Сегодня: 25.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формы изучения и обобщения педагогического опыта

СКАЧАТЬ (25.5 Kb) 30.04.2023, 08:41
Цехмейстер Ирина Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия №1"
Каждая форма работы по изучению и обобщению педагоги­ческого опыта предлагает использование самых разнообраз­ных методов.

1. Открытые занятия по различным темам и вопросам учеб­но-воспитательной работы.
Это распространенная форма изу­чения и обобщения опыта, широко используется во всех шко­лах. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их кол­леги и руководители школы коллективно обсуждают эти занятия, отмечают действительно передовые направления, вы­являют условия, при которых опыт одного педагога становит­ся передовым и может стать достоянием других.

2. Педагогические советы, производственные собрания, со­вещания по проблемам педагогики.
Перед их проведением ве­дется большая подготовительная работа:
- посещаются и анали­зируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов,
- изучается литература,
- подготавливается выставка, отражаю­щая педагогический опыт,
- готовятся основные доклады и со­доклады.

На совете, собрании, совещании коллективно обсуж­даются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили ус­пех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллекти­вов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации по использованию передового опыта.

3. Научно-методическая и научно-практическая конферен­ции.
Одна из наиболее удачных форм изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учи­теля изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Вос­питание у учащихся любви к труду» докладчики могут рас­сказать о своем опыте на занятиях по разным учебным пред­метам или в различных видах внеучебной деятельности уча­щихся.

4. Педагогическая выставка.
Отражает передовой опыт, на­пример дидактический материал, способствующий активи­зации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и мето­дических разработок по разным вопросам учебно-воспитатель­ной работы и т.п. Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть форм изучения и обобщения опыта (конференций, совещаний и т.д.).

5. Педагогические чтения.
Предполагают анализ, осмысле­ние и обобщение учителем своего опыта. Сначала он выступа­ет с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на ок­ружные чтения, рекомендуются для опубликования в журна­лах, сборниках статей и т.д.

6. Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы.
Организуются как в устной, так ив печатной форме. В педагогических коллективах об­суждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположны­ми. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.

7.Педагогические экскурсии.
Проводятся с целью изучения реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организа­ция учебно-воспитательной работы педагога-мастера.

8. Семинарские занятия по проблемам педагогики.
Тема се­минара определяется на год или несколько лет. При изуче­нии общей темы, например «Активизация учебного процес­са», рассматриваются более частные вопросы, такие как ком­поненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активиза­ции школьников на уроке. Изучается теоретический и мето­дический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобще­ния.

9. Практикумы по разработке методики изучения и обобще­ния педагогического опыта.
Если в школе есть группа учите­лей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправ­дано проведение практикума: на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка литературы по опре­деленным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюде­ния и фиксация опыта, количественный анализ и качествен­ная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

10. Педагогические консультации.
Бывают устные и письмен­ные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопро­сы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консуль­тация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.

11. Защита авторских проектов и разработок.
Если педагоги заинтересованы в коллективном поиске решений проблем, значит в школе сложилась хорошая педагогическая среда. Сложность в том, что проекты и разработки должны носить действительно важный для педагогического сообщества харак­тер и отражать реальные проблемы и интересы данных педа­гогов данной школы.

12. Методическая неделя.
Проводится тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и когда педагоги про­явили желание показать их своим коллегам. Демонстрируют­ся деятельность, процесс, методы, приемы, находки и резуль­тат. Неделю проводят администрация, педагоги, родители и учащиеся. Для этого создаются оргкомитет, творческие груп­пы, в том числе пресс-группа (отражает все интересное каж­дый день недели), лаборатория форм и методов обучения, мик­рогруппы учителей для подготовки интегрированных уроков, внеклассных предметных мероприятий, группы планирования, консультирования, поддержки, оценивания и стимули­рования.

12. Панорама педагогических достижений школы.
В фойе школы все педагогические объединения, творческие объеди­нения, кружки, клубы, секции, педагоги предъявляют свои разработки, достижения, методики для внешнего и внутрен­него потребления.

13. Неделя изучения нетрадиционного опыта, накопленного учителями школы.
Предлагается к изучению опыт двух-трех учителей. В течение недели педагоги показывают систему урочной и внеклассной предметной деятельности. В конце каждого рабочего дня недели все участники в карточке-про­грамме оценивают в баллах и развернутым текстом те момен­ты, методики и подходы, которые оказались для них важ­ными.
Участники по каждому событию заполняют диагностиче­скую карточку, оценивая по 10-балльной шкале, что было интересно, полезно, применимо (методика Ю.И. Турчанино­вой).

14. Комплексное изучение коллегами достижений одного учи­теля.
Педагог готовит материалы, планы, программы, посо­бия, разработки и сценарии уроков и внеклассных мероприя­тий и представляет псе это на семинаре-практикуме, где его коллеги изучают документы и задают возникшие у них воп­росы. Затем педагоги записывают свои предложения в про­грамму изучения достижений: что они хотели бы увидеть и услышать. Затем учитель показывает непосредственно то, что ему удалось наработать. На итоговом занятии администрация школы анализирует деятельность учителя, показывает его успехи, динамику профессиональных изменений, затем пе­дагоги беседуют с учащимися и, наконец, учитель сам отвеча­ет на вопросы коллег. Затем участники изучения опыта пи­шут заключение, и администрация школы по итогам смотра принимает решение о поощрении учителя.

15. Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету.
Картотека создается уси­лиями библиотеки, завуча и специалиста по компьютерно­му обучению. Завуч собирает информационные листки с описанием передового педагогического опыта у педагогов школы.

Карточка опыта
1. Ф.И.О. _ Предмет
2. Тема и название оригинального решения, приема, подхо­да, методики, технологии.
3. Содержание педагогического опыта.
4. Оценка опыта.
В библиотеке создается база сценариев и планов уроков и внеклассных мероприятий. Каждый педагог за представлен­ные материалы получает поощрение, аттестационный балл, денежные надбавки и премии.
При наличии в школе компьютеров создается база данных по документальному обеспечению учебного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта,

16. Познавательные, профессиональные экскурсии.
Участие в документальных практикумах к лучших школах, в работе педагогических форумов в других школах, творческих встре­чах с коллективами лучших школ, в пресс-конференциях.

17. Межшкольные научно методические обмены.
Обмен спе­циалистами, стажировки,  изучение документов двух школ, проведение интервью с руководителями двух школ, совместное проведение уроков, внеклассных мероприятий, семинаров.

18. Знакомство коллег с наиболее интересными материала­ми, приобретенными в ходе повышения квалификации и са­мообразования.
Педагог после участия в работе семинаров, курсов, обмена опытом заполняет лист полезности и предла­гает тему и способ ознакомления коллектива с полученными им знаниями.

19. Проведение профессиональных педагогических и психоло­гических тренингов.
Педагогический тренинг лучше всего проводить в форме решения конкретных педагогических си­туаций.

20. Метод кейсов. Решение и анализ педагогических ситуаций.
Решение пе­дагогических ситуаций ставит своей задачей обогащение прак­тического опыта педагога, умение находить верные решения, способствует развитию педагогического мышления.

21. Фестиваль педагогического творчества.
Это торжествен­ное подведение итогов работы педагогического коллектива,
где представляются достижения в области как методической работы, так и организации учебного процесса, самодеятель­ности и творчества. В фестивале участвуют все педагогические организации школы, учащиеся, родители. Школа показыва­ет процесс, содержание и формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся кон­курсы, смотры, открытые мероприятия.

22. Школа передового педагогического опыта.
Работает на по­стоянной основе. В работе школы фиксируются шесть основ­ных направлений:
А. Проведение диагностических процедур для определения «узких мест» и основных проблем;
Б. Совместный с педагогическими организациями школы поиск инициаторов и исполнителей для проведения экспериментов, исследований, анализа проблемы, разработки новых методических подходов и приёмов, изучение опыта, накопленного в других школах;
В. Сопровождение и поддержка индивидуального педагогического поиска;
Г. Обсуждение хода и промежуточных итогов педагогического опыта;
Д. Создание  базы данных педагогического опыта;
Е. Распространение новых полезных педагогических разработок коллег.

23. Школа профессионального мастерства. Это школа годич­ного цикла, в которой педагоги-мастера, названные так вслед­ствие признания важности и значимости их педагогического опыта, ведут постоянно действующие практико-ориентированные занятия с целью изучения и внедрения в практику авторских педагогических методик.

24. Коллективная подготовка и издание методических, педа­гогических материалов, альманахов, сборников.

25. Методические панорамы, презентации, ярмарки, фести­вали.

26. Самообразование.
Это доступная, эффективная и необходи­мая для любого педагога форма изучения опыта других педа­гогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, па­мяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

Цели самообразования:
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.
- Углубление знаний в области своего предмета.
- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
- Повышение общекультурного уровня.
- Единая методическая тема школы должна раскрываться в планах работы учителей.
         
Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.


Категория: Блоги | Добавил: mediy
Просмотров: 213 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог