Игра на музыкальных инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Хочу процитировать слова немецкого композитора и музыкального педагога Карла Орфа: «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной – единственной версии. Главные принципы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру». Музыкальные инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность. Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству хорошо готовит их к будущим занятиям в школе. Вы все знаете, что наша работа ведется от простого к сложному. С какими инструментами мы начинаем знакомить детей в первую очередь? Эти инструменты шумовые. Среди используемых в детском оркестре шумовых музыкальных инструментов есть такие, источником звука которых является мембрана (из кожи или пластика) — это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, — это идиофоны или самозвучащие инструменты (к ним относятся маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны, колокольчики и т. п.) Одни из этих инструментов обладают определенной высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» инструментами (металлофоны, ксилофоны), а вторые — шумовыми или «ритмическими». Этой условной классификации и будем следовать. Сегодня я расскажу вам о детских музыкальных инструментах, которые имеются на базе нашего детского сада. ШУМОВЫЕ («РИТМИЧЕСКИЕ») ИНСТРУМЕНТЫ Инструменты этой подгруппы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приемы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания и легкие удары. В детском оркестре могут быть использованы все традиционные ударно-шумовые инструменты. Маракасы — один из древнейших ударно-шумовых инструментов. Упоминания о подобных погремушках музыковеды находят в древнейших рукописях, их изображения можно увидеть на мозаике из итальянского города Помпеи, на цветной гравюре из «Энциклопедии», изданной в XVIII веке, изображен маракас как полноправный представитель семейства ударных. В Латинской Америке, их изготавливали из высушенных плодов тыквы или плели из прутьев в форме небольшого шара с ручкой и наполняли мелкими камешками. У нас их делают из дерева и наполняют камешками или дробью. Звук извлекается встряхиванием инструмента. Для малышей на занятиях мы используем детские погремушки, объясняя, что погремушка — это тот же маракас, только детский. Маракас или погремушка это первый детский музыкальный инструмент, с которым мы знакомим детей младших групп. Знакомство проходит в игровой форме: Это музыкальные игры, например: «Погремушки в руки взяли…», «Дзынь-ля-ля» и т д. В этих играх дети выполняют определенные действия по тексту песни: бегут по кругу, выдерживают паузу-«молчание инструмента», учатся слышать и исполнять сильную долю, отбивая ее по ладошке. Бубенцы составляют основу русского народного ударного музыкального инструмента – металлической погремушки – бубенца. История их возникновения берет начало в 17 веке, когда для тройки лошадей «образцовой почты» появились «поддужные» колокольчики, которые и стали прототипом бубенчиков. Колокольчики начали применять ямщики в конце XVIII века для использования на почтовых и курьерских тройках по указу императрицы Екатерины II. Использовать колокольчики, для частного извоза было строго запрещено, и хорошей альтернативой для весёлой езды у частников стали бубенцы, на которые запреты не распространялись. Бубенцы - веселый шумовой музыкальный инструмент. Существуют разновидности бубенцов, например, на ремнях или на палочке. Играть на них достаточно легко, для этого необходимо встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Они используются для ритмического сопровождения танцев, песен, игр, инсценировок сказок-шумелок и для игры в детском шумовом оркестре. Знакомство с этим инструментом происходит в средней группе. Игра на бубенцах способствует развитию чувства ритма, музыкального слуха, улучшает мелкую моторику рук, координацию движений, развивает музыкальную память, творческое и логическое мышление. Бубен Бубен – это один из самых древних музыкальных инструментов. Считается, что первые бубны появились на территории Азии во II – III веках, когда шаманы использовали их в своих магических ритуалах. На востоке многие народные танцы исполняются под единственный аккомпанирующий инструмент – бубен. На Руси бубен был ратным инструментом. Его тембровое звучание поднимало дух воинам перед походами на врага. Для извлечения звука использовали колотушки. Позднее бубен стал атрибутом языческих ритуальных праздников. Так на масленицу скоморохи при помощи бубна зазывали народ. Может показаться, что бубен – простой ударный инструмент, овладеть которым может каждый. На самом деле, для виртуозной игры на нем требуется хороший слух и чувство ритма. Существует множество приемов исполнения на бубне, но весьма распространенными считаются отдельные не очень сильные удары, встряхивания и тремоло. С самого раннего возраста дети любят играть с бубном, ударяя по нему ладошкой или тряся его в руках. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма и такта, координацию и мышление. Бубен является полноправным инструментом в таких оркестрах, как симфонический, духовой, эстрадный и оркестр русских народных инструментов. А в детском шумовом оркестре является неотъемлемым атрибутом. При обучении детей игре на бубне, мы столкнулись с проблемой, стали активно рваться мембраны бубнов. И мы обратили внимание на звукоизвлечение ребенком. Тарелки Аналоги тарелок появились в бронзовую эпоху на территории древнего Китая, Японии, Индонезии. После XIII века н.э. китайский инструмент оказался в Османской империи. Использовался инструмент преимущественно в военной музыке. Парные ручные тарелки сделаны для детей и имеют специальные ручки для рук исполнителя. Играют на них стоя. Скользящие удары одной тарелки по другой дают звенящие, сильные, долго не затухающие звуки и прямой легкий удар. Чтобы звук был короче, тарелки прижимают к себе. Тарелки используются в детском оркестре, особенно в кульминационные моменты. Знакомство с тарелками происходит в старшей группе, сначала при озвучивании сказок-шумелок, затем постепенно мы включаем их в оркестр. Ложки Русские ложки считаются древнейшим музыкальным приспособлением. Изначальные документальные свидетельства датированы XVIII веком, однако, несомненно, история возникновения народного инструмента гораздо древнее. Часть исследователей полагает: происхождение славянского музыкального предмета связано с испанскими кастаньетами. Ложки применяли пастухи, воины, охотники, обычный сельский люд, справляя праздники, проводя ритуалы, обряды. Сегодня инструмент является незаменимой частью народного ансамбля. Ложки прекрасно вписываются в домашние ансамбли, дошкольные детские коллективы. Знакомство с ложками происходит в младших группах в музыкальных играх, направленных на развитие тембрового слуха. Так же малыши учатся простейшим приемам игры на этом инструменте, учатся стучать сильную долю. Помимо музыкальной составляющей, данный инструмент является популярным сувениром, неразрывно олицетворяющим Россию, ее культуру и историю. Приемов игры на ложках большое множество, но я расскажу о тех, которым мы обучаем наших детей. Итак: 1.Положение, когда ложки в обеих руках: -черпачки двигаются навстречу друг другу; -одна ложка находится перед собой, а вторая производит удары сверху. -на ложках можно играть не только прямые, но и скользящие удары, причем в абсолютно разных направлениях. Динамика регулируется силой удара. Положение обе ложки в одной руке: Две ложки вкладываются в правую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками". Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется немало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок. Это зависит от развития мелкой моторики. И на сколько хорошо ваши воспитатели подготовят мелкую моторику к старшему дошкольному возрасту, на столько успешнее будет обучение игре на ложках в таком положении. Самые простые приемы игры: -ложки ударяют о левую ладошку. - ложки ударяют по колену; - Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа. - Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник. - Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность. - Прием «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. - Приём « Тремоло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается прием «тремоло». -Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара, возвращаясь в исходное положение, при котором туловище с каждым ударом выпрямляется. - Приём «Глиссандо» Скользящие хлопки с ладошки по коленям. Игра на ложках способствует развитию у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество. Обучение приемам игры на ложках происходит в подготовительной группе. Трещётка - исконно русский, деревянный музыкальный инструмент. Этот инструмент известен с незапамятных времен: древнейший экземпляр, найденный археологами, относится к XII веку. Достоверно неизвестно, кто и когда ее создал, но она пользовалась огромной популярностью наряду с гуслями и ложками. В старину использовалась для различных целей, от развлечения детей до исполнения функции своеобразной подачи сигналов при помощи звука. Пользовалась популярностью благодаря нехитрой конструкции, простой технике игры. Встречается 2 варианта конструкций: классическая (веерная) и круговая трещетки. Круговую трещотку музыкант держит на уровне груди или над головой. Звук извлекается при совершении вращательных движений. Как держат веерную трещетку? Все пальчики держат первую пластинку, а большой палец прилегает сверху, но обычно детям такое положение неудобно. Поэтому мы используем второе положение: все пальцы вкладываются под первую пластинку и выпрямляются, а большой палец находится сверху и смыкаем пластины, как будто хлопаем в ладоши. Варианты игры: - как будто хлопаем в ладоши, смыкая пластинки - односторонние удары; - перекатывание; Все эти приемы можно чередовать. С трещеткой детей знакомим в средней группе при озвучивании сказок- шумелок, затем используем в музыкальных играх и постепенно включаем в детский оркестр. Треугольник один из самых малоизученных инструментов. По разным сведениям впервые он мог появиться в Турции. Об этом свидетельствуют описания, датируемые XV веком. Есть и более ранние данные. В XIV столетии о нем писалось в имущественных записях городов южной Германии. В XVIII веке железный треугольник стал частью симфонических оркестров. Примерно в это же время его звучание услышали меломаны России. Инструмент звучал не только на концертах, но и использовался войсками императрицы Елизаветы Петровны. В простонародье он стал называться «трензелем». Венские классики внедряли звучание треугольника, чтобы передать восточные образы, обогатить звуковую палитру. Популярная тогда в операх турецкая тема реализовывалась при помощи металлического инструмента, воссоздавая музыку янычар. Треугольник держат левой рукой, палочку в правой. Звук треугольника вызывается легким ударом металлической палочки по горизонтальной стороне. Для получения коротких ударов звук гасят прикосновением пальцев. Быстрым чередованием ударов по двум сторонам инструмента в верхнем углу достигается эффект тремоло, украшающий звучание ансамбля. Очень часто дети сталкиваются с проблемой при игре на треугольнике. У начинающего исполнителя треугольник после удара по нему палочкой начинает вращаться вокруг своей оси. Это происходит потому, что удар производится не по центру основания, а ближе к одному из углов или же по одной из боковых сторон, и не сверху вниз, а от себя. Нужно обратить внимание ребенка на правильность исполнения на этом инструменте. Знакомство с инструментом происходит в средней группе при озвучивании сказок-шумелок и в играх на развитие тембрового и звуковысотного слуха. «МЕЛОДИЧЕСКИЕ» ИНСТРУМЕНТЫ Металлофон Детский диатонический однорядный металлофон один из любимых детьми инструментов. Металлофон является частным случаем ксилофона. Прародитель ксилофона – азиатский глокеншпиль. А первые ксилофоны упоминаются в XV веке в Европе. Различие между двумя этими инструментами в материале изготовления - металл и дерево. При игре на металлофоне, ребенок должен в первую очередь освоить правильную посадку, положение руки и владение палочкой. Палочку следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним снизу. Чтобы звук был музыкальным, мягким, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. Эффектно звучит глиссандо, при котором палочка скользящим движением проводится по ряду пластинок. Говорить о металлофоне и обучать элементарным приемам игры на нем, мы начинаем с конца средней группы при озвучивании сказок-шумелок. Диатонические цветные колокольчики Последние 30 лет в мировой практике, в детском музицировании вообще и в орф-ансамбле в частности, активно используются самые разнообразные КОЛОКОЛЬЧИКИ точной настройки. С использованием таких колокольчиков мы получаем возможность включать в работу, как отдельные ноты, так и весь звукоряд. При этом сама форма колокольчика очень нравится детям, она близка к игровой тематике. С появлением у нас диатонических колокольчиков, на занятиях стала царить атмосфера увлечённости и вдохновения. Благодаря этому инструменту, музицирование для ребят стало самым любимым делом. Заходя в музыкальный зал, дети спрашивают, будут ли они играть на колокольчиках. Диатонические колокольчики развивают музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух, формируют навыки вербального и невербального общения. Так же способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Есть разновидности диатонических колокольчиков. Колокольчики с ручкой и колокольчики с кнопкой. Звукоизвлечение более сложное у колокольчиков с ручкой, для извлечения звука требуется некая сила. Колокольчик нужно держать рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать куполом к плечу – это исходная позиция. Колокольчики с кнопкой устанавливаются на поверхности, и звук извлекается при нажатии ладошкой на кнопку. Простота приема игры позволяет использовать такие колокольчики на занятиях в младших и средних группах. Диатонические колокольчики наравне с металлофонами можно использовать в смешанных оркестрах, особенно если нужно воспроизвести лирическую часть произведения. Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Включение колокольчиков с тоном в оркестр расширяет звуковую палитру оркестра и разнообразит исполнительские возможности детей. Для работы с большой группой детей, следует использовать несколько наборов диатонических колокольчиков, тогда один звук смогут играть несколько детей. Диатонические колокольчики успешно служат творческим задачам педагога и исполнителя, они дают толчок интересным идеям, а затем их творческому воплощению. Знакомство с колокольчиками происходит в средней группе в играх на развитие тембрового и звуковысотного слуха. В оркестр мы включаем этот инструмент в старших группах. Внешняя привлекательность и необычность всех детских музыкальных инструментов – главное, что определяет интерес к ним и желание взять их в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, извлекать из них звуки. Игра на детских музыкальных инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка. Совместное музицирование и игровая деятельность формирует навыки общения. Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в тоже время развивающих форм музицирования, которая позволяет довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей. Обучение игре на детских музыкальных инструментах способствует не только обогащению музыкальных впечатлений, но и развитию музыкальности как целостной системы. Дети, являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Общение с музыкой изменяет ребенка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее. Занятия с музыкальными инструментами создают условия для самореализации и самоутверждения детей. Из личного опыта могу отметить, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на детских музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей. Ребята учатся слушать друг друга в ансамбле, слушать другого музыканта, когда он исполняет свою партию. Дети имеют возможность играть каждый раз на других инструментах, пробовать себя в разных ролях. Методика занятий такова, что на занятии нет пассивных и праздных – всегда для каждого ребенка есть свое посильное задание, где каждый ощущает себя музыкантом большого коллектива и ответственно выполняет порученное ему дело. Ну а результат – это то желание, с которым дети каждый раз приходят на занятие. Игру в оркестре мы включаем во все утренники и каждый раз это новое произведение. Благодаря таким выступлениям дети приобретают сценический опыт.
|