Сегодня: 08.08.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Функциональная грамотность на уроках математики

СКАЧАТЬ (182.5 Kb) 24.07.2025, 08:06
Развозжаев Николай Павлович
Учитель, МАОУ "СОШ № 33"
 
Современное образование ставит перед собой цель формирования функционально грамотных выпускников, готовых эффективно действовать в условиях стремительно меняющегося мира. Одной из ключевых компетенций становится функциональная грамотность, определяемая как способность использовать полученные знания и умения в повседневной жизни, профессиональной деятельности и социальной среде.

Термин «функциональная грамотность» впервые появился в исследованиях ЮНЕСКО в конце XX века. Согласно определению Международной программы PISA (Programme for International Student Assessment), функциональная грамотность включает три компонента: чтение, письмо и математику. Однако с развитием общества требования к уровню владения этими компонентами значительно возросли.

Сегодня функциональная грамотность подразумевает не только владение базовыми навыками чтения и письма, но и способность анализировать информацию, критически мыслить, аргументированно выражать свою позицию, понимать и интерпретировать количественную информацию, находить оптимальные решения проблем и оценивать последствия принимаемых решений.

Математика традиционно считается одним из важнейших предметов школьной программы, обеспечивающих формирование основ функциональной грамотности. Овладение математическими знаниями и умениями способствует развитию когнитивных процессов, таких как логика, абстрагирование, систематизация и структурирование информации.

По мнению исследователей, именно математика играет ключевую роль в формировании функциональной грамотности, так как этот предмет предполагает работу с числами, формулами, графиками, таблицами и диаграммами, которые используются повсеместно в различных сферах жизнедеятельности.

Одним из способов повышения уровня функциональной грамотности является внедрение проектной деятельности на уроках математики. Проектная работа позволяет учащимся самостоятельно искать информацию, обрабатывать её, представлять результаты своего труда, обсуждать проблемы и предлагать пути их решения. Именно таким образом формируются важнейшие компетенции, необходимые современному человеку.

Например, задание на составление бюджета семьи или предприятия учит распределять ресурсы рационально, учитывая ограниченность ресурсов и необходимость принятия оптимального решения. Подобные задачи формируют у учащихся понимание реальных жизненных ситуаций и готовность к самостоятельному принятию решений.

Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках математики целесообразно использовать следующие методы:
• Проблемно-поисковые задания. Постановка вопросов, направленных на выявление и решение практических проблем, повышает интерес учащихся к изучению предмета и улучшает их способность самостоятельно добывать необходимую информацию.
• Практикоориентированные задачи. Решение прикладных задач, связанных с повседневностью, помогает осознавать практическую значимость изучаемого материала.
• Интерактивные методы обучения. Обучение в малых группах, дискуссии, дебаты, моделирование ситуаций обеспечивают активную вовлечённость учащихся в учебный процесс.
• Самостоятельная исследовательская деятельность. Работа с источниками информации, проведение экспериментов, создание проектов формирует у учащихся умение ориентироваться в информационном пространстве и обосновывать собственные выводы.
При разработке учебных планов и методик преподавания математики особое внимание уделяется следующим направлениям:
• Организация работы с информацией. Учащимся предлагаются тексты различной сложности, содержащие математические термины и формулы, с целью научиться извлекать нужную информацию и преобразовывать её в доступную форму.
• Формирование метакогнитивных стратегий. Важно научить учащихся осознанно подходить к процессу познания, выявлять затруднения и выбирать наиболее эффективные способы преодоления трудностей.
• Интеграция межпредметных связей. Построение уроков, включающих элементы физики, химии, биологии, экономики и других дисциплин, расширяет кругозор учащихся и углубляет понимание взаимосвязей между науками.
• Оценивание достижений обучающихся. Регулярное оценивание прогресса учащихся с использованием качественных критериев способствует повышению ответственности за собственное обучение и воспитанию культуры самоконтроля.

Таким образом, формирование функциональной грамотности на уроках математики является важным аспектом образовательной политики современной школы. Оно направлено на подготовку выпускников, способных успешно адаптироваться к современным условиям жизни и рынка труда. Реализация образовательных стандартов нового поколения предусматривает усиление акцента на развитии у учащихся навыков анализа, синтеза, оценки информации, принятии обоснованных решений и эффективной коммуникации.

Источники:
1. Алексеев С.И. Функциональная грамотность и компетентностный подход в образовании. СПб.: Институт развития образования, 2012.
2. Морозова О.В. Формирование функциональной грамотности средствами математического образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Серия естественно-математические науки. № 2. 2018.
3. Салмина Н.Г. Образовательные стандарты второго поколения: опыт реализации в школах России. М.: Академия, 2010.
4. Соловьева Е.Ю. Методика преподавания математики в основной школе. М.: Просвещение, 2014.


Категория: Блоги | Добавил: HeartsAndRoses
Просмотров: 42 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 08.08.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог