Сегодня: 06.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Групповая работа в младших классах

СКАЧАТЬ (1.50 Mb) 21.11.2025, 21:36
Гуцаленко, Николашина, Уразметова
учитель начальных классов, МБОУ КШ №7 им.В.В.Кашкадамовой
Одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся. Рассматриваются различные подходы к понятию «групповая работа». На основе ФГОС нового поколения перед образовательными учреждениями нашей школы МБОУ Кадетская школа №7 поставлена задача, которая предполагает воспитание человека современного общества, гражданина России, который будет учиться всю жизнь, будет социально ориентированным, творчески развитыми, способным работать в коллективе. Особенностью ФГОС нового поколения является системно- деятельностный подход к развитию личности учащегося.

На уроках групповая работа предполагает временное разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и представить найденный совместно результат. Такая работа обеспечивает учет индивидуальных особенностей каждого учащегося, формы этой учебной деятельности развивают межличностные отношения учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников, развивают и поднимают самооценку учащихся, мотивируя на достижение поставленных целей.

В МБОУ Кадетской школы №7 им. В.В. Кашкадамовой практикуем групповую работу со 2 класса, когда дети уже знают правила и готовы их исполнять. Ученический коллектив уже прошел основную стадию адаптации, ребята готовы сотрудничать, чтобы выполнять учебную задачу. Детям нравится такой вид работы, активно стараются сотрудничать друг с другом, показывая хорошие результаты своей совместной деятельности.

Групповые виды работы делают урок интересным. У учащихся формируется осознанное отношение к учебному труду, активизируется мыслительная деятельность. Таким образом ребята закрепляют и повторяют пройденный материал, а учитель может постоянно контролировать знания, умения и навыки обучающихся. В групповой работе учитель выступает как организатор коллективного способа обучения, старается создать для обучающихся ситуацию успеха, проявляя активность, интерес к такому виду работы.

В своей практике групповую работу применяем на уроках разных дисциплин при изучении любой темы. При таком виде работы первые задания нужно давать на повторении пройденного учебного материала. Ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, но ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе детей нужно сначала научить, ознакомить с правилами и условиями выполнения такого вида работы. Без соблюдения каких-либо условий групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений и навыков.

Учитель должен грамотно подойти к комплектованию групп детьми, чтобы дети были сформированы по разным интересам и способностях в обучении.

Назовем несколько видов групповой работы, которые мы используем на своих уроках: «мозговой штурм», «синквейн», «фишбоун», «снежный ком».

Наиболее известный и применяемый в нашей работе метод «мозгового штурма». Этот прием является коллективным и нацелен на поиск новых идей. Одна из групп детей выдвигает свои предположения, т.е. являются генераторами идей, а другие дети занимаются анализом, критикой. Таким образом учащиеся формируют опыт коллективно-мыслительной деятельности и творческое усвоение учебного материала.

Один из наиболее полюбившихся методов работы не только на уроке, но и во внеурочной деятельности является «синквейн»,который помогает детям развивать речь, мышление и воображение через составление коротких нерифмованных стихотворений по определённым правилам.

Правила для составления «синквейна»:
1.Первая строка - одно имя существительное, которое выражает главную мысль;
2.Вторая строка - два имени прилагательных, описывающих основную мысль;
3.Третья строка– три глагола, которые описывают основные действия в рамках темы;
4.Четвертая строка– фраза из четырех слов, выражающая отношение к данной теме(может быть пословица, цитата, крылатое выражение и т.д.);
5.Пятая строка– одно существительное ,синоним к теме.

Пример такого метода работы в нашей практике:
Урок литературного чтения 4 класс, стихотворение А.С.Пушкина «Осень»
1.Осень.
2.Золотая, красивая.
3.Уходит, увядает, нравится.
4. «Приятна мне твоя краса».
5. Листопад.

Следующий метод, используемый в нашей работе– «фишбоун». Это графический прием, который используют для развития критического мышления учащихся. Данный метод разработал японский профессор Каору Исикава. Название появилось из-за визуального сходства схемы с рыбьим скелетом. Работая в группах, дети получают свой текст, чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах.

Схема фишбоун включает четыре блока:
1. Голова - проблема, вопрос или тема, которая подлежит анализу;
2. Верхние косточки – основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме;
3. Нижние косточки – это факты, подтверждающие наличие сформулированных причин;
4. Хвост - содержит ответ, на поставленный вопрос, вывод, обобщение.

Еще один метод, который используем в нашей работе - «снежный ком». Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Далее следует работа в парах, затем две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

В результате групповой работы у детей повышается учебная и познавательная мотивация, улучшается психологический климат в классе, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности и самоконтроля, учащиеся во время такой деятельности становятся более активными и заинтересованными.


Категория: Блоги | Добавил: gutsalenkoalina
Просмотров: 15 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
X Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 06.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог