Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Игра как средство профилактики социальной дезадаптации первоклассников

СКАЧАТЬ (28.9 Kb) 07.04.2023, 04:14
Акимова Ксения Игоревна
учитель начальных классов, МАОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14"

Первый год обучения в школе – один из наиболее важных и трудных моментов в жизни каждого ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, ведь поступление в первый класс приводит к эмоционально-стрессовой ситуации. Привычный образ жизни сменяется, появляются школьные дела и заботы. Несоответствие требований, предъявляемых к первокласснику и его возможностей, может стать разрушительной силой для растущего человека [6].

С.А. Беличева пишет, что школьная дезадаптация - это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» [1]. Поэтому проблема профилактики социальной дезадаптации является одной из актуальных проблем начальной школы.

Проблему социально-психологической работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, рассматривали в своих работах такие исследователи, как В.Г. Казанская, Г.В. Кумарина, А.А. Люблинская, А.Г. Маклаков, М.В. Максимова. Технологии, формы и методы социально-психологической работы с детьми изучали И.А. Кочетов, Н.Г. Лусканова, А.Ф Минуллина, А.А. Осипова, С.В. Фролова и многие другие.

Процесс привыкания первоклассников к новым условиям окружающей их действительности у всех первоклассников протекает по-разному. У школьников, испытывающих трудности в процессе адаптации, чаще всего появляются проблемы в усвоении учебного материала, вследствие чего – низкая успеваемость, возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми, наблюдается повышение уровня тревожности и раздражительности. Дабы не травмировать психику ребенка, учителю и родителям очень важно приложить все усилия для того, чтобы процесс адаптации прошел более быстро и успешно.

В современной психологии исследователь А.В. Петровский выделяет три основные разновидности дезадаптированности личности. Первая позиция – это устойчивая ситуативная дезадаптированность, когда личность не видит путей и средств адаптации в определенных ситуациях, это состояние относят к неэффективной адаптации; вторая позиция – это временная дезадаптированность, которая устранима с помощью адаптивных мероприятий, что соответствует неустойчивой адаптации; и третья позиция – общая устойчивая дезадаптированность, состояние фрустрации, которая активизирует защитные механизмы [3].

Чтобы помочь первоклассникам избежать негативных последствий адаптационного периода и максимально сократить его во времени, можно осуществлять помощь посредством игры. Так как игра - это основной вид деятельности дошкольников, целесообразно начинать вводить ребенка в новый ритм жизни именно через нее. Это поможет сформировать устойчивую мотивацию к учению, научит взаимодействовать с новым социальным окружением и самое главное, продемонстрирует ребенку безопасность той среды, в которой он оказался.

Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения. При этом деловое поведение оказывается не совсем деловым, а личностное — не совсем личностным. Школьник, воспитанник «вычитывает» из игрового поведения педагога тот из двух смыслов, планов, который ему ближе. В игре все немножко неправда, всё немножко не про меня и про тебя, а про роль, и поэтому я свободен принять — не принять, ответить — не ответить на посылаемые мне «воспитательные сигналы». То есть в игре и ребенок, и педагог чувствуют себя свободнее, у них больше пространства для самореализации.

По мнению Й. Хейзинга, игра есть действие, протекающее в определённых рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъёма и напряжения, отрешённости.

Несмотря на исследование данной проблемы и на теоретическом, и практическом уровне, в педагогической практике сложилось противоречие: между необходимостью профилактики социальной дезадаптации первоклассников средствами игры и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий решения данной проблемы.

Опираясь на работы, представленных выше педагогов и психологов, мы определили содержание основных понятий изучаемой проблемы:

Адаптация – перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [10].

В психологии под термином дезадаптация понимается психофизиологическое несоответствие личности индивида новым требованиям, которые к нему предъявляет общество и условия жизни [4].

В педагогике дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром, это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [2].

Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом и другими составляющими школьного процесса. Как правило, чаще всего дезадаптация развивается среди школьников младших классов, однако может проявиться и у детей более старшего возраста [7].

Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям [3].

Профилактика социальной дезадаптации – это научно обусловленные и своевременные действия, которые направлены на предупреждение потенциальных физических, социокультурных, психологических отклонений у отдельных субъектов, поддержку в достижении целей, раскрытие внутреннего потенциала [9].

Мы рассмотрели возможности игры как средства профилактики социальной дезадаптации первоклассников в образовательных учреждениях и сделали вывод о том, что игра – это тот вид деятельности, который наиболее близок для первоклассников.

Так как первоклассники только вышли из стен дошкольного образовательной организации, необходимо учитывать психологические особенности данной возрастной группы. А так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то помощь в процессе адаптации можно осуществлять именно через нее.

В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: «игра – это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности». Игра также является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей [8].

В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, направленному на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций [5]. Значение игры в социализации личности ребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений.

Для того, чтобы осуществлять игровую деятельность по профилактике социальной дезадаптации, необходимо учитывать четкую структурированную последовательность игр: на знакомство, сплочение, контактность, стабилизацию эмоционального фона, так как именно такая логика способствует поэтапной адаптации школьников.

В процессе изучения проблемы профилактики социальной дезадаптации первоклассников мы обратились к периодической печати и ресурсам Интернет за последние пять лет, и изучили опыт педагогов в решении данной проблемы. Мы рассмотрели опыт: Витютневой Д.Д., Афониной Ф.В., Авраменко К.Б., Голомах О.В., Ринчиновой Д.Ц. и других.

Изучив опыт педагогов, мы пришли к следующим выводам: педагоги предлагают множество мер профилактики дезадаптированности первоклассников, они стараются учитывать психологические, возрастные и индивидуальные особенности школьников, а также уровень адаптированности каждого из них. В своей педагогической деятельности учителя используют самые разнообразные методы и приемы, основными из них являются: поддержка и оказание помощи со стороны родителей и педагога, внимание со стороны родителей, проведение динамических пауз и подвижных игр, смена деятельности на уроке, создание ситуации успеха для каждого, игры на сплочение коллектива и прочие.

На эмпирическом этапе нашего исследования мы проверим основные положения выдвинутой нами гипотезы, а именно: процесс профилактики социальной дезадаптации первоклассников средствами игры будет успешнее, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:

- подобраны диагностические методики и выявлен первоначальный уровень сформированности социальной адаптированности первоклассников;
- своевременно составлен комплекса игр, направленных на профилактику социальной дезадаптации первоклассников;
- реализация комплекса игр проходит в сочетании с методами профилактики.

Таким образом, изучение проблемы профилактики социальной дезадаптации первоклассников посредством игры представляет собой важную область исследования.

Список литературы
1. Беличева, С. А. Этот "опасный" возраст [Текст]:/ С.А. Беличева - М.: Знание, 1982. - 94с.
2. Василенко, Т.В. Словарь терминов [Текст]: пособие для работников школ / ФГОС второго поколения / Т.В. Василенко – Москва : Грамотей, 2013.– 32 с.
3. Википедия [Электронный ресурс] / Социальная дезадаптация – 2021. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_дезадаптация.
4. Зинченко, В.П. Психологический словарь [Текст]: / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков.– Москва : АСТ – Астрель – Хранитель .– 2008, 479 с.
5. Луцевич, Л.В. Социально-педагогическая деятельность [Текст]:/ Л.В. Луцкевич.
6.Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Р.В. Овчарова – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 240 С.
7.Петровский, А.В. Общая психология Текст]: учебное пособие / А.В.Петровский - М., 1976.
8. Российская педагогическая энциклопедия. - М: РПА, 1993. т.1.
9. Справочник [Электронный ресурс] / Дезадаптация: определение, разновидности – Москва, 2017. Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/dezadaptaciya_opredelenie_raznovidnosti/
10. Студенческий научный форум [Электронный ресурс] / Профилактика школьной дезадаптации младших школьников – Москва, 2017. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017034486.
11. Студопедия [Электронный ресурс] / Профилактика социальной дезадаптации – 2018. Режим доступа: https://studopedia.ru/5_87405_profilaktika-sotsialnoy-dezadaptatsii.html.


Категория: Блоги | Добавил: АкимоваКСЕНИЯ
Просмотров: 255 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог