1.Аннотация
Дидактическое пособие «Познавательные кружочки» предназначено для детей с задержкой психического развития 4-5 лет. Работа с дидактическим пособием способствует развитию у детей познавательных интересов, познавательной активности и направлено на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Также использование данного пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, сенсорных и творческих способностей, воображения и фантазии.
1.1. Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образовании говориться, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
В ФГОС ДО (пункт 1.2.) заложены принципы, один из которых говорит о реализации образовательной программы дошкольного образования в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, обеспечивающей развитие ребенка.
Дошкольный период - один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и проявляются в следующем: недостаточная познавательная активность, снижение познавательного интереса, любознательности, в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью, замедленностью процесса закрепления знаний, что влечет за собой низкую речевую активность, бедность, недифференцированность словаря.
Систематизированная работа по формированию познавательного интереса благотворно влияет на интеллектуальное развитие детей, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.
1.2. Актуальность
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста (4-5 лет) с задержкой психического развития, одна из самых актуальных в дошкольном образовании, поскольку познавательная активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. В данном возрастном периоде основным видом деятельности является игра. Наблюдая за самостоятельной, игровой деятельностью детей 4-5 лет с ЗПР, педагоги выявили, что дети проявляют незначительный интерес к настольным, дидактическим играм, либо «застревают» на одной игре, которую они хорошо знают. У многих детей все новое и незнакомое вызывает тревогу и отказные реакции.
1.3. Новизна
Перед педагогами коррекционных учреждений постоянно идет поиск новых технологий воспитания и обучения детей с ЗПР, целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, развития потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивого познавательного интереса. От мастерства педагогов, от поиска методов обучения зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому.
Этому достойно может послужить дидактическая игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Педагогами было разработано дидактическое пособие «Познавательные кружочки», которое включает в себя целый комплекс дидактических игр, направленных на реализацию образовательных задач.
Основу организации работы определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная работа с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его дефицитарных возможностей.
Комплексно-тематический принцип - работа строится в комплексе с учетом тематики.
Принцип индивидуализации темпа работ предполагает переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
1.4. Целесообразность
Цель и задачи дидактического пособия
Цель дидактического пособия:
Задачи дидактического пособия для детей:
• формирование познавательного интереса;
• формирование мыслительной деятельности (сравнение, обобщение);
• развитие сенсомоторной сферы;
• формирование пространственно-временных представлений;
• формирование зрительно-моторных координаций;
• развитие коммуникативных способностей;
• обогащение и активизация словаря;
• развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
• развитие любознательности;
• развитие усидчивости;
• воспитание интереса к настольной игре
Дидактическое пособие соответствует ФГОС, оно содержательно - насыщенно, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно. Данное пособие можно использовать как элемент образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей. Дети могут использовать пособие ежедневно, и оно им не наскучит, т.к. включает в себя огромное количество ярких, разноцветных картинок, которые постоянно обновляются. Благодаря использованию пособия «Познавательные кружочки» можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
С данным пособием можно работать как для поиска новых знаний, так и для закрепления пройденного материала. Игры подбираются для детей с учетом их индивидуальных особенностей, а также отталкиваясь от зоны ближайшего развития.
2. Характеристика дидактического пособия
Дидактическое пособие «Познавательные кружочки» это настольная игра, которая сделана своими руками из бросового материала, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.
Перечень материалов, инструментов и оборудования:
• пластиковое полотно 41*41 см с наклеенной резьбой для 25 крышек (5*5).
• пластиковые крышки одного размера с различными картинками (геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб различных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый), картинки по лексическим темам.
• карты-схемы.
• контейнер.
Дидактическое пособие адресовано дефектологам, логопедам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с ЗПР (4-5 лет), а также может быть использовано воспитателями, как элемент непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности с воспитанниками. Пособие постоянно обновляется в зависимости от возрастных особенностей детей и поставленных задач.
Ожидаемый результат: расширение у детей знаний и умений в объеме Адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБУ детского сада № 53 «Чайка» для детей 4-5 лет с задержкой психического развития, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, а также речевом развитии в пределах возможностей каждого ребенка.
После систематической работы с детьми с дидактическим пособием «Познавательные кружочки» у детей улучшились показатели по направлениям:
Познавательное развитие:
- сформированы знания по всем лексическим темам (игры, игрушки; детский сад, работники детского сада, овощи-фрукты; ранняя осень, золотая, поздняя и т.д.);
-сформированы познавательная активность, самостоятельность и инициативность;
Сенсорное развитие:
- сформированы сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете;
- скоординированы движения глаз, пальцев и кистей рук.
Речевое развитие:
- активизирован и обогащен словарь ребенка в соответствии с возрастом.
3. Игры, направленные на формирование познавательного интереса, познавательной активности, мелкой моторики, развитие умения работать с картами схемами.
Пособие «Познавательные кружочки» адресуются педагогам ДОУ и родителям детей дошкольного возраста. Призвано помочь педагогам и родителям управлять процессом активизации познавательной деятельности дошкольников.
Ознакомление детей с пособием проходило постепенно, дозированно. На первоначальном этапе педагоги знакомили детей посредством показа, образца. Усложнение происходило от простого к сложному:
1.Сначала, детям предлагались самые элементарные задания (открутить или прикрутить крышечки);
2.Простые схемы (открутить или закрутить геометрические фигуры только в один ряд (верхний или боковой), либо только круги, квадраты, треугольники);
3.Простые схемы с геометрическими фигурами основных цветов (открутить или закрутить только желтые круги, зеленые, синие, красные) с постепенным усложнением, в зависимости от усвоения предложенного материала. Дети с интересом наблюдали за действиями педагогов и проявляли инициативу к самостоятельным действиям.
Рекомендации для педагогов по организации познавательных игр и игр, направленных на сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет с использованием дидактического пособия.
Для педагогов дошкольных образовательных организаций предлагается перечень игр, которые будут способствовать достижению наилучших результатов в познавательном и сенсомоторном развитии детей в результате использования дидактического пособия.
Комплекс дидактических игр:
1.«Найди и собери все желтые круги» (синие, красные, зеленые…)
Ребенку предлагается выбрать только круги желтого цвета из ряда других цветов и прикрутить на полотно (и т.д.)
2. «Сделай так же»
Ребенку дается карта-схема с геометрическими фигурами. Ребенку предлагается прикрутить крышечки по образцу, также карты-схемы по всем лексическим темам.
3. «Повтори узор»
Ребенку предлагается прикрутить крышечки по схеме.
4. «Найди ошибку, исправь»
Ребенку предлагается заполненное полотно иллюстрациями по определенной теме. Необходимо найти иллюстрации не по теме.
5. «Что мы делаем утром?» (по всем частям суток)
Необходимо выбрать иллюстрации с действиями в определенное время суток. Ребенок может открутить иллюстрации с полотна или выбрать из коробочки и прикрутить.
6. «Что бывает летом?» (осенью, зимой, весной)
Ребенок также выбирает необходимые изображения и откручивает их с полотна, либо прикручивает.
7. «Найди и назови» (по всем лексическим темам)
В данной игре педагог показывает изображение, ребенок ищет такое же и называет его
8. «Летает, не летает» (транспорт).
В данном варианте игры ребенку предлагается полотно с накрученными крышечками с изображением транспорта. Ребенок выбирает тот транспорт, который летает или не летает.
9. «Выбери только овощи» (по всем темам) также, как в предыдущем варианте. Ребенок откручивает то, что назовет педагог. Далее ребенок самостоятельно ищет заданные изображения.
10. «Открути по цвету, назови»
Ребенку предлагается назвать свой любимый цвет и открутить.
11. «Чего не хватает» (по темам)
Ребенку предлагается полотно и схема, например, по теме игрушки. Необходимо назвать игрушку, которая есть на схеме, но нет на полотне.
12. «Что лишнее?»
Ребенку необходимо открутить иллюстрации по принципу 3-лишний.
13. «Найди пару» (по лексическим темам)
Ребенку предлагается найти крышечки с парными изображениями и прикрутить их на полотно.
14. «Найди всех диких животных -назови»
15. «Найди всех домашних животных -назови»
16. «Повтори»
17. «Найди отличия»
18. «Одежда» (по временам года)
19. «Собери только овощи, фрукты, продукты питания…. (по темам) и многое другое.
В настоящее время педагогами дополнительно разрабатываются игры направленные на развитие умения ориентироваться на плоскости по схемам, а также по речевой инструкции педагога (верх-низ, вверх-вниз, лево-право, центр, верхний левый угол, верхний правый угол, нижний левый угол, нижний правый угол).
20. «Прикрути крышечки в верхнем ряду» и др.
21. «Проводи мишку (зайку и др.) домой»
Ребенку предлагается схема, на которой домик находится, например, в верхнем левом углу, а персонаж сказки в нижнем правом углу. Необходимо прикручивать стрелочки по схеме, по направлению к дому.
Таким образом, хочется отметить положительное влияние данного дидактического пособия на познавательное, речевое, интеллектуальное развитие детей.
В.А. Сухомлинский.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
4.Список используемой литературы:
• Власова Т.А., М. С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии. М.,1985 г. Дети с ЗПР /под редакцией Власовой Т.А. М. 1983 г.
• Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБУ детского сада № 53 «Чайка» для детей с задержкой психического развития
|