Внеурочную работу по математике нужно рассматривать как одно из важных средств совершенствования математических знаний в начальных классах общеобразовательной школы.
Однако, в ходе организации внеурочной работы педагоги часто стоят перед выбором: какие формы организации неурочной деятельности выбрать, для того чтобы процесс обучения и развития школьников в области математики был наиболее эффективным. Этим, в первую очередь, и определилась ее актуальность, необходимость исследования.
Целью исследования является изучение различных форм организации внеурочной работы по математике в начальных классах.
В новых условиях стремление ограничивается внеклассными занятиями по математике только со способными школьниками нельзя признать Целесообразными.
Сейчасвозникла необходимость включения во внеклассную работу по математике всех учащихся. Возможность массовой внеклассной работы обусловлена повышением интереса учащихся, к школьному курсу математики после его перестройки и созданием новых средств обучения, а также более ранним умственным развитием детей. Дети одного и того же возраста отличаются по типологическим особенностям высшей нервной деятельности физическому духовному развитию, способностям, интересам и т.д. Поэтому во внеклассной работе большую роль приобретает принцип индивидуального подхода к учащимся.
Так как здесь несравненно больше чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, признанная учитывать личные запросы школьников и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.
Необходимость массовой внеклассной работы по математике с учащимся начальных классов вызвана тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Без формирования и воспитания, учащихся средствами математики, начиная с младшего возраста, без хорошей взаимосвязи классных и внеклассных занятий школа не сможет выполнять этот заказ общества.
Внеклассная работа преследует следующие задачи:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
2. Расширение и углубление знаний по математике.
3. Развивать логическое мышление, смекалку, математическую зоркость.
4. Выявлять наиболее одаренных детей, способствовать их дальнейшему
развитию.
5. Развитие творческой самостоятельности, эстетического, нравственного
воспитания школьников.
6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать
индивидуальную работу с коллективной.
7. Вовлекать детей в занимательные задания, а этим укреплять дисциплину, воспитывать настойчивость, любовь к труду, организованность и коллективизм.
Основная часть.
Суть проблемы в создание формы организации внеклассной работы по математике в начальной школе.
Чтобы проводить внеклассные работы, многие учителя создают свой кружок. И в этом состоит проблема ,прежде чем создать кружок, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которой должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам доступность научность. наглядность, связь теории с практикой, актуальность, учет общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей. Разумеется, что программа и содержание занятий будут заблаговременно обдуманы учителем. Следует основательно продумать тематику и формы участия школьников в кружковой работе. Четко продуманная тематика занятий дает возможность разделить весь состав кружка на подгруппы, которые независимо друг от друга могут выполнять самые разнообразные задания.
Кружок целесообразно проводить во второй половине сентября, после того как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведения о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) и должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Обычно кружок организуется для учащихся параллельных классов одной школы или нескольких школ (так называемый клуб юных математиков). Руководитель беседует с каждым из новичков, выявляет область его интересов и уровень подготовки. Запись проводится в специальном журнале или на отдельных бланках-карточках. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.
Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованный с расписанием учебных занятий и проведением их мероприятий в школе.
Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.
Нередко случается, что, посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная - недооценка руководителем индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т.п. В методику работы следует обязательно включать в доступной детям форме знакомство со способами разрешения технических противоречий объединение-разъединение, ускорение -замедление, уменьшение - увеличение и др., методов поиска решений творческих математических задач: «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включаться в занятия решение кроссвордов, ребусов, задачи на смекалку, развитие воображения. При планировании занятий нужно стремиться к тому, чтобы практическая работа кружковцев сочеталась и с теоретическими беседами. Особое место в работе кружка должно занимать решение задач. Оно должно проводиться систематически на протяжении всего периода работы кружка. Почти на каждом занятии для этой цели можно найти несколько минут. Наибольший интерес ребята проявляют к занимательным задачам. В решении таких задач можно вносить элементы соревнования. На занятиях кружка используются и игры: математическое домино, лото и др.
Программа занятий кружка разрабатывается на полгода или на весь год. Организовывать работу кружка нужно так, чтобы разумно использовать часы, отведенные для его занятий.
Занятия каждой подгруппы целесообразно проводить один раз в неделю, в течение 30 минут. При установлении дня занятий и определении часов работы кружка учителю следует принять во внимание пожелания самих учащихся, так как им лучше, чем кому-либо, известно, какой день недели является для них наиболее трудным.
Установленное время и тематику занятий кружка следует согласовать с учебной частью школы. Важно всегда помнить, что при организации работы кружка нужно исходить из реальных, возможностей данной школы (посещения, интенсивности учебной работы).
В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты - описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.
Программу дополняет построенный на её основе план учебно-воспитательной, хозяйственной и другой работы кружка. Оба эти документа утверждаются руководителем учебного заведения.
Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит кaлeндapнo-тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за его работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.
На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы.
Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения обо всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в которой обычно вписывается план занятия, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т.п.
Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года и наряду с устной оценкой достижений каждого из кружковцев подкрепляются результатами олимпиадных работ, выставкой их творческих разработок. Очень полезно в конце учебного года провести заключительное занятие кружка в присутствии всех учащихся этих классов и родителей.
Критический обзор источников.
Изучив несколько источников, я сделала вывод, почти в каждом источнике было сказано, что с каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный.
И многие учителя вводят эффективные формы и методы обучения в математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер. К ним относятся, например, факультатив, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.
Единственное, что на мой взгляд тут является критичным, это то что вводят факультативы, на них дети так же относятся к математике равнодушно, как и на уроке. А вот проводить математический кружок делать математические лаборатория, для детей это лучше. С помощью игры они заинтересуют свое внимание им будет интересней изучать новую тему, чем просто посещать факультативы.
Заключение
Исследование литературы по проблеме организации внеклассной работы по математике в начальных классах выявил, что внеклассная работа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике.
Исследовав учебно-методичную литературу согласно вопросу организации внеклассной работы по математике, учитывая особенности, можно сказать:
Ученики начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.
Внеклассная работа обладает определенными характерными чертами, которые учителю необходимо учитывать, чтобы эффективность проводимой им работы была максимальной.
Познакомившись с опытом работы учителей начальных классов, нами описан опыт организации внеклассной работы в начальной школе. А именно внеклассные занятия и кружковые занятия по математике. Эти формы внеклассной работы, действительно, обладают огромными потенциальными возможностями, способствуют глубокому и прочному овладению изучаемым материалом.
Таким образом, использование внеклассной работы по математике позволяет привить интерес учащихся к предмету, углубить и расширить знания, повысить математическую культуру.
|