Первый год обучения в школе – один из наиболее важных и трудных моментов в жизни каждого ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, ведь поступление в первый класс приводит к эмоционально-стрессовой ситуации. Привычный образ жизни сменяется, появляются школьные дела и заботы. Несоответствие требований, предъявляемых к первокласснику и его возможностей, может стать разрушительной силой для растущего человека [6].
С.А. Беличева пишет, что школьная дезадаптация - это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» [1]. Поэтому проблема профилактики социальной дезадаптации является одной из актуальных проблем начальной школы.
Проблему социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, рассматривали в своих работах такие исследователи, как В.Г. Казанская, Г.В. Кумарина, А.А. Люблинская, А.Г. Маклаков, М.В. Максимова. Технологии, формы и методы социально-психологической работы с детьми изучали И.А. Кочетов, Н.Г. Лусканова, А.Ф Минуллина, А.А. Осипова, С.В. Фролова и многие другие.
Процесс привыкания первоклассников к новым условиям окружающей их действительности у всех первоклассников протекает по-разному. У школьников, испытывающих трудности в процессе адаптации, чаще всего появляются проблемы в усвоении учебного материала, вследствие чего – низкая успеваемость, возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми, наблюдается повышение уровня тревожности и раздражительности. Дабы не травмировать психику ребенка, учителю и родителям очень важно приложить все усилия для того, чтобы процесс адаптации прошел более быстро и успешно.
В современной психологии исследователь А.В. Петровский выделяет три основные разновидности дезадаптированности личности. Первая позиция – это устойчивая ситуативная дезадаптированность, когда личность не видит путей и средств адаптации в определенных ситуациях, это состояние относят к неэффективной адаптации; вторая позиция – это временная дезадаптированность, которая устранима с помощью адаптивных мероприятий, что соответствует неустойчивой адаптации; и третья позиция – общая устойчивая дезадаптированность, состояние фрустрации, которая активизирует защитные механизмы [3].
Чтобы помочь первоклассникам избежать негативных последствий адаптационного периода и максимально сократить его во времени, можно осуществлять помощь посредством игры. Так как игра - это основной вид деятельности дошкольников, целесообразно начинать вводить ребенка в новый ритм жизни именно через нее. Это поможет сформировать устойчивую мотивацию к учению, научит взаимодействовать с новым социальным окружением и самое главное, продемонстрирует ребенку безопасность той среды, в которой он оказался.
Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения. При этом деловое поведение оказывается не совсем деловым, а личностное — не совсем личностным. Школьник, воспитанник «вычитывает» из игрового поведения педагога тот из двух смыслов, планов, который ему ближе. В игре все немножко неправда, всё немножко не про меня и про тебя, а про роль, и поэтому я свободен принять — не принять, ответить — не ответить на посылаемые мне «воспитательные сигналы». То есть в игре и ребенок, и педагог чувствуют себя свободнее, у них больше пространства для самореализации.
По мнению Й. Хейзинга, игра есть действие, протекающее в определённых рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъёма и напряжения, отрешённости.
Несмотря на исследование данной проблемы и на теоретическом, и практическом уровне, в педагогической практике сложилось противоречие: между необходимостью профилактики социальной дезадаптации первоклассников средствами игры и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий решения данной проблемы.
Опираясь на работы, представленных выше педагогов и психологов, мы определили содержание основных понятий изучаемой проблемы:
Адаптация – перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [10].
В психологии под термином дезадаптация понимается психофизиологическое несоответствие личности индивида новым требованиям, которые к нему предъявляет общество и условия жизни [4].
В педагогике дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром, это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [2].
Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом и другими составляющими школьного процесса. Как правило, чаще всего дезадаптация развивается среди школьников младших классов, однако может проявиться и у детей более старшего возраста [7].
Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям [3].
Профилактика социальной дезадаптации – это научно обусловленные и своевременные действия, которые направлены на предупреждение потенциальных физических, социокультурных, психологических отклонений у отдельных субъектов, поддержку в достижении целей, раскрытие внутреннего потенциала [9].
Мы рассмотрели возможности игры как средства профилактики социальной дезадаптации первоклассников в образовательных учреждениях и сделали вывод о том, что игра – это тот вид деятельности, который наиболее близок для первоклассников.
Так как первоклассники только вышли из стен дошкольного образовательной организации, необходимо учитывать психологические особенности данной возрастной группы. А так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то помощь в процессе адаптации можно осуществлять именно через нее.
В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: «игра – это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности». Игра также является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [8].
В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, направленному на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций [5]. Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений.
Для того, чтобы осуществлять игровую деятельность по профилактике социальной дезадаптации, необходимо учитывать четкую структурированную последовательность игр: на знакомство, сплочение, контактность, стабилизацию эмоционального фона, так как именно такая логика способствует поэтапной адаптации школьников.
В процессе изучения проблемы профилактики социальной дезадаптации первоклассников мы обратились к периодической печати и ресурсам Интернет за последние пять лет, и изучили опыт педагогов в решении данной проблемы. Мы рассмотрели опыт: Витютневой Д.Д., Афониной Ф.В., Авраменко К.Б., Голомах О.В., Ринчиновой Д.Ц. и других.
Изучив опыт педагогов, мы пришли к следующим выводам: педагоги предлагают множество мер профилактики дезадаптированности первоклассников, они стараются учитывать психологические, возрастные и индивидуальные особенности школьников, а также уровень адаптированности каждого из них. В своей педагогической деятельности учителя используют самые разнообразные методы и приемы, основными из них являются: поддержка и оказание помощи со стороны родителей и педагога, внимание со стороны родителей, проведение динамических пауз и подвижных игр, смена деятельности на уроке, создание ситуации успеха для каждого, игры на сплочение коллектива и прочие.
На эмпирическом этапе нашего исследования мы проверим основные положения выдвинутой нами гипотезы, а именно: процесс профилактики социальной дезадаптации первоклассников средствами игры будет успешнее, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- подобраны диагностические методики и выявлен первоначальный уровень сформированности социальной адаптированности первоклассников;
- своевременно составлен комплекса игр, направленных на профилактику социальной дезадаптации первоклассников;
- реализация комплекса игр проходит в сочетании с методами профилактики.
Таким образом, изучение проблемы профилактики социальной дезадаптации первоклассников посредством игры представляет собой важную область исследования.
Список литературы
1. Беличева, С. А. Этот "опасный" возраст [Текст]:/ С.А. Беличева - М.: Знание, 1982. - 94с.
2. Василенко, Т.В. Словарь терминов [Текст]: пособие для работников школ / ФГОС второго поколения / Т.В. Василенко – Москва : Грамотей, 2013.– 32 с.
3. Википедия [Электронный ресурс] / Социальная дезадаптация – 2021. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_дезадаптация.
4. Зинченко, В.П. Психологический словарь [Текст]: / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков.– Москва : АСТ – Астрель – Хранитель .– 2008, 479 с.
5. Луцевич, Л.В. Социально-педагогическая деятельность [Текст]:/ Л.В. Луцкевич.
6.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Р.В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 240 С.
7.Петровский, А.В. Общая психология Текст]: учебное пособие / А.В.Петровский - М., 1976.
8. Российская педагогическая энциклопедия. - М: РПА, 1993. т.1.
9. Справочник [Электронный ресурс] / Дезадаптация: определение, разновидности – Москва, 2017. Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/dezadaptaciya_opredelenie_raznovidnosti/
10. Студенческий научный форум [Электронный ресурс] / Профилактика школьной дезадаптации младших школьников – Москва, 2017. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034486.
11. Студопедия [Электронный ресурс] / Профилактика социальной дезадаптации – 2018. Режим доступа: https://studopedia.ru/5_87405_profilaktika-sotsialnoy-dezadaptatsii.html.
|