Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"И каждый, защищавший Ленинград - не просто горожанин, а солдат…"

СКАЧАТЬ (23.7 Kb) 18.12.2021, 13:03
Тикка Наталья Геннадьевна
учитель истории, МБОУ "Общеобразовательная школа №14"
Ведущий: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле – ВОВ. Всем, кто видел эту войну, участвовал в ней, посвящается!
ПЕСНЯ: «От героев былых времен не осталось порой имен». (Слайды 1-30)

Чтец: (Слайд 31)
Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая, правда – не права.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как силы, нам нужна. Ю. Воронов «Опять война»

Ведущий: (Слайд 32) Когда была прорвана блокада Ленинграда и иностранные журналисты получили возможность попасть в город на Неве, они спросили первых встретившихся им ленинградцев: «Не рассказывайте нам, что вы тут пережили, - это мы знаем. Расскажите, как вы это выдержали?»

Как выдержали? Кто из этих изможденных, больных, до предела измученных, девятьсот дней смотревших в глаза смерти людей, мог сразу ответить на этот вопрос? Что помогло им, простым людям, пережить самое трудное, выпадающее на долю человека? Конечно воля к жизни, конечно, любовь к Родине, конечно, уверенность в победе и, может быть немножко – воспоминание о ленинградских чудесных белых ночах.

Наверное, кое-кто из переживших блокаду помнил о той последней мирной белой ночи, когда тысячи молодых ленинградцев, только что окончивших школу, после выпускного бала бродили по широким проспектам и гранитным набережным, проходили мимо прекрасных дворцов и знаменитых памятников и мечтали вслух о будущем, строили планы. И не знали счастливые юноши и девушки, что в ту самую минуту фашистские полчища перешли государственный рубеж и устремились к Ленинграду.

Ведущий: (Слайд 33) Семисоттысячная армия группы «Центр», поддерживаемая 12 тысячами орудий, 1500 танками, 1200 самолетами двигалась с запада. (слайд 34) В тоже время с севера и северо-запада шла вместе с гитлеровцами финская армия.

В первые часы войны на столы ленинградских военкомов легли тысячи заявлений. (слайд 35) Люди просили, требовали немедленно отправить их на фронт. Была создана добровольческая армия Ленинграда. Только за один день 22 июня в нее было зачислено 11 тысяч добровольцев- ополченцев. В 1941 г. Подали заявление в Ленинградское ополчение выдающийся шахматист М. Ботвинник, композитор Д. Шостакович, балерина Г. Уланова, артист Н. Черкасов…(слайд 36)

В мирные белые ночи ленинградцы любили смотреть, как разводят мосты, как идут по Неве большие грузовые и пассажирские пароходы, баржи, танкеры, лесовозы. В эти дни мосты поднялись, чтобы пропустить в Неву корабли Балтийского флота, имеющие дальнобойную артиллерию. С других кораблей моряки сошли на берег. Они спустили на берег и корабельные орудия. На Пулковских высотах, там, где еще недавно в небо были наведены жерла телескопов знаменитой обсерватории, установили орудия легендарного крейсера «Аврора». (слайд 37)

Ленинградцы знали: сражение будет продолжаться и в том случае, если враг подойдет к самому городу. И вот по трамвайным рельсам покатились маленькие бронепоезда – трамваи, обшитые броней, с пулеметами и легкими пушками на прицепленных платформах. (слайд 38)

Ведущий: Большую роль в подготовке Ленинграда к обороне сыграли ученые. Каждый считал делом чести и долга сделать все, что в его силах. И часто совершали такое, что, казалось бы, превосходило человеческие возможности.

В обращении к ученым, инженерам Ленинграда звучал призыв искать и находить новые средства для борьбы с врагом, помогать в совершенствовании видов вооружения, всячески способствовать быстрейшему достижению победы. (слайд 39)

Среди членов комиссии по оборонным предложениям были многие выдающиеся люди науки – А.Ф. Иоффе, М.А. Шателен, Н.Н Миролюбов, А.А Петров, Б.Г.Галеркин и другие.
Только за два месяца с начала войны комиссия получила 847 предложений. Ученые быстро проверяли, оценивали и помогали использовать все полезное.

