Сегодня: 22.09.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


"Глобальные проблемы человечества"

СКАЧАТЬ (5.08 Mb) 16.06.2021, 19:47
Демидова Наталья Владимировна
учитель истории и обществознания, МБОУ "Северокоммунарская СОШ"
Цель урока: Развитие социально-компетентной личности.

ЗАДАЧИ:
1) сформировать и углубить представление учащихся об основных глобальных проблемах человечества;
2) способствовать самоопределению учащихся и продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения в отношении способов решения глобальных проблем;
3) развивать навыки групповой работы;
4) формировать у учащихся познавательные умения проводить поиск необходимой информации;
5) формировать умение анализировать полученную информацию;
6) формировать умение видеть причинно-следственные связи;
7) формировать ответственное, гуманистически ценностное гражданское сознание.

 

 
 
 
Ход урока.
 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1)Мотивация к учебной деятельности Для работы на уроке класс делится на 4 группы. Учитель приветствует детей. В это время на экране показывается презентация. В начале для определения темы занятия проводится фронтальная беседа учителя и учащихся: «Salve! Cogito, ergo sum! Я мыслю, следовательно – существую! Добрый день дорогие гости, учителя и, конечно же, приветствую вас, 10-й класс! Включаются в учебную деятельность Регулятивные : волевая саморегуляция.

Личностные:  действие смыслообразования.
2)Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. Вы, ребята, уже не первый год изучаете обществоведческие дисциплины, перед выходом в большую жизнь они показывают вам многообразие человеческого существования, помогают подготовиться к трудностям.

Трудности, проблемы есть у каждого возраста.
У вас, 10-класcников ХХI века, они тоже есть. Назовите мне, пожалуйста, с какими трудностями приходится сталкиваться молодым людям на пороге взрослой жизни.

А скажите мне, ребята, бывают ли такие случаи, при которых перечисленные проблемы уходят на второй план, и, если бывают, приведите мне примеры.
Вывод: это такие ситуации, при которых существует угроза жизни вам или вашим близким.

А бывают ли такие ситуации, когда под угрозой находятся жизни многих людей, жителей нескольких стран? Эти проблемы вам уже известны, так как вы говорили о них на уроках: химии, биологии, физики, географии и других.
Давайте вспомним их.






Скажите пожалуйста, а что объединяет все названные вами проблемы?


Абсолютно верно! Сегодня на нашем уроке и пойдет речь о глобальных проблемах.


 
Учащиеся участвуют в диалоге:





Отвечают на вопрос.






Предлагают свои варианты.



Предлагают свои варианты.





Перечисляют различные виды проблем, затрагивающих весь земной шар, всё человечество.

Учащиеся объясняют, что речь идет о глобальных проблемах человечества, дают определение глобальных проблем и перечисляют их отличительные особенности:
  • угрожают всему человечеству,
  • являются во многом результатом деятельности человека,
  • нуждаются в незамедлительном решении.
Личностные:  действие смыслообразования.

Регулятивные : целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы и цели.

 
3) Выявление места и причины затруднения пробном учебном действии. Благодарю. Многие ученые, анализируя результаты, к которым приводят глобальные катастрофы, говорят о надвигающейся гибели человеческой цивилизации.
Так скажите мне, пожалуйста, мы как поколение XXI века, ответственные перед нашими потомками, над какой проблемой должны уже сегодня задуматься?





Скажите, пожалуйста, что же мы должны сделать сегодня на уроке, чтобы попытаться решить эту проблему?
Учащиеся озвучивают проблемный вопрос: каким образом можно предотвратить гибель цивилизации, наступающую из-за глобальных проблем?
Учащиеся предлагают свои варианты, тем самым обозначая задачи урока.
  1. Узнать какие существуют виды глобальных проблем и какие есть способы их решения.
  2. Научиться добывать информацию и анализировать её.
  3. Работать в группе.
  4. Определить на ком лежит ответственность за последствия глобальных проблем.
 Познавательные:  постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
4) Построение проекта выхода из затруднения. Вы привели примеры различных глобальных проблем. А на какие же группы и по какому принципу ученые их подразделяют.




Ни для кого не секрет, что сегодня одно из главных условий решения многих проблем - это финансы. Представьте, что я владелец огромного капитала.
К данному уроку вы были разделены на 4 группы.
Каждая группа - эксперты в определённых областях. Определив для себя наиболее актуальную глобальную проблему, вы должны были воспользоваться материалом, который имеется по данной проблеме. Подготовить для меня убедительное выступление, что именно выбранная вами проблема несёт наибольшую угрозу человечеству, и предложить возможные пути решения, чтобы я смогла профинансировать вашу программу по решению выбранной проблемы.
Как же мне определить, в чей проект вложить свои финансы?
Учащиеся отвечают, что все глобальные проблемы можно разделить по 4 сферам общественной жизни:
  • Экономические
  • Политические
  • Социальные
  • Духовные.
А также ученые в отдельную группу выделяют экологические проблемы.

















Дети говорят, что необходимы критерии оценивания и предлагают свои варианты.
Примерный ответ:
  1. Суть проблемы
  2. Степень опасности
  3. Пути выхода из проблемы
  4. Творческий подход к защите проекта.
  5. Временной регламент – 4 мин.
Познавательные:  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: умение выражать свои мысли
5) Реализация построенного проекта. Учитель вместе с учащимися слушает выступления, задают вопросы. Определяют лучший проект. Выступления учащихся. Внимательно слушают друг друга, фиксируют интересные факты, задают вопросы.
 
Коммуникативные:
 инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем; умение выражать свои мысли.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характер.
6) Первичное закрепление во внешней речи



7)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 
Итак, проблема выбрана, деньги вложены. Но мы не все проблемы охватили, как быть с теми, которые остались?
Будет ли снята проблема угрозы человечеству, если я профинансирую ту проблему, которую выбрала? О какой отличительной черте глобальных проблем можно сказать?
Замечательно! Сегодня на уроке мы лишь моделируем ситуацию решения проблемы. А в реальности кто должен решать эти проблемы?
Предлагаю вам несколько вариантов, а вы, пожалуйста, встаньте напротив того ответа, который вам кажется самым правильным. И попробуйте аргументировать вашу позицию.
  • Правительство;
  • Общественные организации;
  • Лично каждый
  • Другое мнение
Дорогие ребята, напомните, пожалуйста, проблему, которую мы сегодня поставили на уроке.

А теперь, пожалуйста, в группах продумайте и сформулируйте наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг.



 
Учащиеся отвечают на вопросы и приходят к выводу, что невозможно решить глобальные проблемы человечества по одной. Так как все они взаимосвязаны.





Учащиеся занимают места в соответствии с выбранной позицией, аргументируют свой выбор. И в итоге приходят к выводу, что глобальные проблемы решать нужно всем вместе.



Учащиеся повторно формулируют проблемный вопрос.






Учащиеся в группах обдумывают пути решения и предлагают их всем находящимся в классе. В ходе обсуждения ученики подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан.
Коммуникативные:
 сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем;
умение выражать свои мысли.

Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
смысловое чтение и выбор чтения зависимости от цели.
построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные:  самоконтроль; самооценка.
8) Включение в систему знаний и повторение Дорогие ребята! Хочу предложить вашему вниманию видеоклип Майкла Джексона «Earth Song». Может, кто-нибудь переведет название этой песни?
Абсолютно верно – «Песня земли».
Пожалуйста, просмотрите этот видеоролик, прочитайте перевод этой песни и ответьте на вопрос:
  • о каких глобальных проблемах идет речь в данном клипе?
  • какие чувства, какие настроения вызывает у вас увиденное?
  • как вы считаете, что хотел донести до нас поп-король Майкл Джексон?
  • как вы думаете, актуальна ли идея этого клипа для нас, ведь времени с его создания уже прошло много, да и самого автора уже нет в живых?
Ученики внимательно смотрят видеоклип, отвечают на вопросы учителя. Регулятивные: прогнозирование (в случае, если учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ).  
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы.

 
9) Рефлексия учебной деятельности Какая цель была сегодня у нас на уроке? Смогли ли мы выполнить ее? Справились ли с задачами?
Ребята, как вы считаете, все ли сегодня старались на уроке выполнять различные задания?
Проведение рефлексии.

Рефлексия проводится в виде упражнения «Философское дерево»
На протяжении многих лет ученые, обществоведы ищут пути решения проблемы угрозы человечеству. С некоторыми их высказываниями вы можете познакомиться в рабочих листах.
Познакомьтесь, пожалуйста, с этими высказываниями и подумайте, какое из них можно взять эпиграфом нашего урока. Почему?
Рефлексия - ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” –  негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.
Глобальные проблемы… Дорогие ребята, попробуйте на классном часе, на уроках, в компании друзей обсудить их. Обсудите и ответьте на вопрос: если глобальные проблемы не будут решаться, есть ли уверенность, что вы сможете решить свои личные?
Домашнее задание:
1.  § 11, записи в тетради.
2. Составить синквейен на тему «Глобальные проблемы».
3. Подготовиться к тесту.
4. Написать эссе: «Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?»



 
Варианты ответов
Вспоминают поставленную цель урока.
Ответы детей.










Работа с раздаточным материалом. Выбор тезиса, аргументирование.



Дают оценку полученной информации.



 
Познавательные:
 умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные:  саморегуляция; самооценка.
Личностные:  действие смыслообразования.

 

 


Категория: Блоги | Добавил: cuba85rus
Просмотров: 69 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
Всероссийский творческий конкурс "Страна грибов и ягод"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
V Всероссийский творческий конкурс "Герои любимых сказок"
VII Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
III Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
IX Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
II Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
XV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.09.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог