Все знают, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. В большей степени это характерно для младшего дошкольного возраста. Дети познают мир играя, малыши в первые годы жизни живут инстинктами, они ищут еду, тепло и защиту мамы. Малыши очень любопытны. Цель педагога в процессе адаптации воспользоваться этим качеством, и с помощью игровой деятельности вовлечь ребенка в образовательный процесс.
Процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению всегда не прост. Ребенок остается без близких, знакомых с рождения людей, в незнакомой обстановке. Для детской психики – это возможно первая стрессовая ситуация. Что бы минимизировать проблему, необходима кропотливая работа взрослых, конечно же, это воспитатель, детский психолог и родители. Игра, безусловно, выступает в данном процессе важным методом приспособления ребенка к новым условиям.
Вовлечь ребенка в новые социальные отношения с воспитателем и сверстниками помогают яркие новые игрушки, развивающие конструкции, уютная атмосфера группы. Сам процесс адаптации должен быть правильно организован. Главная задача- успокоить самих родителей, потому что очень часто родители волнуются больше чем дети, так же необходимо наладить контакты с ребенком, сделать процесс пребывания в ДОУ желанным для него.
Если ребенок тяжело расстается с мамой, то психологи советуют два варианта для процесса адаптации ребенка в ДОУ. Первый вариант, ребенка в группу приводит не мама, а другой член семьи, с которым ему легче расстаться. Второй вариант, ребенка в группу приводит мама, и некоторое время находится с ним вместе в группе, знакомит с воспитателем и детьми, вовлекает ребенка в игровой процесс, а затем уходит. Психологи советуют начитать посещение ДОУ детьми с 2-3 часов, постепенно увеличивая время пребывания на 1-2 часа. Процесс адаптации может занять около месяца, в сложных случаях от 2 до 6 месяцев.
Для сокращения процесса адаптации ведущие специалисты советуют игры с песком. Летом это может быть песочница на игровой площадке, в холодное время набор цветного песка в группе, такие занятия действуют успокаивающе. Так же комфортно ребенок чувствует себя, играя с мягкими игрушками. Такие игры подойдут для первого дня пребывания в ДОУ.
Также для безболезненного процесса адаптации в ДОУ подходят формальные игры. Например, дети становятся в круг, и воспитатель поочередно называет детей по имени и зовет к себе, и просит всех детей поздороваться с ребенком «Здравствуй, Миша», «Здравствуй, Оля». Так дети знакомятся не только с воспитателем, но и запоминают имена друг друга. К формальным играм относятся хоровод, поезд, игры с куклами, мягкими игрушками, мыльными пузырями, мячом, коврики с разными геометрическими фигурами, потешки и т.п. Цель таких игры вовлечь детей в процесс, чтобы никто не скучал и не плакал. Игры должны снимать агрессию и стресс, важен тактильный контакт, развитие эмпатии. Такие игры подойдут на второй-пятый день пребывания детей в ДОУ.
Способствуют процессу адаптации такие развивающие игры, как «Посмотри и сделай так», «Рыбалка», «Волшебное слово», «Съедобное-несъедобное», «Испорченный телефон», кубики и т.п. Такие игры не только развивают, но в них есть простейшие правила, что позволяет ребенку осознать и принять правила поведения и распорядок в группе.
Важно чтобы в процессе игры ребенок чувствовал себя комфортно, знал, что он не один, что в любой ситуации ему придут на помощь.
Если ребенок спокойно отпускает маму, заинтересовавшись новым для него местом, игрушками, относится благожелательно к воспитателю и другим детям, сам ест и у него крепкий сон, то можно сказать, что процесс адаптации пройден успешно.
|