Наши физики умели находить применение на практике самых, казалось бы, отвлеченных теоретических знаний. Пример тому, каталитическая грелка, которая была создана отделом в конце 1939 года, когда шли бои на Карельском перешейке.

Эта грелка спасла жизнь многим нашим воинам и в войну с белофиннами, и в годы Великой Отечественной войны.

(слайд 40) Ленинградцы знали: сражение будет продолжаться если даже враг окажется в самом городе. И рядом со щелями и бомбоубежищами вырастали баррикады, противотанковые заграждения. На случай высадки десанта по городу были расставлены пулеметы и многие здания, мосты, заводы заминированы. Ученые Института коммунального хозяйства очень быстро дали ответ на вопрос, из какого цемента лучше всего делать противотанковые надолбы, чтобы они не крошась и не ломаясь выдержали вес многотонных бронированных машин, а вместе с тем не потребовали бы на свое изготовление много дефицитного сырья.

Ведущий: (слайд 41) В Физтехе была создана база для испытания новых образцов боевой техники, разрабатывались способы сделать землю, из которой возводятся укрепления, водонепроницаемой.
В Институте Железнодорожного транспорта испытывали рельсы, балки, стальные плиты, подбирали материал, из которого лучше и быстрее можно сварить противотанковые ежи, делать покрытия для дотов.

( слайд 42) Одновременно с подготовкой к обороне Ленинграда началась его эвакуация. Гитлеровцы уже усиленно бомбили и обстреливали из дальнобойных орудии город. От бомбежек и артобстрелов страдали главным образом женщины и дети. Их в первую очередь и решили эвакуировать. За короткий срок из Ленинграда вывезли более 600 тысяч жителей, выехали научные учреждения, музеи, театры. Однако полностью осуществить необходимую эвакуацию не удалось.

(слайд 43) Военные люди говорят: маскировка выше прочности. В блокированном городе никакая маскировка не могла все же спасти от обстрелов и бомбежек
Над маскировкой Смольного, как и других военных объектов города, много поработали наши ученые вместе с художниками и инженерами.

Но недостаточно было нашить на маскировочные сети куски зеленой материи, очертаниями похожие на деревья. Предстояло найти такую окраску, которую не мог бы отличить от зелени деревьев ни глаз, ни оптический прибор даже при спектральном анализе. (слайд 44)
Найти подходящий состав оказалось непросто. Ученым пришлось произвести тысячи проб, но поставленная задача была успешно решена.

Ведущий: После кровопролитных боев гитлеровцы вышли к ближним пригородам Ленинграда, а вскоре, захватив станцию Мга, окружили город. Все линии железных дорог были перерезаны.

Фашисты настолько были уверены в своей победе, настолько вопрос о взятии Ленинграда для них был решен, что они назначили срок банкета в гостинице «Астория» и даже отпечатали и разослали приглашения. Гитлеровцы уже распределили дворцы и лучшие здания города между своими генералами и офицерами. (слайд 45)

В жестоких боях гитлеровцам удалось потеснить наши войска и продвинуться вперед. До города оставались считанные километры. Но пройти их фашисты так и не смогли. Потеряв около 200 тысяч убитыми и ранеными, 700 танков и 500 самолетов, 25 сентября гитлеровцы прекратили наступление. (слайд 46)

Ленинградцы дрались с такой беспримерной храбростью, что фашисты больше не помышляли, по крайней, в ближайшее время, наступать на Ленинград. В бессильной ярости они обрушили на город лавину огня.

Гитлеровская ставка дала специальную директиву об уничтожении Ленинграда.
В ней значилось: «Фюрер решил стереть Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса… Если вследствие создавшегося положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, т.к. проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». (слайд 48) Это была программа действий, начертанная не людьми - людоедами. И фашисты методично ее осуществляли. (слайд 49)

Ведущий: Фашистские летчики с сентября по декабрь 1941 года сбросили на город около 100 тысяч зажигательных и 4 тысячи фугасных бомб. Из-за близости фронта фашистские самолеты долетали до центра города за полторы- две минуты, (слайд 50) не всегда успевали предупредить население о воздушной опасности, и от бомбежек гибло очень много людей. (слайд 51) Налеты совершали в 9 часов утра, когда люди шли на работу, в 13 часов дня, когда они отправлялись на обед, в 18 часов вечера, когда люди возвращались с работы. (слайд 52) Немецкая артиллерия полностью простреливала город. (слайд 53) За несколько месяцев 1941 года Ленинград находился под артиллерийским огнем общей сложностью 430 часов. По городу было выпущено 24 тысячи снарядов. (слайд 54) Только за сентябрь пострадало около 30 крупных предприятий. (слайд 55) Но городу нужны были боеприпасы, необходимо было ремонтировать оружие, изготовлять новое. И заводы продолжали работать под бомбами и снарядами. Большинство рабочих ушло на фронт – их заменили женщины и подростки.

(слайд 56) Фашисты пытались стереть Ленинград с лица земли, а он продолжал жить и бороться. В Ленинграде и Кронштадте во время войны действовало несколько станций по размагничиванию боевых кораблей. Все они созданы учеными Физтеха, которые их и обслуживали.
Научные сотрудники размагничивали корабли в боевых условиях, разбирали магнитные системы вражеских мин, давали инструкции по их обезвреживанию, конструировали траловые устройства для вылавливания мин в море.
Уже в начале вражеской блокады на Ленинградском фронте имелись радиолокационные установки.

Не многим известно, что первый в мире радиолокатор создал в 1934 году в ленинградском Физтехе выдающийся ученый Д.А. Рожанский.
В самом начале войны радиолокационные установки были еще несовершенны, но все же только они одни и могли «увидеть» самолеты, летевшие бомбить Ленинград. Ведь фронт проходил у стен города, а радиолокаторы засекали самолеты еще за десятки километров от передовой.

Для радиолокации потребовалась специальные высококачественные кабели. Образец коаксиального высококачественного кабеля раздобыли на трофейной подводной лодке. Изготовить сложное изделие поручили заводу «Севкабель».
Кабель на эскапоне, сделанный ценой многих трудов и мук в зимнем, блокированном Ленинграде, получился по всем данным не хуже, чем трофейный кабель на стирофлексе. Трудная задача была решена.

(слайд 57) Во время боев в районе Синявина наши войска захватили большой склад стальных баллонов. Судя по всему, они были рассчитаны на отравляющие газы. Комиссия предложила превратить их в мощные зажигательные мины. Стенки у баллонов тонкие, а емкость большая.

Павел Павлович Кобеко тут же составил простую и эффективную зажигательную смесь, которую могли выпускать в городе из наличных материалов
Потребовались и минометы, способные стрелять новыми снарядами. Их тоже изготовили в Ленинграде. К трофейным баллонам приделали стабилизаторы, и мины были готовы.
Первое их испытание проходило на артиллерийском полигоне.

Следующая стрельба была уже боевой. Шквал огня обрушился на головы гитлеровцев. В расположении врага возникли сильные пожары.

Ведущий: (слайд 58) В непрерывных боях Ленинградский фронт перемалывал живую силу противника, и фашисты вынуждены были, чтобы продолжать осаду, постоянно подбрасывать подкрепления, снимать войска с других фронтов. За период блокады Ленинград оттягивал на себя миллионную группировку противника. (слайд 59)

Но с каждым днем все труднее становилось ленинградцам: приближалась зима, надвигался голод.
Еще в июле месяце была установлена нормированная выдача продуктов, особенно хлеба, в сентябре немцы разбомбили Бадаевские продовольственные склады. С середины сентября продовольствие в городе почти кончилось. (слайд 60) Хлеб стал выпекаться с примесями отрубей, древесной коры, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха. Но и такого хлеба с каждым днем становилось все меньше и меньше. Голодали не только ленинградцы, но и воины Ленинградского фронта. И на фронте хлебные нормы урезались до минимума. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма – 250 гр. хлеба на карточку рабочего и 125 гр. на карточку служащего и иждивенца. (слайд 61) Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, крыс, готовили из столярного клея студень. В городе имелись некоторые запасы красок, изготовленных на растительных маслах. Без краски можно было обойтись, а вот если бы удалось извлечь масло, это послужило бы определенным подспорьем для людей.

Наши физики и химики довольно быстро нашли способ превращения красок в пищу. В городе начали работать установки, извлекавшие из этого неожиданного «сырья» съедобное масло. Правда, запах краски в масле сохранялся, но кто в блокаде обращал внимание на подобные пустяки.

Фашисты знали, что в городе не было топлива, что стекла почти во всех домах были выбиты, а тут еще ударили 30-40 градусные морозы. Погас электрический свет, город погрузился во тьму. (слайд 62) Осенью сорок первого года многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте как светлячки. Они помогали людям ориентироваться на темных улицах.

Производство светящихся составов во время блокады организовал в Радиевом институте известный физик профессор А.Б Вериго. (слайд 63)

Но главное заключалось в другом. Значки сравнительно мелочь. Светящиеся составы требовались прежде всего для многочисленных приборов – зенитчикам, артиллеристам-полевикам, морякам-балтийцам.

Чтобы постоянно выпускать светящиеся составы в должном количестве, нужен был определенный запас солей радия. В городе таких запасов не сохранилось. Сотрудники института стали добывать радий с поверхности стен, с полов и потолков тех комнат, где раньше применяли радий для научных исследований, пустили в дело отходы.
И они обеспечили светосоставами фронт

(слайд 64) Замерз и перестал работать водопровод, канализация, улицы покрылись ледяными торосами. Чтобы достать немного воды, люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал неимоверных усилий. (слайд 65)

Чтец: О. Бергольц. Февральский дневник.
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина.
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.
(слайд 66)
Скрипят, скрипят по Невскому полозья:
на детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных.
(слайд 67)
Так с декабря кочуют горожане, —
за много верст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых обледеневших зданий
отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведет куда-то мужа:
седая полумаска на лице,
в руках бидончик — это суп на ужин...-
Свистят снаряды, свирепеет стужа.
Товарищи, мы в огненном кольце!
(слайд 68)
А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу.

Ведущий: Смерть шла по городу. Уже в ноябре она унесла 11 тысяч человек, в декабре – 52 тысячи. (слайд 69) Люди падали от слабости на улицах, у станков и уже не могли подняться. А дома умирали дети и старики. У оставшихся в живых не было сил хоронить умерших. Иностранные корреспонденты все это знали. Но они хотели понять, какая сила двигала людьми, которые преодолевая головокружение от голода, шли через весь город на заводы, становились к станкам, и, сжав расшатанные цингой зубы, работали. (слайд 70)

Единственным окном, соединявшим Ленинград с большой землей, было Ладожское озеро. Было принято решение организовать помочь городу через Ладогу. Для этого нужно было построить дорогу. В историю она вошла под названием Дорога Жизни, но по военным документам она проходила как ВАД – 101. Организовать ее было очень трудно и рискованно, но другого выхода не существовало. (слайд 71)
В начале ноября разведчики во главе с капитаном Яковлевым было поручено проложить трассу через Ладогу, и уже 23 ноября по Дороге жизни прошла первая колонна грузовиков с 33 тоннами продовольствия. С этого дня непрерывным потоком по дороге пошли колонны автомашин. Дорога обстреливалась гитлеровской артиллерией, самолеты бомбили непрерывно, раскалывая лед. (слайд 72) Под воду ходили машины с грузами, люди. Но шоферы продолжали вести машины в осажденный город, доставляя продукты и вывозя людей. (слайд 73) 

Чтец: стихотворение со слайда « Потомок знай! В суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы Ладожского льда,
Отсюда мы вели Дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда!»

Ведущий: В январе, когда лед достиг метровой толщины и расколоть его уже было невозможно, фашисты начали непрерывный обстрел автомашин с воздуха… (слайд 74) Продовольствия в городе стало больше, но все-таки болезни и голод продолжали косить людей - за первые четыре месяца 1942 года в Ленинграде умерло около 400 тысяч человек.
Но несмотря ни на что, город жил! (слайд 75)

Откуда же брались снаряды, мины, авиабомбы в то время, когда Ленинград их не мог получить из глубины страны?
Они делались в самом городе. Из чего? Из материалов, которые раньше совершенно не предназначались для такой цели.

Нафталин, например, служил всегда, чтобы убивать моль, а во время блокады он стал исходным материалом для производства… взрывчатки.
Со дна рек, которыми так богат Ленинград, начал добывать топливо. По предложению ученых, сконструировавших специальные механизмы, из-под воды доставали топляк – утонувшие когда-то бревна.
Блокадники помнят грузовики с высокими металлическими цилиндрами. Это были газогенераторы, где сгорали деревянные чурки.
Полученный из них газ заменял бензин. Вскоре выяснилось, что и перевод автомобилей с бензина на дровяное топливо тоже не окончательный выход.
Горючее для боевых самолетов извлекали из низкосортного топлива, смазочные материалы – из отработанных масел…

Не хватало сухих дров, чтобы пилить их на чурки. Тогда ученые предложили прессовать горючие кубики из опилок, добавляя к ним клеящий состав.
В городе не было кокса. Ученые нашли способ плавить металл для снарядов и мин на термически обработанном антраците и торфе. (слайд 76)

Где ленинградцы брали силы? Какой сверхъестественной силой им надо было обладать?
Как обессиленные, больные люди под артобстрелом и бомбежками писали стихи и книги, сочиняли музыку, как люди могли учить и учиться – во время блокады работало 100 школ, и в них занимались около 100 тысяч ребят.

Чтец: Ю. Воронов «В школе»
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

Слайд 77 – Симфония Шостаковича, слайд 78 – 8 сек., слайд 79 – 8 сек., слайд 80 – 12 сек.

Ведущий: Наступила весна 1942 года. (слайд 81) Враг продолжал держать город в железном кольце. Фашисты мечтали войти в Ленинград. А ленинградцы знали - этого не будет никогда!
Немцы желая задушить город подтянули к нему тяжелую артиллерию и готовили новое наступление. (слайд 82) Операция «Индантрен» - уничтожить блокированный город с помощью химического оружия 1 апреля 1943 г. На город планировалось обрушить 1 350 000 снарядов с отравляющими веществами, уничтожить все живое на территории в 200 кв. км. (слайд 83)

Но Ленинград не только подготовился к зиме, но и приготовился к решительной битве.
12 января 1943 года ленинградцы услышали гул канонады. В наступление пошли наши войска. Семь дней шли кровопролитные бои. И вот 18 января в 11 часов утра войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. (слайд 84)

Но враг не хотел отступать. В 1943 году фашисты сбросили 3 тысячи бомб на Ленинград, выпустили по нему около 67 тысяч снарядов. Еще стояли нацеленные на город 320 тяжелых орудий, но Ленинград уже знал, что выстоял, знал, что победил!

Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады. 27 января 1944 года советские войск окончательно разгромили фашистов и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев. (слайд 85)

Чтец: О. Бергольц «Ленинградский салют».
...И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленинград!
...Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.
Но мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
- Ты проиграл войну, палач,
едва вступил на нашу землю!
А та зима... Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек -
тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.
Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской -
без бранных почестей, нагих,
в одной большой траншее братской?!
Но, позабыв, что значит плач,
твердили мы сквозь смерть и муку:
- Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!
Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!
27 января 1944

(слайд 86)
Минута молчания.

Чтец: Р. Рождественский «Реквием»
Люди!
Покуда сердца
Стучаться, -
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!


Категория: Блоги | Добавил: DSA260681
Просмотров: 298 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог