Сегодня: 27.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Функциональная грамотность на уроках биологии и химии

СКАЧАТЬ (2.20 Mb) 17.11.2022, 19:35
Григорьева Ольга Ильинична
учитель биологии и химии, МБОУ СОШ с.Месели
PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (функциональной грамотности) учащихся, проводимая раз в три года (с 2000 г.).
PISA – успешность применения компетенций естественнонаучной грамотности к реальным проблемам и ситуациям.

Что такое «грамотность»?
PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
В исследованиях «грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.
ЕНГ определяется как основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве развитых стран мира и отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях

Задача образования
Перед российским образованием стоит задача повышения уровня ЕНГ российских учащихся, а значит, и соответствующей модернизации содержания и методов обучения в области естественнонаучного образования. Необходимость решения этой задачи вытекает также из майских (2018 г.) указов Президента Российской Федерации, согласно которым наша страна к 2024 г. должна войти в десятку ведущих стран мира, лидирующих по качеству общего образования.

Основной вопрос 
«Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?»

Естественнонаучная грамотность
Естественнонаучная грамотность – способность
•использовать естественнонаучные знания,
•выявлять проблемы,
 •делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Это требует от естественнонаучно-грамотного человека следующих компетентностей:
 •научно объяснять явления,
 •оценивать и планировать научные исследования,
•научно интерпретировать данные и доказательства

Проблемы, выявленные у российских учащихся по результатам исследований
У российских учащихся слабо сформированы умения:
 • осуществлять поиск информации по ключевым словам;
• анализировать процессы проведения исследований;
• составлять прогнозы на основе имеющихся данных;
• выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;
• интерпретировать графическую информацию;
• проводить оценочные расчеты и прикидки

Что можно сделать для совершенствования школьного естественнонаучного образования ?
Учебный процесс должен способствовать формированию таких умений, как объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий, постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов.
Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.:
 - «Что будет, если…?»,
- «Попробуй объяснить» – задания на объяснение явлений и фактов;
- «Как узнать?» – задания на применение методов познания;
- «Сделай вывод» –  задания на формирование умений делать выводы на основе данных.

Основные методологические принципы развития ЕНГ
переход от «знаниевой» к компетентностной («ученик умеющий») парадигме в содержании дополнительного естественнонаучного образования,
исследовательский подход,
междисциплинарный подход,
индивидуальный, личностный подход,
гуманитарный подход.

Для развития естественнонаучной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса биологии и химии задания на развитие общеучебных умений и навыков:
на формирование знания учебного материала;
на формирование понимания изучаемого материала;
на формирование умений и навыков;
на развитие внимания;
на развитие мировоззрения.
Для формирования и оценки естественнонаучной грамотности необходима разработка специальных комплексных заданий, содержащих ситуации, в которых раскрываются различные проблемы, такие как сохранение здоровья, проблемы окружающей среды, использование естественнонаучных знаний для развития техники, общества и т.п.

Но, В настоящее время наблюдается явный дефицит инструментария по оценке и формированию у школьников компетенций ЕНГ.
- Для разработки заданий для формирования и оценки ЕНГ школьников сами педагоги должны обладать компетенциями в области методов естественнонаучного познания, понимать последовательность этапов получения научного знания, специфику учебных заданий на разных этапах формирования ЕНГ, учет возрастной категории детей и др.
- Учителя должны в полной мере обладать и общепедагогическими компетенциями, особенно по организации продуктивной деятельности школьников с использованием компетентностных заданий.

В  исследовании были выделены следующие признаки заданий:
•  условие представлено в неявном виде, содержит информацию, которая не требуется для ответа на вопрос;
• в условии много лишних деталей, в то же время отсутствует часть необходимой информации, в некоторых случаях эта информация может содержаться в вопросе;
• необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания);
• необходимая информация задана не в логике отнесения ее к конкретному предмету (учебному или научному), а в логике к конкретной жизненной ситуации (условие взято из жизни, а не из учебника);
• форма ответа не задана (или задана в неявном виде).
  Данные признаки демонстрируют существенные отличия таких задач от тех, которые наши учащиеся привыкли решать на уроках. И самое главное отличие состоит в том, что их решения не укладываются в рамки привычных алгоритмов

Требования к заданиям по оцениванию ЕНГ
Они должны  основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией .
  При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам:
• компетентность, на оценивание которой направлено задание;
• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
• контекст;
• познавательный уровень (или степень трудности) задания.
Компетенция: научное объяснение явлений
2. Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования
3. Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Типы научного знания

Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».
 • Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур.

Контексты
Контекстом можно назвать тематическую область, к которой относится описанная в задании проблемная ситуация. Например, эти ситуации группируются по следующим контекстам:
• здоровье;
• природные ресурсы;
• окружающая среда;
 • опасности и риски;
• связь науки и технологий.

Компетенции ЕНГ и требования ФГОС ООО к образовательным результатам
Компетенции ЕНГ Требования ФГОС ООО к образовательным результатам
1 Научное объяснение явлений, включая: применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений; использование и создание объяснительных моделей; и др. Создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат образования).
2 Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования, включая: распознавание и формулирование цели данного исследования; выдвижение объяснительных гипотез и предложение способов их проверки; предложение или оценка способов научного исследования данного вопроса. Овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы (общие предметные результаты для предметной области «Естественнонаучные предметы»).
Приобретение опыта применения научных методов познания (предметный результат изучения физики).
Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ (предметный результат изучения химии).
Приобретение опыта использования методов биологической науки (предметный результат изучения биологии).
3 Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, включая: анализ, интерпретацию данных и получение соответствующих выводов; преобразование одной формы представления данных в другую; и др. Определение понятий, создание обобщений, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умозаключений (индуктивных, дедуктивных и по аналогии) и получение выводов (метапредметный результат образования). Оценка результатов экспериментов, представление научно обоснованных аргументов своих действий (общие предметные результаты для предметной области «Естественнонаучные предметы»).

Какие задания используются?
не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений

Какими должны быть учебные задания, формирующие «грамотность»?
Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («не сплошные» тексты);
 • Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);
• В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;
• Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные»;
 • Задания должны быть комплексными и структурированными, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов;
 Задания, связанные с общей методологией научных исследований, в т. ч. задания с вопросами «Что будет, если..», «Как узнать…?», «Какой из этого можно сделать вывод?»

Банк учебных заданий
Разработанные задания должны предоставить образцы и создать основу для банка учебных заданий практикоориентированного характера, которые будут широко использоваться в учебном процессе как в качестве оценивающих, так и формирующих заданий. Это должно привести и к тому, что практико-ориентированные, компетентностные задания будут в гораздо большей степени представлены в УМК естественнонаучных предметов и измерительных материалах Государственной итоговой аттестации

БЛОК ЗАДАНИЙ
«Берёза – неофициальный символ России»
Не будет преувеличением сказать, что берёза — самое распространённое дерево России. Её разные виды можно встретить за Полярным кругом и в предгорьях Кавказа, на Сахалине и в Калининградской области.

Русский человек издревле видел берёзу рядом собой. Поэтому нет ничего удивительного, что она плотно вошла в его быт. Её использовали для строительства, в качестве украшения, дровами берёзы отапливали жилище, ветками кормили скотину.

А что значил в жизни русского человека традиционный берёзовый веник, с которым ходили в баню! Он был символом чистоты и оздоровления. На бересте предки восточных славян начали писать свои первые литературные произведения. Из берёзовой древесины вырезали первую простую посуду, её ветки использовали в качестве оберегов.

Полная информация во вложении. 


Категория: Блоги | Добавил: jkmuf54321olga
Просмотров: 519 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог