Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Герой рассказа И.А. Бунина "Кавказ" как представитель дворянской интеллигенции конца 19- начала 20 века

СКАЧАТЬ (20.2 Kb) 19.06.2022, 13:17
Рузанова Елизавета Владимировна
учитель русского языка и литературы, МАОУ лицей №6 "Перспектива" город Красноярск
Цель урока: дать характеристику поколению дворянской интеллигенции конца 19-начала 20 века на примере главного героя рассказа «Кавказ».

Задачи:
1. Выявить особенности лексики и синтаксиса в речи героя рассказа «Кавказ».
2. Проследить, как связаны эти особенности с нравственной характеристикой образа героя и трагической развязкой рассказа.
3. Определить основные черты характера главного героя как представителя дворянства на рубеже веков

Ход урока.
1. Рассказ «Кавказ» разделён на 7 частей. Из них 6 посвящены истории любви и соединению влюблённых. Последняя часть ,хотя логически связана с предыдущими, поражает читателя трагизмом произошедшего. И невольно возникает вопрос: о любви ли рассказ, входящий в цикл «Тёмные аллеи».
Для того чтобы понять, какие чувства движут поступками героя, обратимся к тексту.

2.В рассказе три безымянных героя ,об их прошлом ничего не говорится. Повествование ведётся от лица главного героя, человека образованного, склонного к размышлениям.

В тетради делаем записи:
Принимая во внимание некоторую автобиографичность рассказа , мы можем предположить, что повествователь- литератор.

Доказательства приводим из текста:
А). Позиция наблюдателя ( сконцентрированность на чувствах, но без сопереживания): «…голос у неё срывался», «…бросив куда попало зонтик , спешила поднять вуальку», она «…бледнела…».
Состояние любящей женщины заставляет героя снова переживать эмоции, судя по хладнокровному поведению, давно забытые им. Герой с жадностью и восторгом( это слово показывает, что мужчина наслаждается положением тайного возлюбленного)подмечает волнение и жалостность в поведении героини.

Б).Образные описания природы, занимающие значительное место в повествовании: «Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!(отметим метафоры , сравнения в тексте).
Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома.
Несомненно, перед нами литератор, человек, ищущий вдохновение во всём . Он наслаждается природой Кавказа, мысль его свободна в уединённом уголке.

В). Как герой относится к любимой женщине? Какую нравственную оценку он даёт происходящему?
Интересна лексика, употребляемая героем: « воровски», «затворник», «томительно», «жалость», «восторг», «замер», «холод», «тревога», «ледяная» (рука), «оцепенение» ,план «дерзок». Герой понимает ,что поступает безнравственно, разрушая семью. Но им движет жажда впечатлений ( возможно , для будущей книги, которую мы и читаем).Обратим внимание на то, что в шестой части о возлюбленной говорится мало, автор «переключился» на красоту первобытной природы Кавказа.

Г).Особенности синтаксиса позволяют дополнить характеристику главного героя.
Чувства женщины передаются через восприятие автора. Его трогает жалость и жалостность в её образе, взволнованные рассуждения героини повествователь приводит в сложных предложениях-репликах. При этом сам герой себя цитирует только один раз( в воспоминаниях о молодости на Кавказе), замечая бесстрастно ,что его возлюбленная «бледнеет».

В седьмой части рассказа герой скупо(в трёх предложениях ) говорит о произошедшем, не давая информации ни о себе, ни о женщине.

Выстрел в виски из двух пистолетов( по правилам чести должна была быть дуэль) означает, что соперник не явился на поединок.

Главный герой следил за перемещениями обманутого мужа, но не явился для объяснений, молча наблюдая, как женщина посылает открытки и запутывается окончательно.

Трагическую развязку можно было предвидеть, анализируя поведение главного героя. Это скучающий, ищущий вдохновения интеллигент, для которого другие люди не важны. Он живёт впечатлениями от человеческих трагедий, не испытывая ни малейших угрызений совести.

Любил ли он героиню на самом деле?
В тексте рассказа встречается мотив расчёта : герой дал на чай , «сунул десятирублёвую бумажку кондуктору» за переселение дамы , чем скомпрометировал её , открыв двусмысленное положение женщины третьему лицу),заказал «маленькое купе» в вагоне первого класса…

Для кого эти хлопоты?
Героиню он назвал только в начале своего повествования «любящей» женщиной.
Сам же о любви не сказал ни слова…
Главный герой эгоистичен, он позволяет женщине быть рядом, но чувства у него нет. Есть холодный расчёт хорошо образованного, состоятельного , циничного представителя интеллигенции, оставляющей в прошлом понятие дворянской чести по причине разрушения привычного уклада и, как следствие, нравственной деградации дворянства .

3. Итоги.
В конце 19-начале 20 века в литературе появляется новый герой- рефлексирующий интеллигент, чаще всего дворянин, осознающий бесцельность своего существования(жизнеспособными в век развития промышленности были только дворяне-предприниматели),проживающий остатки состояния, нажитого представителями рода на протяжении веков.

Это зачастую духовно слабый ,беспринципный человек, не способный на сильное чувство.
Обратим внимание на то, что своей рефлексирующей натурой( а сам рассказ представляет собой глубокий , хотя и односторонний ,в силу нравственной несостоятельности героя, анализ произошедшего) герой рассказа «Кавказ» продолжает галерею портретов поколения дворянской интеллигенции. Здесь уместно вспомнить рассказ А. П. Чехова «О любви».

4. Домашнее задание.
Сравнить образы двух героев: героя рассказа «Кавказ» и Алёхина из рассказа А. П. Чехова « О любви», рассматривая лексические и синтаксические особенности их речи.


Категория: Блоги | Добавил: ElizaRa
Просмотров: 224 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог