Одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся. Рассматриваются различные подходы к понятию «групповая работа». На основе ФГОС нового поколения перед образовательными учреждениями нашей школы МБОУ Кадетская школа №7 поставлена задача, которая предполагает воспитание человека современного общества, гражданина России, который будет учиться всю жизнь, будет социально ориентированным, творчески развитыми, способным работать в коллективе. Особенностью ФГОС нового поколения является системно- деятельностный подход к развитию личности учащегося.
На уроках групповая работа предполагает временное разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и представить найденный совместно результат. Такая работа обеспечивает учет индивидуальных особенностей каждого учащегося, формы этой учебной деятельности развивают межличностные отношения учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников, развивают и поднимают самооценку учащихся, мотивируя на достижение поставленных целей.
В МБОУ Кадетской школы №7 им. В.В. Кашкадамовой практикуем групповую работу со 2 класса, когда дети уже знают правила и готовы их исполнять. Ученический коллектив уже прошел основную стадию адаптации, ребята готовы сотрудничать, чтобы выполнять учебную задачу. Детям нравится такой вид работы, активно стараются сотрудничать друг с другом, показывая хорошие результаты своей совместной деятельности.
Групповые виды работы делают урок интересным. У учащихся формируется осознанное отношение к учебному труду, активизируется мыслительная деятельность. Таким образом ребята закрепляют и повторяют пройденный материал, а учитель может постоянно контролировать знания, умения и навыки обучающихся. В групповой работе учитель выступает как организатор коллективного способа обучения, старается создать для обучающихся ситуацию успеха, проявляя активность, интерес к такому виду работы.
В своей практике групповую работу применяем на уроках разных дисциплин при изучении любой темы. При таком виде работы первые задания нужно давать на повторении пройденного учебного материала. Ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, но ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе детей нужно сначала научить, ознакомить с правилами и условиями выполнения такого вида работы. Без соблюдения каких-либо условий групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений и навыков.
Учитель должен грамотно подойти к комплектованию групп детьми, чтобы дети были сформированы по разным интересам и способностях в обучении.
Назовем несколько видов групповой работы, которые мы используем на своих уроках: «мозговой штурм», «синквейн», «фишбоун», «снежный ком».
Наиболее известный и применяемый в нашей работе метод «мозгового штурма». Этот прием является коллективным и нацелен на поиск новых идей. Одна из групп детей выдвигает свои предположения, т.е. являются генераторами идей, а другие дети занимаются анализом, критикой. Таким образом учащиеся формируют опыт коллективно-мыслительной деятельности и творческое усвоение учебного материала.
Один из наиболее полюбившихся методов работы не только на уроке, но и во внеурочной деятельности является «синквейн»,который помогает детям развивать речь, мышление и воображение через составление коротких нерифмованных стихотворений по определённым правилам.
Правила для составления «синквейна»:
1.Первая строка - одно имя существительное, которое выражает главную мысль;
2.Вторая строка - два имени прилагательных, описывающих основную мысль;
3.Третья строка– три глагола, которые описывают основные действия в рамках темы;
4.Четвертая строка– фраза из четырех слов, выражающая отношение к данной теме(может быть пословица, цитата, крылатое выражение и т.д.);
5.Пятая строка– одно существительное ,синоним к теме.
Пример такого метода работы в нашей практике:
Урок литературного чтения 4 класс, стихотворение А.С.Пушкина «Осень»
1.Осень.
2.Золотая, красивая.
3.Уходит, увядает, нравится.
4. «Приятна мне твоя краса».
5. Листопад.
Следующий метод, используемый в нашей работе– «фишбоун». Это графический прием, который используют для развития критического мышления учащихся. Данный метод разработал японский профессор Каору Исикава. Название появилось из-за визуального сходства схемы с рыбьим скелетом. Работая в группах, дети получают свой текст, чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах.
Схема фишбоун включает четыре блока:
1. Голова - проблема, вопрос или тема, которая подлежит анализу;
2. Верхние косточки – основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме;
3. Нижние косточки – это факты, подтверждающие наличие сформулированных причин;
4. Хвост - содержит ответ, на поставленный вопрос, вывод, обобщение.
Еще один метод, который используем в нашей работе - «снежный ком». Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Далее следует работа в парах, затем две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
В результате групповой работы у детей повышается учебная и познавательная мотивация, улучшается психологический климат в классе, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности и самоконтроля, учащиеся во время такой деятельности становятся более активными и заинтересованными.
|