Каждая форма работы по изучению и обобщению педагогического опыта предлагает использование самых разнообразных методов.
1. Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы.
Это распространенная форма изучения и обобщения опыта, широко используется во всех школах. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школы коллективно обсуждают эти занятия, отмечают действительно передовые направления, выявляют условия, при которых опыт одного педагога становится передовым и может стать достоянием других.
2. Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики.
Перед их проведением ведется большая подготовительная работа:
- посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов,
- изучается литература,
- подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт,
- готовятся основные доклады и содоклады.
На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации по использованию передового опыта.
3. Научно-методическая и научно-практическая конференции.
Одна из наиболее удачных форм изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Воспитание у учащихся любви к труду» докладчики могут рассказать о своем опыте на занятиях по разным учебным предметам или в различных видах внеучебной деятельности учащихся.
4. Педагогическая выставка.
Отражает передовой опыт, например дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.п. Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть форм изучения и обобщения опыта (конференций, совещаний и т.д.).
5. Педагогические чтения.
Предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Сначала он выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на окружные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д.
6. Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы.
Организуются как в устной, так ив печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.
7.Педагогические экскурсии.
Проводятся с целью изучения реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организация учебно-воспитательной работы педагога-мастера.
8. Семинарские занятия по проблемам педагогики.
Тема семинара определяется на год или несколько лет. При изучении общей темы, например «Активизация учебного процесса», рассматриваются более частные вопросы, такие как компоненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активизации школьников на уроке. Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобщения.
9. Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта.
Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправдано проведение практикума: на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка литературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения и фиксация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.
10. Педагогические консультации.
Бывают устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.
11. Защита авторских проектов и разработок.
Если педагоги заинтересованы в коллективном поиске решений проблем, значит в школе сложилась хорошая педагогическая среда. Сложность в том, что проекты и разработки должны носить действительно важный для педагогического сообщества характер и отражать реальные проблемы и интересы данных педагогов данной школы.
12. Методическая неделя.
Проводится тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и когда педагоги проявили желание показать их своим коллегам. Демонстрируются деятельность, процесс, методы, приемы, находки и результат. Неделю проводят администрация, педагоги, родители и учащиеся. Для этого создаются оргкомитет, творческие группы, в том числе пресс-группа (отражает все интересное каждый день недели), лаборатория форм и методов обучения, микрогруппы учителей для подготовки интегрированных уроков, внеклассных предметных мероприятий, группы планирования, консультирования, поддержки, оценивания и стимулирования.
12. Панорама педагогических достижений школы.
В фойе школы все педагогические объединения, творческие объединения, кружки, клубы, секции, педагоги предъявляют свои разработки, достижения, методики для внешнего и внутреннего потребления.
13. Неделя изучения нетрадиционного опыта, накопленного учителями школы.
Предлагается к изучению опыт двух-трех учителей. В течение недели педагоги показывают систему урочной и внеклассной предметной деятельности. В конце каждого рабочего дня недели все участники в карточке-программе оценивают в баллах и развернутым текстом те моменты, методики и подходы, которые оказались для них важными.
Участники по каждому событию заполняют диагностическую карточку, оценивая по 10-балльной шкале, что было интересно, полезно, применимо (методика Ю.И. Турчаниновой).
14. Комплексное изучение коллегами достижений одного учителя.
Педагог готовит материалы, планы, программы, пособия, разработки и сценарии уроков и внеклассных мероприятий и представляет псе это на семинаре-практикуме, где его коллеги изучают документы и задают возникшие у них вопросы. Затем педагоги записывают свои предложения в программу изучения достижений: что они хотели бы увидеть и услышать. Затем учитель показывает непосредственно то, что ему удалось наработать. На итоговом занятии администрация школы анализирует деятельность учителя, показывает его успехи, динамику профессиональных изменений, затем педагоги беседуют с учащимися и, наконец, учитель сам отвечает на вопросы коллег. Затем участники изучения опыта пишут заключение, и администрация школы по итогам смотра принимает решение о поощрении учителя.
15. Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету.
Картотека создается усилиями библиотеки, завуча и специалиста по компьютерному обучению. Завуч собирает информационные листки с описанием передового педагогического опыта у педагогов школы.
Карточка опыта
1. Ф.И.О. _ Предмет
2. Тема и название оригинального решения, приема, подхода, методики, технологии.
3. Содержание педагогического опыта.
4. Оценка опыта.
В библиотеке создается база сценариев и планов уроков и внеклассных мероприятий. Каждый педагог за представленные материалы получает поощрение, аттестационный балл, денежные надбавки и премии.
При наличии в школе компьютеров создается база данных по документальному обеспечению учебного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта,
16. Познавательные, профессиональные экскурсии.
Участие в документальных практикумах к лучших школах, в работе педагогических форумов в других школах, творческих встречах с коллективами лучших школ, в пресс-конференциях.
17. Межшкольные научно методические обмены.
Обмен специалистами, стажировки, изучение документов двух школ, проведение интервью с руководителями двух школ, совместное проведение уроков, внеклассных мероприятий, семинаров.
18. Знакомство коллег с наиболее интересными материалами, приобретенными в ходе повышения квалификации и самообразования.
Педагог после участия в работе семинаров, курсов, обмена опытом заполняет лист полезности и предлагает тему и способ ознакомления коллектива с полученными им знаниями.
19. Проведение профессиональных педагогических и психологических тренингов.
Педагогический тренинг лучше всего проводить в форме решения конкретных педагогических ситуаций.
20. Метод кейсов. Решение и анализ педагогических ситуаций.
Решение педагогических ситуаций ставит своей задачей обогащение практического опыта педагога, умение находить верные решения, способствует развитию педагогического мышления.
21. Фестиваль педагогического творчества.
Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива,
где представляются достижения в области как методической работы, так и организации учебного процесса, самодеятельности и творчества. В фестивале участвуют все педагогические организации школы, учащиеся, родители. Школа показывает процесс, содержание и формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.
22. Школа передового педагогического опыта.
Работает на постоянной основе. В работе школы фиксируются шесть основных направлений:
А. Проведение диагностических процедур для определения «узких мест» и основных проблем;
Б. Совместный с педагогическими организациями школы поиск инициаторов и исполнителей для проведения экспериментов, исследований, анализа проблемы, разработки новых методических подходов и приёмов, изучение опыта, накопленного в других школах;
В. Сопровождение и поддержка индивидуального педагогического поиска;
Г. Обсуждение хода и промежуточных итогов педагогического опыта;
Д. Создание базы данных педагогического опыта;
Е. Распространение новых полезных педагогических разработок коллег.
23. Школа профессионального мастерства. Это школа годичного цикла, в которой педагоги-мастера, названные так вследствие признания важности и значимости их педагогического опыта, ведут постоянно действующие практико-ориентированные занятия с целью изучения и внедрения в практику авторских педагогических методик.
24. Коллективная подготовка и издание методических, педагогических материалов, альманахов, сборников.
25. Методические панорамы, презентации, ярмарки, фестивали.
26. Самообразование.
Это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.
Цели самообразования:
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.
- Углубление знаний в области своего предмета.
- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
- Повышение общекультурного уровня.
- Единая методическая тема школы должна раскрываться в планах работы учителей.
Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.
|