Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Формы изучения и обобщения педагогического опыта

СКАЧАТЬ (25.5 Kb) 30.04.2023, 08:41
Цехмейстер Ирина Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ "Гимназия №1"
Каждая форма работы по изучению и обобщению педагоги­ческого опыта предлагает использование самых разнообраз­ных методов.

1. Открытые занятия по различным темам и вопросам учеб­но-воспитательной работы.
Это распространенная форма изу­чения и обобщения опыта, широко используется во всех шко­лах. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их кол­леги и руководители школы коллективно обсуждают эти занятия, отмечают действительно передовые направления, вы­являют условия, при которых опыт одного педагога становит­ся передовым и может стать достоянием других.

2. Педагогические советы, производственные собрания, со­вещания по проблемам педагогики.
Перед их проведением ве­дется большая подготовительная работа:
- посещаются и анали­зируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов,
- изучается литература,
- подготавливается выставка, отражаю­щая педагогический опыт,
- готовятся основные доклады и со­доклады.

На совете, собрании, совещании коллективно обсуж­даются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили ус­пех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллекти­вов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации по использованию передового опыта.

3. Научно-методическая и научно-практическая конферен­ции.
Одна из наиболее удачных форм изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учи­теля изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Вос­питание у учащихся любви к труду» докладчики могут рас­сказать о своем опыте на занятиях по разным учебным пред­метам или в различных видах внеучебной деятельности уча­щихся.

4. Педагогическая выставка.
Отражает передовой опыт, на­пример дидактический материал, способствующий активи­зации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и мето­дических разработок по разным вопросам учебно-воспитатель­ной работы и т.п. Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть форм изучения и обобщения опыта (конференций, совещаний и т.д.).

5. Педагогические чтения.
Предполагают анализ, осмысле­ние и обобщение учителем своего опыта. Сначала он выступа­ет с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на ок­ружные чтения, рекомендуются для опубликования в журна­лах, сборниках статей и т.д.

6. Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы.
Организуются как в устной, так ив печатной форме. В педагогических коллективах об­суждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположны­ми. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.

7.Педагогические экскурсии.
Проводятся с целью изучения реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организа­ция учебно-воспитательной работы педагога-мастера.

8. Семинарские занятия по проблемам педагогики.
Тема се­минара определяется на год или несколько лет. При изуче­нии общей темы, например «Активизация учебного процес­са», рассматриваются более частные вопросы, такие как ком­поненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активиза­ции школьников на уроке. Изучается теоретический и мето­дический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов — участников семинара, делаются обобще­ния.

9. Практикумы по разработке методики изучения и обобще­ния педагогического опыта.
Если в школе есть группа учите­лей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправ­дано проведение практикума: на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка литературы по опре­деленным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюде­ния и фиксация опыта, количественный анализ и качествен­ная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

10. Педагогические консультации.
Бывают устные и письмен­ные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопро­сы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консуль­тация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.

11. Защита авторских проектов и разработок.
Если педагоги заинтересованы в коллективном поиске решений проблем, значит в школе сложилась хорошая педагогическая среда. Сложность в том, что проекты и разработки должны носить действительно важный для педагогического сообщества харак­тер и отражать реальные проблемы и интересы данных педа­гогов данной школы.

12. Методическая неделя.
Проводится тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и когда педагоги про­явили желание показать их своим коллегам. Демонстрируют­ся деятельность, процесс, методы, приемы, находки и резуль­тат. Неделю проводят администрация, педагоги, родители и учащиеся. Для этого создаются оргкомитет, творческие груп­пы, в том числе пресс-группа (отражает все интересное каж­дый день недели), лаборатория форм и методов обучения, мик­рогруппы учителей для подготовки интегрированных уроков, внеклассных предметных мероприятий, группы планирования, консультирования, поддержки, оценивания и стимули­рования.

12. Панорама педагогических достижений школы.
В фойе школы все педагогические объединения, творческие объеди­нения, кружки, клубы, секции, педагоги предъявляют свои разработки, достижения, методики для внешнего и внутрен­него потребления.

13. Неделя изучения нетрадиционного опыта, накопленного учителями школы.
Предлагается к изучению опыт двух-трех учителей. В течение недели педагоги показывают систему урочной и внеклассной предметной деятельности. В конце каждого рабочего дня недели все участники в карточке-про­грамме оценивают в баллах и развернутым текстом те момен­ты, методики и подходы, которые оказались для них важ­ными.
Участники по каждому событию заполняют диагностиче­скую карточку, оценивая по 10-балльной шкале, что было интересно, полезно, применимо (методика Ю.И. Турчанино­вой).

14. Комплексное изучение коллегами достижений одного учи­теля.
Педагог готовит материалы, планы, программы, посо­бия, разработки и сценарии уроков и внеклассных мероприя­тий и представляет псе это на семинаре-практикуме, где его коллеги изучают документы и задают возникшие у них воп­росы. Затем педагоги записывают свои предложения в про­грамму изучения достижений: что они хотели бы увидеть и услышать. Затем учитель показывает непосредственно то, что ему удалось наработать. На итоговом занятии администрация школы анализирует деятельность учителя, показывает его успехи, динамику профессиональных изменений, затем пе­дагоги беседуют с учащимися и, наконец, учитель сам отвеча­ет на вопросы коллег. Затем участники изучения опыта пи­шут заключение, и администрация школы по итогам смотра принимает решение о поощрении учителя.

15. Создание картотеки находок, приемов на уроке и во внеклассной работе по предмету.
Картотека создается уси­лиями библиотеки, завуча и специалиста по компьютерно­му обучению. Завуч собирает информационные листки с описанием передового педагогического опыта у педагогов школы.

Карточка опыта
1. Ф.И.О. _ Предмет
2. Тема и название оригинального решения, приема, подхо­да, методики, технологии.
3. Содержание педагогического опыта.
4. Оценка опыта.
В библиотеке создается база сценариев и планов уроков и внеклассных мероприятий. Каждый педагог за представлен­ные материалы получает поощрение, аттестационный балл, денежные надбавки и премии.
При наличии в школе компьютеров создается база данных по документальному обеспечению учебного процесса и по всем разработкам в рамках передового педагогического опыта,

16. Познавательные, профессиональные экскурсии.
Участие в документальных практикумах к лучших школах, в работе педагогических форумов в других школах, творческих встре­чах с коллективами лучших школ, в пресс-конференциях.

17. Межшкольные научно методические обмены.
Обмен спе­циалистами, стажировки,  изучение документов двух школ, проведение интервью с руководителями двух школ, совместное проведение уроков, внеклассных мероприятий, семинаров.

18. Знакомство коллег с наиболее интересными материала­ми, приобретенными в ходе повышения квалификации и са­мообразования.
Педагог после участия в работе семинаров, курсов, обмена опытом заполняет лист полезности и предла­гает тему и способ ознакомления коллектива с полученными им знаниями.

19. Проведение профессиональных педагогических и психоло­гических тренингов.
Педагогический тренинг лучше всего проводить в форме решения конкретных педагогических си­туаций.

20. Метод кейсов. Решение и анализ педагогических ситуаций.
Решение пе­дагогических ситуаций ставит своей задачей обогащение прак­тического опыта педагога, умение находить верные решения, способствует развитию педагогического мышления.

21. Фестиваль педагогического творчества.
Это торжествен­ное подведение итогов работы педагогического коллектива,
где представляются достижения в области как методической работы, так и организации учебного процесса, самодеятель­ности и творчества. В фестивале участвуют все педагогические организации школы, учащиеся, родители. Школа показыва­ет процесс, содержание и формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся кон­курсы, смотры, открытые мероприятия.

22. Школа передового педагогического опыта.
Работает на по­стоянной основе. В работе школы фиксируются шесть основ­ных направлений:
А. Проведение диагностических процедур для определения «узких мест» и основных проблем;
Б. Совместный с педагогическими организациями школы поиск инициаторов и исполнителей для проведения экспериментов, исследований, анализа проблемы, разработки новых методических подходов и приёмов, изучение опыта, накопленного в других школах;
В. Сопровождение и поддержка индивидуального педагогического поиска;
Г. Обсуждение хода и промежуточных итогов педагогического опыта;
Д. Создание  базы данных педагогического опыта;
Е. Распространение новых полезных педагогических разработок коллег.

23. Школа профессионального мастерства. Это школа годич­ного цикла, в которой педагоги-мастера, названные так вслед­ствие признания важности и значимости их педагогического опыта, ведут постоянно действующие практико-ориентированные занятия с целью изучения и внедрения в практику авторских педагогических методик.

24. Коллективная подготовка и издание методических, педа­гогических материалов, альманахов, сборников.

25. Методические панорамы, презентации, ярмарки, фести­вали.

26. Самообразование.
Это доступная, эффективная и необходи­мая для любого педагога форма изучения опыта других педа­гогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, па­мяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

Цели самообразования:
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.
- Углубление знаний в области своего предмета.
- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
- Повышение общекультурного уровня.
- Единая методическая тема школы должна раскрываться в планах работы учителей.
         
Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.


Категория: Блоги | Добавил: mediy
Просмотров: 142 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог