Сегодня: 20.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Игровая деятельность как основа развития познавательной активности дошкольников

СКАЧАТЬ (145.2 Kb) 09.09.2025, 15:10
Ильина Олеся Владимировна
воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 29"
Игровая деятельность – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Через игру дети познают окружающий мир, приобретают первый социальный опыт, развивают внимание, память, мышление и речь. Научные исследования подтверждают, что именно через игру дети достигают наивысшего уровня познавательной активности.
Игровая деятельность дошкольников отличается рядом особенностей, позволяющих ей играть главную роль в развитии познавательной активности:
• свобода выбора и импровизация;
• активное проявление фантазии и воображения;
• имитация реального мира и человеческих отношений;
• включение механизмов саморегуляции и самоуправления.
Эти свойства делают игру идеальным инструментом для развития познавательной активности, стимулирования внутреннего стремления к исследованию и открытию нового.
Механизмы развития познавательной активности через игру реализуются следующим образом:
1. Игра стимулирует любознательность и желание узнавать новое.
2. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи и прогнозировать результаты своих действий.
3. Развивается способность концентрировать внимание и удерживать его длительное время.
4. Восприятие усложняется, расширяется диапазон чувств и ощущений.
За счет этих механизмов ребенок обретает опыт, который впоследствии ложится в основу дальнейшего интеллектуального развития.
Существуют различные типы игр, оказывающих положительное влияние на развитие познавательной активности:
1. Игры-экспериментаторы: «Что получится, если смешать краски?» или «Какие звуки издают животные?»
2. Игры-конструкторы: строительство домов, замков, мостов и прочих сооружений.
3. Игры-размышления: разгадка загадок, ребусов, кроссвордов.
4. Драматические игры: исполнение ролей героев известных сказок и мультфильмов.
Каждый вид игры несет в себе определенный потенциал для развития тех или иных сторон познавательной активности.
Игра оказывает благотворное влияние на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Она способствует снятию стресса, напряженности, накопленных отрицательных переживаний, а также развивает такие важные качества, как терпение, настойчивость и выдержка.
Кроме того, игра поддерживает процессы возбуждения и торможения, стабилизирует нервную систему и способствует лучшей приспособляемости ребенка к внешним обстоятельствам.
Для того чтобы игра приносила максимальную пользу, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Отбирать подходящие возрасту и интересам ребенка игры.
2. Следовать принципу постепенности и последовательности.
3. Обеспечивать достаточное количество игрушек и пособий.
4. Включать детей в совместное проектирование игр и обсуждение результатов.
Соблюдение этих рекомендаций позволяет усилить эффект игровой деятельности и ускорить темпы развития познавательной активности у дошкольников.
Таким образом, игровая деятельность является главным источником познания и первичным механизмом развития познавательной активности дошкольников. Правильная организация и поддержка игровой деятельности способствует гармоничному развитию ребенка, формирует полезные навыки и привычки, способствует успешной адаптации к социальной среде.

Литература:
1. Богуславская З.М. Игровая деятельность детей. Москва: Просвещение, 1989.
2. Дубровина И.В. Психология детства. Москва: Аспект пресс, 2000.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. Москва: Педагогика, 1986.
4. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва: Академия, 2003.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Владос, 1999.


Категория: Блоги | Добавил: Olesyailina
Просмотров: 71 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 20.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог