Из опыта работы учителя начальных классов
«Играю… Развиваю… Обучаю…»
Игра – это положительные эмоции!
«Работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно:
подсознание,
разум,
фантазия ребенка
«САМОСТЬ» человека –собирание своего «Я»
Игра - мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления.
Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
Назначение игры:
можно диагностировать, познавать;
ободрить и одобрить ребенка;
корректировать, улучшать, развивать человеческие личностные качества, важные психические свойства, необходимые в обучении.
Игры на развитие координации движений:
Умение согласовывать свои действия, приводить их в соответствие.
Мозжечок, управляющий координацией движения, также выполняет функцию распределения познавательной деятельности. Он управляет памятью, вниманием, пространственным восприятием.
Обучение будет более эффективно, если в него будут включены двигательные компоненты.
Игры на развитие координации:
«А ну, попробуй!»;
«Колпак», «Шарик»;
«Обезьянка и зеркало»;
«Море волнуется…»;
Игры на развитие внимания:
Это сосредоточенность на каком-то реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе, слове.
Внимание- усилие ума и всех его рецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняния.
Регуляторы внимания: любознательность, любопытство.
Игры на развитие внимания:
«Сколько чего?»;
«Повтори»
«Минутка»
Интенсивные исследования головного мозга выявили:
основная функция внимания – обеспечить выживание и поддержать комфортное состояние человека;
нормальное функционирование внимания обеспечивают несколько отделов головного мозга;
захватывает наше внимание контраст в движениях, звуках, эмоциях;
важную роль в развитии внимания играют химические вещества-посредники (медиаторы)
Внимание зависит от условий развития, обучения и генотипа.
Чтобы добиться творческих достижений учащихся необходимо:
избегать стрессовых ситуаций и ситуаций, провоцирующих чувство страха;
научить разумно распределять время;
уметь расслабляться;
постоянно вводить игровые паузы, во время которых учащиеся двигаются и смеются.
Игры со словами и в слова.
Владение словом – инструмент общения, мышления – неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека.
Игры со словами и в слова.
«Полслова»
«Алфавит вокруг нас»
«Волейбол»
«Гнездышко»
«Аукцион»
«Добавь словечко»
«Наоборот»
«Веселые сочинители»
Игры на развитие памяти.
Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим.
Память бывает:
- зрительной,
- слуховой,
- эмоциональной,
- двигательной.
Игры на развитие памяти:
«Скороговорки разной длины»
«Запомни фигуры»
«В парах»
«Модель»
«Двумя руками»
Оформление класса (из опыта работы):
Уголок класса.
Один тон (оранжевый – цвет жизни, радости, доброжелательности. Он стимулирует работоспособность).
Игра выполняет важные функции:
снижает уровень напряженности и дает возможность расслабиться;
помогает сдружиться, создает обстановку доверия, доброжелательности и улучшает взаимопонимание между учителем и учеником;
делает обучение более эффективным, поскольку активизирует все важнейшие системы человеческого организма, способствует развитию креативности и интуиции;
создают ощущение стабильности и предсказуемости происходящего.
Обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия.
Создавая в классе атмосферу признания, энтузиазма и поддержки, мы тем самым формируем у детей позитивное отношение к учебе.
Испытание радости от своей работы
возникает, когда учителю удается пробудить в учениках живой интерес к предмету, самому почувствовать полноту жизни, ощутить радость творчества.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Л. Н. Толстой
Использованная литература:
Битян М. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М., 2004
Галанов Игры, которые лечат. М.,2003
Харитонова Г. В школу – с игрой. М.,1991
Шмаков С. Игры-шутки, игры-минутки. М.,1996
Фопель К. Энергия паузы, М.,2005.
Яшнова М. Успешность младшего школьника. М.,2003
|