Сегодня: 26.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формирование познавательного интереса у младших школьников на нестандартных уроках математики

СКАЧАТЬ (34.4 Kb) 04.12.2023, 11:12
Булавина Анна Олеговна
учитель, Нижнетагильский Педагогический колледж №1
Формирование познавательного интереса без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность определяется обновлением содержания обучения, самой учебной деятельностью, необходимостью формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний. Это связано с изменением учебного материала, самой обучающей деятельностью и необходимостью развития у детей навыков самостоятельного обучения. Ученые и педагоги считают, что познавательный интерес не возникает самопроизвольно из потребностей, а специально формируется и развивается. Образовательным учреждениям, начиная с начальной школы, требуется решать задачу стимулирования интереса к познанию, поскольку именно в этот период выявляются способности и таланты ребенка, формируются его моральные убеждения и потребности в разных видах деятельности. Познавательный интерес – это одно из важных социальных качеств личности, которое развивается у школьников в процессе учебной деятельности. В современных школах необходимость развития познавательного интереса у детей является очевидной. Однако вопрос о том, каким образом можно достичь его наибольшего развития, до сих пор остается открытым. Эта проблема невозможна без теоретического определения понятия "познавательный интерес". Сегодня под познавательным интересом преимущественно понимают "различные состояния человека, характеризующиеся положительной направленностью к его деятельности: интерес, склонность, любопытство". В научной литературе, которая изучает данное понятие, можно найти различные определения. Например, И.С. Пологрудова считает познавательный интерес "эмоционально окрашенной потребностью, которая подталкивает человека к увлекательной деятельности после прохождения стадии мотивации". Однако существуют и более широкие трактовки в науке. Н.Г. Морозова, например, считает, что познавательный интерес представляет собой активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство авторов определяют познавательный интерес как направленность личности на окружающий мир, с особенностями выборочности и активности. В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили следующие особенности познавательного интереса:

1. Познавательный интерес проявляется в стремлении узнать неизведанное и непонятное о свойствах и явлениях реального мира, а также в желании проникнуть в их сущность и выявить существующие связи и взаимоотношения.
2. Развитие познавательного интереса и приобретение знаний о окружающем мире взаимосвязаны. С одной стороны, познавательный интерес помогает значительно расширить кругозор, а с другой стороны, это достигается через приобретение новых знаний, которые являются основой для развития познавательного интереса. Под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими.
3. Познавательный интерес активизирует различные психические процессы, такие как внимание, восприятие, память и воображение. Это, в свою очередь, определяет способы усвоения, сохранения и применения знаний о мире вокруг нас.
4. Чем больше кругозор у человека, тем больше развит его познавательный интерес, так как его возникновение обусловлено установлением связей между накопленным опытом и новыми знаниями, а также обнаружением в знакомых предметах новых свойств, сторон и отношений. В области педагогики также рассматриваются разные составляющие познавательного интереса. Например, в исследованиях Г. И. Щукиной выделяются следующие компоненты:

1. Эмоциональный компонент, который проявляется во взаимодействии ребенка с другими людьми, например, когда оказывается помощь.
2. Интеллектуальный компонент, который проявляется в использовании различных мыслительных операций, таких как синтез, анализ, сравнение и обобщение.
3. Творческий компонент, который отвечает за развитие навыков применения уже изученных методов деятельности в новых ситуациях, сочетание разных видов деятельности и способность к творческому мышлению.

Традиционные школьные занятия включают уроки, на которых изучаются новые материалы, закрепляются знания и навыки, проверяются и оцениваются полученные знания и умения, анализируются контрольные работы, обобщается и систематизируется усвоенное, осуществляется повторение изученных тем или разделов. В наше время, наряду с этими учебными формами, все большее применение находят нетрадиционные методы, которые позволяют учащимся быстрее и эффективнее осваивать учебный материал. Следует отметить, что игровой и увлекательный характер таких заданий, которые одновременно являются психологическими тестами, снижает уровень стресса, связанного с проверкой уровня развития, и позволяет более полно проявить истинные способности детей, которые имеют повышенную тревожность. Введение нетрадиционных методов преподавания в школьную программу имеет целью расширить образовательный процесс и, не утрачивая связи с образовательными и воспитательными задачами, развить личностные качества ребенка. Нестандартные уроки представляют собой нестандартные занятия с импровизированной структурой. Их основная цель - пробудить и поддержать интерес учащихся к учебной деятельности и активизировать их. Путем анализа педагогической литературы было выявлено множество разновидностей нестандартных уроков. Названия этих уроков отображают их цели, задачи и методику проведения. Преподаватели разработали множество методических приемов, инноваций и новаторских подходов к использованию нестандартных форм занятий. Школьные уроки по математике включают в себя теоремы, формулы и задачи, развивающие логическое мышление. Нестандартные методы уроков позволяют сделать математику более доступной и интересной, привлечь все учащихся и вовлечь их в активную деятельность, что способствует усвоению необходимых знаний, умений и навыков.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы.
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока.

В области психолого-педагогической науки было выявлено, что познавательный интерес играет главную и ключевую роль в мотивации учебного процесса. Исследования показали, что с самого начала обучения в школе у детей происходят существенные изменения в их интересах и мотивациях. К концу дошкольного периода, благодаря систематической образовательной работе, у детей обычно формируется новое, более высокое желание - желание учиться. Это приводит к появлению интереса к школе, учению и всей школьной жизни. Успех в школьном обучении напрямую связан с устойчивым познавательным интересом ученика к объектам познания. В любое время, в любой школе и классе, найдутся дети, которые отстают в учебе от своих одноклассников из-за отсутствия желания учиться, то есть из-за отсутствия важнейшего мотива обучения - познавательного интереса. Условно можно разделить все показатели, характеризующие уровень развития познавательного интереса, на три группы:

I. Показатели интеллектуальной активности: вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование школьниками приобретёнными знаниями, умениями и навыками.
II. Показатели эмоциональных проявлений: переживание учащимися гнева, страха, возмущения радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие менее значимые.
III. Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление учащихся к завершенности учебных действий. Существует три уровня сформированности познавательных интересов младших школьников: низкий, средний и высокий. Нестандартные уроки математики используются учителями начальных классов уже долгое время, кто – то использует их в большей степени, а кто – то в меньшей. Например, такие выводы сделала Тарасова Татьяна Ивановна, учитель математики высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза Н.З.Ульяненко», исходя из своего опыта работы с нестандартными уроками. Татьяна Ивановна выделяет 3 метода обучения:

а) Если учитель организует работу, которая заключается только взаимодействием учителя на ученика, то это пассивный метод.
б) Если учитель организуем работу так, что будет обратная связь – это активный метод.
в) Если предполагается организовать работу так, что ещё ученики будут взаимодействовать между собой, то это интерактивный метод.

«В своей работе я использую все три метода обучения. Пассивный метод применяю при объяснении нового материала, когда хочется, чтобы обучающиеся обратили внимание на какой-то важный факт или формулу. Активный метод можно использовать практически на любом уроке: при объяснении новой темы, во время обобщения, закрепления или подготовке к контрольной работе. Но более интересен интерактивный метод. Этот метод можно использовать на уроках: изучение нового материала; закрепление материала; обобщение материала; подготовка проекта, презентации. В тоже время он имеет для меня небольшой минус – на уроке в это время бывает шумно, поэтому обучающимся приходится время от времени напоминать, чтобы рассуждали чуть тише. Особенно интересно проходят уроки с использованием интеллект – карт. Ребята бурно обсуждают, где какую линию нужно провести и как эффектнее будет выглядеть та или иная запись» - пишет Татьяна Ивановна о своем опыте работы с нестандартными уроками. Бывший учитель начальных классов, ныне заместитель директора по учебной работе МАОУ Гимназии №86 г. Нижний Тагил Петухова Светлана Ивановна поделилась своим опытом формирования познавательного интереса у учеников:

«Методы формирования познавательного интереса у дошкольников могут включать использование игрушек, игр, связанных с изучаемым материалом. Это позволяет ребенку развивать свои знания и интерес к окружающему миру» - считает Светлана Ивановна. Она рассказала, что использует различные методы обучения, чтобы развивать у детей интерес к учёбе, а также использует интерактивные методы, чтобы помочь детям лучше понять темы, которые они изучают. «Я использую разные методы обучения, чтобы помочь детям лучше понять материал, который мы проходим. Например, если мы изучаем темы, связанные с окружающим миром, то я включаю в урок наглядные опыты, которые помогают детям лучше понять тему. На уроках математики я могу использовать интерактивные методы обучения, такие как игры и задачи, которые помогают детям лучше усвоить материал». Чтобы проверить уровень познавательного интереса на нестандартных уроках математики, я провела анкетирование среди учащихся младших классов (2-4 классы). Анкетирование проводилось до и после проведения нестандартных уроков математики по различным темам. По окончании анкетирования были сделаны выводы о том, что познавательный интерес наиболее высок у учащихся 3 и 4 классов, после проведения нестандартных уроков по математике, уровень интереса к темам у обучающихся повысился. Проделанная работа показала, что нестандартные уроки, с одной стороны, позволяют учителю вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой - лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Планируя нетрадиционный урок, надо учитывать специфику класса, характер учебного материала.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М: Речь, 2004. – 219с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 352с.
3. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной.– М.: Прогресс, 2007. – 367 с.
4. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2005. – 124с.
5. Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 197с.
6. Лебедева А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №2. - С.62-64.
7. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Кемерово, 2004. – 14 с.
8. Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ . - 2008. - №3. - С.16-20.
9. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.-47с.
10. Найн М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004. – 25с.
11. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. - №4. - С. 366-367.
12. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 2001. - 440 с.
13. Тарасова Татьяна Ивановна: статья из опыта работы учителя с нестандартными уроками/ (дата обращения 15.04.23)
14. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. – 203с.


Категория: Блоги | Добавил: АннаОлеговна
Просмотров: 244 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог