Фрагмент урока русского языка по теме
«Мягкий знак для обозначения мягкости согласных», 2 класс
(использование ТРИЗ-инструмента «Да-нетка» для изучения новой темы и составление паспорта героя)
Цель: Совершенствовать умение детей обозначать мягкость согласного при помощи мягкого знака.
Оборудование: схемы-опоры, интерактивная доска.
Ход урока
I Мотивационно-целевой
Минутка чистописания
Словарно-орфографическая работа
Использую презентацию «Словарные слова», где с помощью предметной картинки учащиеся находят слово, составляя это слово по буквам (на интерактивной доске) и записывают в словарики.
С данными словами дети сами составляют предложение. Н: Девочка сидела на диване и ела апельсин.
II Операционно-познавательный
Изучение нового материала
Стадия вызова. Игра «Да-нетка»: Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске: коньки, багаж, свеча, карандаш.
(Выходим на слово коньки. Обговариваем написание данного слова, выполняем звуковой анализ слова.)
- Какую роль выполняет «ь» в слове? («ь» служит для обозначения мягкости согласных)
- Что вы о нем можете рассказать? (не имеет звука)
Работа по учебнику.
Чтение учащимися сказки «Хвастун».
- Кто же поставил на место хвастунишку?
- Отчего же согласные и без него стали мягкими?
Создадим паспорт нашему герою.
Имя - Мягкий знак
Автор - Г. Сорокин
Прописка - Сказка
Где живет - в стране Грамматика
Кем служит «ь» - служит для обозначения мягкости согласных
Выполнение упражнения по заданию.
Закончите предложения:
Летом мы с мамой ходили в… Там мы увидели…Маму интересуют …А я люблю таких животных как…Они такие… Мы очень любим…!
Физкультминутка.
Работа по группам.
Помоги Диме собрать слова. Распредели их по столбикам.
1 вариант - запиши слова с мягким согласным в середине слова.
2 вариант - запиши слова с твердым согласным в середине слова.
Чтение правила.
Выразительное чтение стихотворения о мягком знаке детьми:
Он очень вежлив, мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Занимательные упражнения:
-Как превратить мел - в мелкое место? (мель)
- Угол - в топливо? (уголь)
- Шест - в число (шесть)
Сравните эти слова:
- Сколько в них букв? Звуков?
- Почему?
- Зачем нужен «ь»?
Самостоятельная работа по упражнению.
Фрагмент урока русского языка по теме
«Правописание мягкого знака на конце имен существительных», 3 класс
(использование «да-нетки» для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
1. Стадия вызова:
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске:
беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь
Возможные вопросы учащихся:
- о части речи?
- о наличии Ь на конце слова?
- о числе существительного?
- о роде существительного?
- о количестве слогов в слове?
- о лексическом значении предполагаемого слова?
Загаданное слово - новое словарное слово – БАГАЖ. Образуйте однокоренные слова (багажный, багажник).
Что можно сказать о словарном слове? (существительное, мужской род, с шипящей на конце – без Ь).
Оно поможет сформулировать тему урока. (Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь)
2. Стадия осмысления:
Какие характеристики имени существительного мы знаем? (род, число)
Назовите существительные, на конце которых пишется Ь. Что о них можно сказать? (ед.ч., ж.р.)
Назовите существительные, на конце которых не пишется Ь. Что о них можно сказать? (мн.ч., ед.ч. м.р.)
Следовательно, когда пишется Ь? (у глаголов, у существительных в единственном числе ж.р.)
А теперь откроем учебник и проверим, какова тема нашего урока и верно ли мы вывели правило правописания Ь после шипящих
Фрагмент урока «Изменение существительных по числам»
(составление копилки слов, имеющих форму только единственного или множественного числа)
1. Стадия вызова
Прочитайте слова, записанные на доске. Что можно о них сказать? Что объединяет слова? (сущ.)
пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы
- На какие группы можно их разделить?
а) словарные/несловарные
Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)
б) слова в единственном числе и во множественном числе
2. Стадия осмысления
Запишите слова в 2 столбика (ед.ч., мн.ч.) и определите род существительных – устно проверить
- Что заметили? (у слов во мн. числе можно определить род, только если их перевести в ед.ч.)
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (род и число имен существительных)
Интересно, а всегда ли можно это сделать? – это и будет проблемой нашего урока
Пример задания 1 – комментирование у доски по образцу:
ветер (ед.ч.) – м.р., листья (мн.ч.) – лист (ед.ч., м.р.), лужи (мн.ч.) – лужа (ед.ч., ж.р.), тучи (мн.ч.) – туча (ед.ч., ж.р.), небо (ед.ч., с.р.), солнце (ед.ч., с.р.), птицы (мн.ч.) – птица (ед.ч., ж.р.), радугу – радуга (ед.ч., ж.р.), карандашей – карандаши (мн.ч.) – карандаш (ед.ч., м.р.)
Задание 2 – работа в парах.
дерево – деревья, птица – птицы, мед - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог – пироги
- Что заметили? (не все слова можно поставить в форму множественного числа)
Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов (заполнить копилку)
Есть среди слов на доске такое слово? (шоколад)
Задание 3 – работа в парах
прятки - ?, яблоки – яблоко, сливы – слива, сливки - ?, сапоги – сапог, брюки - ?, ножи – нож
- Что заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа)
Есть еще слова, которые употребляются только во множественном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов (заполнить копилку).
Есть ли среди слов на доске такое слово? (ножницы, часы)
- Как вы думаете, являются ли слова дух, час, вес формой единственного числа слов духи, часы, весы? Почему/Докажите (слова имеют разное лексическое значение)
Копилка «Число имен существительных»
Единственное число Множественное число
Молоко Ножницы
Шоколад Часы
Мед Сливки
Доброта Брюки
|