Сегодня: 20.09.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Игровая деятельность как основа развития познавательной активности дошкольников

СКАЧАТЬ (145.2 Kb) 09.09.2025, 15:10
Ильина Олеся Владимировна
воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 29"
Игровая деятельность – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Через игру дети познают окружающий мир, приобретают первый социальный опыт, развивают внимание, память, мышление и речь. Научные исследования подтверждают, что именно через игру дети достигают наивысшего уровня познавательной активности.
Игровая деятельность дошкольников отличается рядом особенностей, позволяющих ей играть главную роль в развитии познавательной активности:
• свобода выбора и импровизация;
• активное проявление фантазии и воображения;
• имитация реального мира и человеческих отношений;
• включение механизмов саморегуляции и самоуправления.
Эти свойства делают игру идеальным инструментом для развития познавательной активности, стимулирования внутреннего стремления к исследованию и открытию нового.
Механизмы развития познавательной активности через игру реализуются следующим образом:
1. Игра стимулирует любознательность и желание узнавать новое.
2. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи и прогнозировать результаты своих действий.
3. Развивается способность концентрировать внимание и удерживать его длительное время.
4. Восприятие усложняется, расширяется диапазон чувств и ощущений.
За счет этих механизмов ребенок обретает опыт, который впоследствии ложится в основу дальнейшего интеллектуального развития.
Существуют различные типы игр, оказывающих положительное влияние на развитие познавательной активности:
1. Игры-экспериментаторы: «Что получится, если смешать краски?» или «Какие звуки издают животные?»
2. Игры-конструкторы: строительство домов, замков, мостов и прочих сооружений.
3. Игры-размышления: разгадка загадок, ребусов, кроссвордов.
4. Драматические игры: исполнение ролей героев известных сказок и мультфильмов.
Каждый вид игры несет в себе определенный потенциал для развития тех или иных сторон познавательной активности.
Игра оказывает благотворное влияние на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Она способствует снятию стресса, напряженности, накопленных отрицательных переживаний, а также развивает такие важные качества, как терпение, настойчивость и выдержка.
Кроме того, игра поддерживает процессы возбуждения и торможения, стабилизирует нервную систему и способствует лучшей приспособляемости ребенка к внешним обстоятельствам.
Для того чтобы игра приносила максимальную пользу, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Отбирать подходящие возрасту и интересам ребенка игры.
2. Следовать принципу постепенности и последовательности.
3. Обеспечивать достаточное количество игрушек и пособий.
4. Включать детей в совместное проектирование игр и обсуждение результатов.
Соблюдение этих рекомендаций позволяет усилить эффект игровой деятельности и ускорить темпы развития познавательной активности у дошкольников.
Таким образом, игровая деятельность является главным источником познания и первичным механизмом развития познавательной активности дошкольников. Правильная организация и поддержка игровой деятельности способствует гармоничному развитию ребенка, формирует полезные навыки и привычки, способствует успешной адаптации к социальной среде.

Литература:
1. Богуславская З.М. Игровая деятельность детей. Москва: Просвещение, 1989.
2. Дубровина И.В. Психология детства. Москва: Аспект пресс, 2000.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. Москва: Педагогика, 1986.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва: Академия, 2003.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Владос, 1999.


Категория: Блоги | Добавил: Olesyailina
Просмотров: 33 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
VI Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
V Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
XVI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний ёжик"
XXI Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
IX Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.09.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог