Сегодня: 13.08.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Готовимся к ВПР. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

СКАЧАТЬ (522.3 Kb) 02.08.2022, 11:37
Гусева Надежда Евгеньевна
учитель начальных классов, МБДОУ "Средняя общеобразовательная школа №8", г.Новомосковск
Данные Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) показывают, что работа с текстом, с анализом произведений вызывает затруднения и не дает ожидаемых образовательных результатов. Выполнение заданий, проверяющих читательскую компетентность учащихся, ежегодно находится на низком уровне.
Попробуем разобраться в причинах возникновения данной проблемы.
Для начала необходимо проанализировать структуру заданий 4 классов и определить, какие умения проверяют эти задания.

Согласно плану ВПР эти задания проверяют умения определять основную мысль, строить план, задавать/отвечать вопросы. Эти умения входят в состав как метапредметных умений: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, так и в состав предметных умений по литературе и русскому языку.
Как известно, эти умения прописаны в кодификаторах и представляют собой базовые умения, которые должны быть сформированы на этапе начальной школы.

Русский язык
Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения
8 РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
8.5 составлять план текста

Раздел 2. Перечень элементов содержания
7.4 Текст
7.4.6 План текста. Составление планов к данным текстам

Литература
Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения
1 Виды речевой и читательской деятельности
1.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
1.2.1 определять главную мысль
1.2.6 отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде)
1.3 Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:
1.3.1 делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план
Раздел 2. Перечень элементов содержания
1.4 Работа с разными видами текста
1.4.1 Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста
1.4.5 Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание
1.4.6 Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст
Таким образом, проблема «неумения» работать с информацией – это не освоенные элементы содержания Стандарта в начальной школе. Подобный результат свидетельствует о том, что в течение обучения на начальном уровне процесс освоения планируемых результатов был неуправляемым, не были выявлены пробелы, и не была внесена корректировка в образовательную деятельность учителя. С несформированными читательскими умениями дети из начальной школы идут в основную, что соответственно отражается на результатах ВПР в основной школе. Это и есть главная проблема.
Одним из способов решения этой проблемы является пересмотр методов и приемов подготовки учащихся и улучшение плана подготовки, с помощью которого можно с двойной пользой повторять пройденный материал и подвести выполнение каждого задания к нужному результату.

С чего начать?
Первое, с чего необходимо начать, это согласовать действия учителя начальных классов и учителя русского языка. Человек, работающий в одиночку, добивается определенных результатов. Слаженная команда, работающая дружно и в согласии, в состоянии добиться гораздо более значительных и поразительных результатов. Принцип согласованных действий: в попытках достичь общей цели необходимо объединить все силы для скоординированной работы. В нашем случае помимо общих целей, задач, плана и учитель начальных классов, и учитель русского языка должны использовать одну и ту же методику работы с текстом, а также в набор методического инструментария включить одинаковые приемы работы с текстом. Это позволит учащимся выработать и автоматизировать определенные умения, необходимые для выполнения заданий, проверяющих читательскую грамотность, в формате ВПР, и что самое главное, минимизировать степень трудностей, возникающих на сегодняшний день при выполнении этих заданий.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Работа с текстом представляет собой логически выстроенную деятельность, структурные компоненты (этапы/фазы) которой имеют четкую последовательность и включают в себя определенный комплект приемов, характерный только для конкретного компонента (этапа/фазы). Поэтому основополагающим фактором в работе учителя является знание методики работы с текстом. Это должна быть не хаотичная работа с набором не связанных друг с другом приемов, а четкая и логически выстроенная структурная работа. В данном случае решением этой проблемы являются любые педагогические технологии, опирающиеся на законы читательской деятельности и обеспечивающие с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем.

Традиционно выделяют 3 этапа работы над любым текстом. Каждый из трех этапов в разных источниках имеет разные названия.
Первый этап может называться: дотекстовый этап, предкоммуникативная фаза, перед чтением и др.
Второй этап может называться: текстовый этап, коммуникативная фаза, в процессе чтения и др.
Третий этап может называться: послетекстовый этап, посткоммуникативная фаза, после чтения и др.
Но как бы ни назывались эти этапы, суть сводится к одному: работа с тестом должна осуществляться до чтения, во время чтения и после чтения текста.
Каждый этап имеет свою цель, набор приемов, упражнений.

I этап. До чтения
(дотекстовый этап, предкоммуникативная фаза)
Цель: развитие антиципации, умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
Ведущий прием – антиципация (предположение, предвосхищение содержания текста).
Упражнения:
1. Чтение ключевых слов.
2. Работа с иллюстрацией.
3. Работа с именем автора.
4. Прогнозирование содержания по заголовку и др.

II этап. Во время чтения
(текстовый этап, коммуникативная фаза)
Цель: понимание текста на уровне содержания и контроль понятия содержания.
Ведущий прием – «разговор с текстом/автором».
Упражнения:
1. Чтение текста детьми про себя, (жужжащее чтение).
2. Чтение текста учителем - чтение-слушание.
3. Комбинированное чтение – учитель + ученик.
4. Чтение по частям (чтение с остановками, дискретное чтение).
5. Лингвистический комментарий (при необходимости).
6. Чтение с пометами, маркированное чтение.
7. Фиксирование ключевой информации каждого абзаца.
8. Выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской текста.
9. Повторное медленное чтение всего текста или отдельных его фрагментов.
10. Вопросы задаются по ходу чтения, носят уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте и др.

III этап. Работа с текстом после чтения
(послетекстовый этап, посткоммуникативная фаза)
Цель: углубление первоначального понимания, работа над достижением, понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, чтение между строк).
Ведущий прием – реципация (мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли).
Упражнения:
1. Формулировка вопросов, ответы на которые есть в тексте и которые не даты в явном виде.
2. Составление плана.
3. Выбор слов, предложений, в которых заключается главная мысль.
4. Объяснение своими словами главной мысли.
6. Анализ изобразительных средств.
7. Написание аннотации.
8. Написание рецензии.
9. Написание сочинения и др.
При соблюдении педагогом данного методического регламента учащиеся приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту художественных, учебных, научно­познавательных текстов, что, в свою очередь, положительно будет сказываться на результатах ВПР.
Переходим к последовательным действиям учителя, с тем, чтобы выработать определенный алгоритм подготовки к ВПР.

ШАГ № 1. ВИДЫ ТЕКСТОВ
Использование тех или иных упражнений на каждом этапе работы с текстом зависит от различных видов текстов. Так как в ПООП НОО (от 8 декабря 2015 г.) сказано, что учащиеся (выпускники) научатся «различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста», то первостепенной задачей учителя должна стать работа по формированию умения определять виды текста. Возможно, что большинство ошибок при работе с текстом учащимися допускается от того, что они не различают на практическом уровне виды текстов, так как не знают особенности каждого вида текста и не умеют ориентироваться в тексте согласно особенностям конкретного текста.
Для того чтобы учащиеся научились определять виды текстов, необходимо уделить этой теме целый урок, а может, даже несколько уроков, с тем чтобы особенность/деталь любого вида текста не осталась без внимания.
Помимо художественных, учебных, справочных для разностороннего развития школьников можно включать изучение таких разновидностей нехудожественных текстов, как религиозные, рекламные, научные, нормативные, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Например:
• Религиозные тексты направлены на создание определенного духовного настроя, подкрепленного верой.
• Рекламные тексты рассчитаны на потенциальных покупателей, давят на их подсознание. Как правило, они краткие, броские, в них, как в никаких других, присутствует повелительное наклонение, побуждающее потребителя приобрести рекламируемую продукцию.
• Нормативные тексты отличаются обилием безличной или неопределенно-личной формы глагола (следует, нужно, не нужно, можно, нельзя). Используются только утвердительные предложения. Текст, как правило, содержит оценку. Порядок слов часто нарушается. Их структура емкая, плотная, тексты отличаются краткостью, сжатостью, ничего лишнего.
• Научный текст изобилует множеством терминов, формул, ему свойствен научный стиль. Главное в нем — наличие научной информации, зачастую качественно новой. Научный текст не выполняет обучающей функции. В научном тексте нем ярче проявляются авторские стилевые особенности.

Если проанализировать тексты, которые даются в ВПР, то, как правило, учащимся предлагаются для работы научно-познавательные и художественные тексты. В связи с этим особое внимание учителю следует уделять особенностям этих видов текстов и научить отличать один вид от другого.
• Научно-популярный текст сочетает в себе информативность с занимательностью. Он должен заинтересовать читателей, имеющих лишь общие представления о сути того, что излагается в тексте, пробудить в них желание узнать больше, а для этого — быть доступным для их восприятия.
• Художественный текст воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Таблица 1
Виды текстов
Нехудожественные
(справочные: справочник, словарь, каталог;
учебные: учебник, словарь, аннотация;
научно-познавательные:  очерк, книга, статья)
Художественные
(стихотворение, поэма, рассказ, роман)
Особенности:
1. Однозначность восприятия 1. Неоднозначность восприятия
2. Строятся по законам логического мышления 2. Строятся по законам ассоциативно- образного мышления
3. Функции: коммуникативно-информационная (сообщение) 3. Функции: коммуникативно-эстетическая (воздействие)

В качестве практической работы для отработки умений и навыков определения видов текста учащимся можно предложить следующий тип упражнения:
Упражнение. Прочитайте тексты. Определите, к какому виду текстов относится каждый их них.

Текст № 1
Каждое животное имеет врожденные навыки поддержания чистоты своего тела. Многие птицы принимают пылевые ванны, избавляясь от насекомых, зимой большинство теплокровных существ валяется в снегу, чтобы почистить шерсть или перья. Каждое животное стремится поддерживать свою шерсть в чистоте, поскольку от этого зависит его выживание. Грязная шерсть не только демаскирует запахом, но и плохо защищает от холода или жары. Если животное перестает выполнять инстинктивно заложенные действия по поддержанию себя в порядке, это является свидетельством серьезного неблагополучия. Скорее всего, это существо болеет. И наоборот, ухоженная, лоснящаяся шерсть символизирует благополучие, здоровье животного. Это касается кошек, собак, и всех прочих живых существ.
Кошка постоянно вылизывает себя для того, чтобы маскировать свой запах, который служит серьезной помехой при охоте из засады. Собаки же не охотятся из засады, им не нужно прятать свой запах так серьезно. А еще собакам нужен личный запах, он обеспечивает дополнительные возможности коммуникации внутри стаи, в то время как кошки взаимодействуют с себе подобными не так плотно, запах для этого им не нужен. Уход за собой – это инстинктивно заложенное действие, животному не нужно учиться делать это. Каждый котенок знает, что ему нужно умываться. Щенок же более склонен валяться в траве или снегу, маскируя свой запах.
(По материалам Интернета)
Ответ: __________________________________________________

Текст № 2
Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой.
Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой, светлой комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на незнакомца, который сидел за столом и обедал. Он ел и бросал ей кусочки… Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, а она с голодухи всё это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса. И чем больше она ела, тем сильнее чувствовался голод. Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.
(По А.П. Чехову)
Ответ: _________________________________

Текст № 3
КНИ́ГА, -и, ж.
1. Произведение печати (в старину — также рукопись) в виде сброшюрованных, переплетенных вместе листов с каким-л. текстом. Книга большого формата. Толстая книга. Раскрыть книгу. □ [Аночке] предложили посмотреть книгу с картинками. Федин, Первые радости. || Сочинение, произведение более или менее значительного объема, напечатанное отдельным изданием или предназначенное для него. Интересная книга. Написать книгу. □ Наталья должна была каждое утро читать исторические книги, путешествия и другие назидательные сочинения. Тургенев, Рудин.
2. Сшитые в один переплет листы бумаги для каких-л. записей. Кассовая книга. Бухгалтерские книги. Жалобная книга.
3. Крупное подразделение литературного произведения (обычно романа). Каждый из вас прочел первую книгу романа «Рожденные бурей». Н. Островский, Речь на заседании Президиума правления Союза советских писателей.
Ответ: __________________________________

Текст № 4
Профессия редактора заключается в умении сознательно руководить процессом чужой речи и ее восприятия. Эта речь должна отличаться большей четкостью, точностью, строгостью, чем обыкновенная повседневная речь обычного человека.
Под информацией в произведении и тексте следует понимать то, что по-настоящему ново для читателя. Не всегда и не все, что кажется автору таковым, является им на самом деле. Процесс понимания и восприятия произведения не является пассивным для читателя или точным воссозданием прочитанного им. Это в большей мере акт конструирования, чем рецепции (то есть восприятия).
Редактор может облегчить восприятие произведения читателем с помощью специальных профессиональных методик и таким образом приблизить процесс восприятия к авторскому замыслу. Существует несколько правил:
- правило о нормативности литературного языка и правописания. Орфографические ошибки и синтаксические неправильности вызывают раздражение у читателей, отвлекая их от восприятия смыслового содержания произведения. Слово же, употребленное в неправильном значении либо неуместно, становится источником посторонней темы, меняет ход мыслей читателя, производит на свет ненужные подтексты.
- правило о тематическом единстве произведения. Название рубрики, материала, подзаголовки, каждое слово, каждая фраза в тесте должны быть тематически обусловленными. То есть каждый последующий элемент произведения должен быть тематически и логически прогнозируемым, а каждый предыдущий – иметь тематическую и логическую перспективу. То есть должна присутствовать логически-тематическая цепь фактов. Излишние тематические элементы создают «шум» в тексте, они являются причиной неадекватного понимания читателем произведения, отвлекают внимание от главного в содержании.
- правило о стереотипности текстов. Содержание фразы на уровне словоупотребления, лексической совместимости, грамматики и форма произведения (его архитектоника, то есть строение, графически-шрифтовое оформление) должны быть в большей мере стереотипны. Читатель усложнено воспринимает непривычные конструкции, насыщенность словами в переносном значении, если, конечно, такое не обязательно в художественном замысле автора. Психологическая установка произведения на определенный круг читателей, учитывание социального эмоционального опыта читателей – всем этим руководит редактор.
(По материалам Интернета)
Ответ: __________________________________________

Возможен такой вид упражнения.
Упражнение. Прочитайте тексты. Установите соответствие между текстами и их видами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 
ТЕКСТЫ ВИД ТЕКСТА
А) Текст № 1 1) научно-познавательный
Б) Текст № 2 2) рекламный
В) Текст № 3 3) справочный
Г)  Текст № 4 4) художественный
    5) учебный
    6) нормативный

Ответ:
А Б В Г
       



Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: ГусеваНЕ
Просмотров: 30 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
III Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
V Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
X Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
II Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"
IV Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийская олимпиада для учащихся начальных классов "Математический квест"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 13.08.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог