершается определением формы его проведения, т.е. подбор такой организационной формы, которая бы максимально содействовала достижению поставленной цели и воспитательных задач в данном коллективе.
Формирование внеклассной воспитательной деятельности, направленной на формирование основ здорового образа жизни, могут быть: занятия в объединении дополнительно образования (кружок «Общефизическая подготовка», на базе школы), викторина, беседа и т.д.
Современные школы должны стремиться к тому, чтобы улучшить состояние здоровья детей. Для этого в любом общеобразовательном учреждении необходимо создать условия для формирования правильного физического развития детей, повышение сопротивляемости их организмов болезням. Продуманная физкультурно-оздоровительная работа в сочетании с воспитательной работой, направленной на формирование основ здорового образа жизни, будет способствовать созданию здоровьесберегающей среды в условиях современной школы.
На организацию здоровьесберегающей среды в школе требуется достаточно много усилий со стороны педагогического коллектива и учащихся. В то же время на создание здоровьесберегающей среды влияет финансовое обеспечение учебного заведения, так как на приобретение специального оборудования (стоматологический кабинет, оборудование для тренажерного зала, медицинское оборудование) необходимы значительные финансовые затраты.
Следовательно, в связи с тем, что в настоящее время лишь малый процент школ оснащен соответствующим оборудованием, а в остальных учебных заведениях на приобретение его нет денежных средств, необходимо вести работу по созданию здоровьесберегающей среды в тех направлениях, которые требуют минимальных финансовых затрат, но в то же время, способствуют созданию условий для сохранения и улучшения здоровья учащихся.
В связи с этим и была разработана система мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни и создание здоровьесберегающей среды в условиях школы.
Усложнение программы обучения и интенсификация учебного процесса приводят к снижению двигательной активности детей, к сокращению продолжительности отдыха и к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся. Наличие в школе большого количества учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья выдвигает на первое место проблему формирования мотивации на деятельность, сберегающую здоровье.
Анализ современной литературы и опыта, накопленного в некоторых учебных заведениях, позволяет отметить, что для создания здоровья учащихся и формирования у них основ здорового образа жизни необходимо создать здоровьесберегающую среду в условиях современной школы.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды может проводиться в различных направлениях, среди которых наиболее рациональными и эффективными, на наш взгляд, являются:
1. Формирование основ образа жизни через организацию внеклассной деятельности;
2. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
3. Профилактика вредных привычек.
На основе анализа каждого из указанных направлений был отобран теоретический материал и разработана система мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни и создания здоровьесберегающей среды в условиях современной школы.
Поскольку система – это множество взаимосвязанных между собой элементов, составляющих определенное целостное образование, то система мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни и создание здоровьесберегающей среды в условиях современной школы, будет являться комплексная и целенаправленная работа с учащимися, осуществляемая по следующим направлениям:
1. Формирование основ здорового образа жизни через организацию внеклассной деятельности.
Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности детей во внеучебное время, обеспечивающих условия для полноценной социализации ребенка.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы формирует личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые умения и навыки.
Внеклассная деятельность, направленная на формирование основ здорового образа жизни, решает следующие задачи:
1. Обеспечение условий для развития потребностей в здоровом образе жизни;
2. Формирование устойчивых представлений о личных санитарно-гигиенических нормах, превращение представлений в повседневный навык;
3. Совмещение физического и психического здоровья субъекта образовательного процесса;
4. Превращение потребностей здорового образа жизни в устойчивую жизненную позицию.
Работа в этом направлении включает в себя проведение классных часов по темам: “Ты и твое здоровье”, “О пользе закаливания”, “Учимся питаться правильно”, “Личная гигиена школьника”, “Как организовать свой день”, “Отдыхать с пользой для здоровья”, “Мой образ жизни” и т.д.; общешкольных мероприятий, таких как викторины, смотры-конкурсы, дискуссии, турниры по темам основ здорового образа жизни.
2. Организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимся.
Работа, проводимая в этом направлении, включает в себя проведение динамических пауз общего и специального назначения в режиме учебного дня, организацию проведения Дней здоровья, спортивно-массовую работу.
Динамические паузы (физкультурные минутки) – это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя проведенные паузы являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего усвоения ими учебного материала. Кроме того, они благоприятно влияют на организм учащихся.
Учебные занятия в классе связаны с длительным сидением детей за партой в определенном положении, часто в довольно напряженном состоянии (во время письма). Это вызывает нежелательные явления в организме детей: застойные явления крови в ногах, области таза, живота; изменение в положении позвоночника, плеч, грудной клетки. Противодействуя этим явлениям, физические упражнения улучшают кровообращение, содействуют выпрямлению позвоночника, активизируют организм учащихся. Таким образом, динамические паузы содействуют повышению успеваемости школьников, обеспечивают активный кратковременный отдых и способствуют улучшению здоровья детей.
Динамические паузы включают в себя обычно три упражнения. Первое – выпрямления позвоночного столба и грудной клетки, второе – для ног и третье – для туловища. Упражнение для рук следует сочетать с другими упражнениями.
Для проведения динамических пауз требуется две-три минуты, они обязательно должны сопровождаться музыкой.
Комплекс динамических пауз составляются учителем физической культуры и меняется один раз в две недели.
Дни здоровья в школе включают в себя:
1. Специальное оформление рекреаций, учебных кабинетов, других помещений в соответствии с тематикой праздника. Это могут быть выставки рисунков, плакатов, стенных газет по итогам проведенных конкурсов по тематике “Здорового образа жизни”.
2. Уроки в системе учебных занятий (гуманитарного, естественно-биологического цикла, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности).
3. Мероприятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика, физкульт минутки на уроках, подвижные перемены). Работа школьного радиоузла, телецентра, школьной многотиражки.
4. Система внеурочных мероприятий с обучающимися, педагогами и родителями.
В рамках учебных занятий гуманитарного естественно-биологического цикла, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, исходя и специфики предметной области рассматриваются вопросы характеристики здоровья, гигиенических навыков, истории физической культуры, роли физкультуры и спорта в жизни великих ученых, деятелей искусства, литературы и исторических деятелей, проблемы экологии, нравственного выбора, духовного и душевного здоровья, социальной адаптации компетентности обучающихся.
3. Профилактика вредных привычек
Из всех направлений профилактической работы для создания здоровьесберегающей среды наиболее приемлемыми являются организация медико-педагогической профилактики. В этом случае профилактическая работа проводится одновременно с воспитательной работой по вопросам в формировании основ здорового образа жизни.
В системе мероприятий, направленных на создание здоровьесберегающей среды, профилактическая работа проводится не только с учащимися (на классных часах, общешкольных мероприятиях), но и их родителями (на родительских собраниях).
Исследовательская деятельность по разработке и реализации указанной системы мероприятий была организована и проведена в несколько этапов:
1. Диагностический.
2. Реализация системы мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни и создание здоровьесберегающей среды в условиях современной школы.
3. Обработка полученных результатов (исследование проводилось на базе МАОУ “СОШ №18”).
На первом этапе было проведено диагностическое исследование, перед которым были поставлены следующие задачи:
- проанализировать состояние здоровья учащихся;
- определить отношение школьников к своему здоровью;
- изучить мотивацию учащихся к сохранению здоровья;
- выяснить, что делают учащиеся для укрепления своего здоровья;
- выяснить пожелания учащихся, кто и каким образом должен формировать медицинскую культуру в школе.
Анализ состояния здоровья учащихся был проведен на основе исследования медицинских карт. В ходе исследования было выявлено, что большая часть учащихся страдает различными заболеваниями.
В рамках реализации системы мероприятий, направленных на создание здоровьесберегающей среды, в МАОУ “СОШ №18” была организована:
1. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися;
2. Внеклассная работа по формированию основ здорового образа жизни учащихся;
3. Профилактическая работа с учащимися и их родителями.
Для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режим работы школы были введены такие мероприятия, как соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья” (Приложение №1) и “День здоровья” (Приложение №2), а также была организована работа спортивных секций, проведены динамические паузы на уроках.
Для формирования целостного понимания здоровья и здорового образа жизни была проведена серия классных часов и других внеклассных мероприятий по темам основ здорового образа жизни: “Здоровый образ жизни”, “Мой образ жизни”. Для профилактики вредных привычек проводилась беседа с учащимися по теме “Вредные привычки”. Для родителей проводилась лекция по теме “О влиянии наркомании”, тестирование “Факторы риска и факторы защиты”.
Диагностическое исследование показало, что у учащихся сформировалось правильное представление о здоровье и составляющих здорового образа жизни. Изменилось поведение детей. Они стали следить за личной гигиеной, заниматься спортом. Изменилось отношение учащихся к их образу жизни. Они чаще стали задумывать о последствиях для здоровья тех или иных привычек.
Для оздоровления учащихся в школе проводятся уроки физической культуры, созданы объединения дополнительного образования спортивной направленности для всех возрастных групп – общефизическая подготовка (легкая атлетика, волейбол, футбол).
Введены продолжительные перемены, горячие завтраки и обеды; сокращена продолжительность урока (до 40 минут, 35 минут в начальных классах) и во время урока организуются динамические паузы; проводятся Дни здоровья, разрабатываются и реализуются на практике здоровьесберегающие программы и здоровьесберегающие технологии.
Мы убеждены, что система мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья и здорового образа жизни, будет способствовать созданию здоровьесберегающей среды в условиях нашей школы.
Приложение №1
Внеклассное мероприятие “Папа, мама, я – спортивная семья”
Цель: приобщение учащихся и их семей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Организовать досуговую деятельность для учащихся и их семей.
2. Развивать познавательные способности учащихся через игровую форму.
3. Воспитывать ответственность, целеустремленность учащихся.
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и их родителей.
Участники: учащиеся 1-7 классов и их родители.
Оборудование: мячи, конусы-ориентиры, акробатические маты, обручи, мел, ведра, кружки, бутылки, карандаши с веревочками, лыжи, противогазы, лыжные палки.
Содержание
- Здравствуйте, уважаемые участники соревнования и все присутствующие. Мы всех вас рады приветствовать в спортивном зале, где у нас состоится игра “Папа, мама, я – спортивная семья”.
- Ну а начнем мы нашу игру с представления жюри. И так, в состав жюри входят физорги классов, учителя. Они будут подсчитывать очки и объявлять результаты.
Командам в каждом конкурсе начисляется: за первое место – 1 очко, за второе – 2, за третье – 3, за четвертое – 4. Команда-победительница определяется по наименьшей сумме набранных очков.
В программу соревнований входят 11 конкурсов. И так начнем!
1 конкурс “Лихие гонщики”.
Мама бежит до условной отметки за мячом, берет мяч и бежит обратно. Передает мяч в руки папе. Папа бежит до условной отметки, оставляет там мяч, возвращается обратно, передает эстафету сыну хлопком руки. Сын добегает до условной отметки, оббегает ее, берет мяч и возвращается обратно. Конкурс заканчивается тогда, когда последний игрок команды достигает линии финиша.
2 конкурс “Акробаты”.
Папа добегает до гимнастического мата, выполняет кувырок назад и бежит обратно. Передает эстафету маме хлопком в ладонь. Мама бежит к мату, ложится на живот, сцепляет руки за спиной, встает на ноги без помощи рук, бежит обратно, передает эстафету дочке. Дочь бежит к мату, выполняет кувырок вперед, бежит обратно. На этом конкурс заканчивается.
3 конкурс “Наездник”.
Папа сажает сына себе на плечи, мама берется руками за папу, и все вместе бегут до условной отметки и обратно. Конкурс заканчивается тогда, когда последний игрок команды достигает линии финиша.
4 конкурс “Коварный обруч”.
Папа “зайчиком” прыгает через три обруча, разложенных на расстоянии трех метров один от другого, бежит до условной отметки и бегом возвращается, минуя обручи. Дочь бежит через три обруча до отметки и, минуя обручи, бегом возвращается. Мама бежит на руках и ногах через три обруча до отметки, возвращается обратно, заканчивая конкурс.
5 конкурс “Попрыгунчики”.
Прыжки в длину с места. Прыгают папа, затем мама и дочь. Зачет по сумме результатов.
6 конкурс “Кот в мешке”.
Папа встает в мешок и, придерживая его руками, прыгает до ориентира и обратно. Передает мешок маме, та проделывает тоже самое и передает мешок сыну. Конкурс заканчивается тогда, когда сын достигает линии финиша.
7 конкурс “Ловкие руки”.
На расстоянии 10 м от старта стоит четыре ведра с водой, четыре кружки, четыре пустые пол-литровые бутылки. Папа бежит до ведра, наливает полностью в бутылку воду, бежит обратно и отдает бутылку сыну. Сын бежит и выливает воду в ведро, возвращается и отдает маме пустую бутылку. Мама бежит и наливает воду в бутылку и возвращается обратно, заканчивается конкурс.
8 ”Конкурс капитанов”.
К карандашам привязаны веревочки длиной 60-70 см с петлями на концах. Каждый капитан (ребенок) надевает петлю на пояс так, чтобы карандаш был сзади. Добегает до бутылки. Приседая, он должен попасть карандашом, не помогая себе руками, в горлышко бутылки.
9 конкурс “Веселые носильщики”.
Папа и мама, скрестив руки и посадив на них дочку, бегут до условной отметки и обратно. Побеждает команда, которая первая закончит конкурс.
10 конкурс “Быстрые лыжники”.
Поочередно папа, мама, сын, надев противогазы, маленькие деревянные лыжи с ремешками, взяв в руки лыжные палки, бегут до условной отметки и обратно.
1 конкурс “Десерт”.
По сигналу все папы, мамы, дочери съедают: папы – морковь, мамы – апельсины, дочери – яблоки.
Жюри подводят итоги, заполняет таблицу результатов, благодарит всех конкурсантов за участие.
Приложение №2
Внеклассное мероприятие “День здоровья”
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Расширять знания учащихся в области различных наук и предметов.
2. Развивать познавательные способности через игровую форму. Формировать основы здорового образа жизни учащихся.
3. Способствовать сплочению школьного коллектива.
Участники: учащиеся 5-9 классов.
Состав жюри: учащиеся 10-11 классов.
Оборудование: секундомер, бинты, жгут, гимнастическая скамейка, ракетка, три теннисных мяча, мешочки с песком, ведро, волейбольный мяч, музыкальное оборудование.
Содержание
1. Вступление.
- Здравствуйте, дорогие друзья! Мы всех вас рады приветствовать на нашем дне здоровья.
Учащиеся читают стихотворение Сергея Острова “Музыка движения”:
В нашем трудном веке, в нашем бурном веке
Никому без спорта не прожить вовек.
Чемпион таится в каждом человеке,
Надо, чтобы в это верил человек!
Поднимитесь, сидни! Встаньте, лежебоки!
В жизни тихим шагом мир не обойти.
Мир такой широкий, мир такой высокий,
Сколько взять барьеров надо на пути!
Спорт всегда – стремление самовыражения.
Будь всегда здоровым, сердцем молодей.
Музыка движенья, музыка движенья,
Пусть она все больше радует людей.
(Повтор первого четверостишья)
- Слово для торжественного открытия “Дня здоровья” предоставляется директору школы. (Директор приветствует участников.)
- Ну а сейчас я прошу подойти ко мне классных руководителей и получить маршрутные листы (карточка с перечисленным по порядку станциями и заданиями, указанием места соревнования. С этой карточкой отряд проходит станцию за станцией по порядку):
Маршрутный лист
№ |
Названия станций |
Место проведения |
Очки |
Дисциплина |
Подпись судьи |
1 |
Кросс |
Главный вход |
|
|
|
2 |
Оказание медицинской помощи |
Кабинет труда |
|
|
|
3 |
Уголки |
Спортивная площадка |
|
|
|
4 |
Физкультурная викторина |
Кабинет иностранного языка |
|
|
|
5 |
Спортивная |
Спортивный зал
(1 половина) |
|
|
|
6 |
Песняры |
Кабинет истории |
|
|
|
7 |
Литературная |
Кабинет литературы |
|
|
|
8 |
Атракционы |
Спортивый зал
(2 половина) |
|
|
|
9 |
Аптечка в природе |
Кабинет географии |
|
|
|
10 |
Хотим все знать |
Кабинет математики |
|
|
|
11 |
Акробатика |
Холл второго этаж |
|
|
|
2. Основная часть. Мероприятия по станциям.
Станция «Кросс». Ребята по сигналу судьи бегут вокруг школы. Секундомер останавливается, когда последний член класса пересечет финишную линию.
Станция «Оказание медицинской помощи».
Задание:
А) рассказать о травмах;
Б) оказать помощь при кровотечении:
- венозном,
- капиллярном,
- артериальном.
В) Наложить повязку при травме и т.д.
Станция «Уголку».
Из виса на гимнастической стенки поднимание ног до прямого угла за 1 минуту.
Станция «Физкультурная викторина».
Вопросы:
- В какой игре пользуются самым легким мячом?
А) волейбол;
Б) баскетбол;
В) регби;
Г) настольный теннис.
- Как обозначается эмблема Олимпийских игр?
А) пять переплетенных колец;
Б) семь переплетенных колец;
В) ромб;
Г) квадрат.
- Сколько шашек в русских шашках и фигур в шахматах?
А) 14, 18;
Б) 12, 16;
В) 10, 14;
Г) 16, 20.
- Какие снаряды метают из-за головы?
А) мяч, граната, копье;
Б) граната, диск, ядро;
В) копье, граната, диск.
- Кто является инициатором возобновления Олимпийских игр?
А) Лесгафт;
Б) Кубертен;
В) Самаранч;
Г) Петр I.
- Кто из всемирно известных шахматистов является создателем русской шахматной школы?
А) Ботвинник;
Б) Карпов;
В) Чигорин;
Г) Таль.
- Сколько фальстартов допускается на беговых дистанциях в легкой атлетике?
А) 5;
Б) 1;
В) ни одного;
Г) 3.
- Кому принадлежат стихотворные строки: «Нет на свете прекрасней одежи, чем бронза мускулов и свежей кожи»?
А) Есенин;
Б) Пушкин;
В) Маяковский;
Г) Державин.
Станция «Спортивная».
1. Ведение мяча между кеглями (на время). Выполняет физорг класса или староста.
2. Броски мяча в баскетбольное кольцо с линии штрафного броска.
3. Прыжки через скакалку друг за другом (на время).
Станция «Песняры».
(Исполнение песни о природе, спорте и т.д.)
Станция «Литературная».
Составление четверостишья из заданных слов:
А) слова: «дали», «река», «звали», «века».
Б) слова: «старушка», «привет», «избушкой», «свет».
Станция «Аттракционная».
Аттракцион «Тропа альпинистов». В руке участника ракетка, на ней шарик для настольного тенниса. Задача: обойти все кегли, пройти по скамейке, подняться и опуститься со стула, проделать все без посторонней помощи. На всем пути шарик ронять нельзя (выполняется на время).
Аттракцион «Попади»: 1) попасть одним из трех теннисных мячей в баскетбольное кольцо; 2) набросить три мешочка с песком на табуретку с расстояния 3-4 шага; 3) бросить теннисный мяч так, чтобы он рикошетом отскочил от пола и попал в ведро, стоящее на расстоянии 4-6 метров (с трех попыток).
Аттракцион «Жонглеры»: 1-й игрок с волейбольным мячом в руках наклоняется вперед и бросает мяч назад - вверх между расставленными ногами. Затем разгибается, быстро поворачивается и ловит мяч; 2-й игрок с мячом в руках выполняет прыжок вверх, одновременно подбрасывая вверх волейбольный мяч. Повернувшись в прыжке на 360 градусов, он должен поймать мяч и приземлиться, не выронив его из рук; 3-й игрок берет в руки два теннисных мяча и проходит с ним 10 шагов, перебрасывая мячи одновременно из одной рук в другую.
Аттракцион «Канатоходцы». На земле (полу) проходят линии или кладут белый шнур (ленту). Игрок берет в руки бинокль и подносит к глазам его обратной стороной, чтобы предметы казались не приближенными, а удаленными. Глядя в бинокль, нужно пройти по шнуру 5 метров.
Станция «Аптека в природе».
Вопросы:
1) Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечение? (Пастушьей сумки).
2) Листьями какого растения лечат неврозы и порезы? (Подорожника).
3) Какое лекарственное растение появляется ранней весной и притом без листьев? (Мать - и – мачеха).
4) Перечислите лекарственные растения, которые вы знаете (не мене 10)
Станция «Хотим все знать».
Вопросы:
1.) Где у кузнечика уши? (на ногах)
2.) Кто автор «Буратино»? (Ш. Перро)
3.) Сколько девяток в сотне? (20)
4.) Кто чемпион России по футболу? («Спартак».) и т.д.
|