Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Использование инструментов ТРИЗ технологии на уроках русского языка в начальной школе

СКАЧАТЬ (15.4 Kb) 29.07.2024, 04:44
Гапизова Валентина Валерьевна
учитель начальных классов, Частное общеобразовательное учреждение РЖД лицей №20, Приморский край, г. Уссурийск
Фрагмент урока русского языка по теме
«Мягкий знак для обозначения мягкости согласных», 2 класс

 
(использование ТРИЗ-инструмента «Да-нетка» для изучения новой темы и составление паспорта героя)
Цель: Совершенствовать умение детей обозначать мягкость согласного при помощи мягкого знака.
Оборудование: схемы-опоры, интерактивная доска.

Ход урока
I Мотивационно-целевой
Минутка чистописания
Словарно-орфографическая работа
Использую презентацию «Словарные слова», где с помощью предметной картинки учащиеся находят слово, составляя это слово по буквам (на интерактивной доске) и записывают в словарики.
С данными словами дети сами составляют предложение. Н: Девочка сидела на диване и ела апельсин.

II Операционно-познавательный
Изучение нового материала
Стадия вызова. Игра «Да-нетка»: Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске: коньки, багаж, свеча, карандаш.
(Выходим на слово коньки. Обговариваем написание данного слова, выполняем звуковой анализ слова.)
- Какую роль выполняет «ь» в слове? («ь» служит для обозначения мягкости согласных)
- Что вы о нем можете рассказать? (не имеет звука)
Работа по учебнику.
Чтение учащимися сказки «Хвастун».
- Кто же поставил на место хвастунишку?
- Отчего же согласные и без него стали мягкими?
Создадим паспорт нашему герою.
Имя - Мягкий знак
Автор - Г. Сорокин
Прописка - Сказка
Где живет - в стране Грамматика
Кем служит «ь» - служит для обозначения мягкости согласных
Выполнение упражнения по заданию.
Закончите предложения:
Летом мы с мамой ходили в… Там мы увидели…Маму интересуют …А я люблю таких животных как…Они такие… Мы очень любим…!
Физкультминутка.
Работа по группам.
Помоги Диме собрать слова. Распредели их по столбикам.
1 вариант - запиши слова с мягким согласным в середине слова.
2 вариант - запиши слова с твердым согласным в середине слова.
Чтение правила.
Выразительное чтение стихотворения о мягком знаке детьми:
Он очень вежлив, мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить.
Занимательные упражнения:
-Как превратить мел - в мелкое место? (мель)
- Угол - в топливо? (уголь)
- Шест - в число (шесть)
Сравните эти слова:
- Сколько в них букв? Звуков?
- Почему?
- Зачем нужен «ь»?
Самостоятельная работа по упражнению.

 
Фрагмент урока  русского языка по теме
«Правописание мягкого знака на конце имен существительных», 3 класс 
(использование «да-нетки» для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
1. Стадия вызова:
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске:
беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь
Возможные вопросы учащихся:
- о части речи?
- о наличии Ь на конце слова?
- о числе существительного?
- о роде существительного?
- о количестве слогов в слове?
- о лексическом значении предполагаемого слова?
Загаданное слово - новое словарное слово – БАГАЖ. Образуйте однокоренные слова (багажный, багажник).
Что можно сказать о словарном слове? (существительное, мужской род, с шипящей на конце – без Ь).
Оно поможет сформулировать тему урока. (Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь)

2. Стадия осмысления:
Какие характеристики имени существительного мы знаем? (род, число)
Назовите существительные, на конце которых пишется Ь. Что о них можно сказать? (ед.ч., ж.р.)
Назовите существительные, на конце которых не пишется Ь. Что о них можно сказать? (мн.ч., ед.ч. м.р.)
Следовательно, когда пишется Ь? (у глаголов, у существительных в единственном числе ж.р.)
А теперь откроем учебник и проверим, какова тема нашего урока и верно ли мы вывели правило правописания Ь после шипящих

           Фрагмент урока «Изменение существительных по числам»          
(составление копилки слов, имеющих форму только единственного или множественного числа)
1. Стадия вызова
Прочитайте слова, записанные на доске. Что можно о них сказать? Что объединяет слова? (сущ.)
пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы
- На какие группы можно их разделить?
а) словарные/несловарные
Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)
б) слова в единственном числе и во множественном числе

2. Стадия осмысления
Запишите слова в 2 столбика (ед.ч., мн.ч.) и определите род существительных – устно проверить
- Что заметили? (у слов во мн. числе можно определить род, только если их перевести в ед.ч.)
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (род и число имен существительных)
Интересно, а всегда ли можно это сделать? – это и будет проблемой нашего урока
Пример задания 1 – комментирование у доски по образцу:
ветер (ед.ч.) – м.р., листья (мн.ч.) – лист (ед.ч., м.р.), лужи (мн.ч.) – лужа (ед.ч., ж.р.), тучи (мн.ч.) – туча (ед.ч., ж.р.), небо (ед.ч., с.р.), солнце (ед.ч., с.р.), птицы (мн.ч.) – птица (ед.ч., ж.р.), радугу – радуга (ед.ч., ж.р.), карандашей – карандаши (мн.ч.) – карандаш (ед.ч., м.р.)
Задание 2 – работа в парах.
дерево – деревья, птица – птицы, мед - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог – пироги
- Что заметили? (не все слова можно поставить в форму множественного числа)
Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов (заполнить копилку)
Есть среди слов на доске такое слово? (шоколад)
Задание 3 – работа в парах
прятки - ?, яблоки – яблоко, сливы – слива, сливки - ?, сапоги – сапог, брюки - ?, ножи – нож
- Что заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа)
Есть еще слова, которые употребляются только во множественном числе. Давайте начнем собирать копилку таких слов (заполнить копилку).
Есть ли среди слов на доске такое слово? (ножницы, часы)
- Как вы думаете, являются ли слова дух, час, вес формой единственного числа слов духи, часы, весы? Почему/Докажите (слова имеют разное лексическое значение)

Копилка «Число имен существительных»
Единственное число                              Множественное число
Молоко                                                    Ножницы
Шоколад                                                  Часы
Мед                                                          Сливки
Доброта                                                   Брюки


Категория: Блоги | Добавил: valval07
Просмотров: 81 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог