| 
				
			 Игровая деятельность – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Через игру дети познают окружающий мир, приобретают первый социальный опыт, развивают внимание, память, мышление и речь. Научные исследования подтверждают, что именно через игру дети достигают наивысшего уровня познавательной активности. Игровая деятельность дошкольников отличается рядом особенностей, позволяющих ей играть главную роль в развитии познавательной активности:• свобода выбора и импровизация;
 • активное проявление фантазии и воображения;
 • имитация реального мира и человеческих отношений;
 • включение механизмов саморегуляции и самоуправления.
 Эти свойства делают игру идеальным инструментом для развития познавательной активности, стимулирования внутреннего стремления к исследованию и открытию нового.
 Механизмы развития познавательной активности через игру реализуются следующим образом:
 1. Игра стимулирует любознательность и желание узнавать новое.
 2. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи и прогнозировать результаты своих действий.
 3. Развивается способность концентрировать внимание и удерживать его длительное время.
 4. Восприятие усложняется, расширяется диапазон чувств и ощущений.
 За счет этих механизмов ребенок обретает опыт, который впоследствии ложится в основу дальнейшего интеллектуального развития.
 Существуют различные типы игр, оказывающих положительное влияние на развитие познавательной активности:
 1. Игры-экспериментаторы: «Что получится, если смешать краски?» или «Какие звуки издают животные?»
 2. Игры-конструкторы: строительство домов, замков, мостов и прочих сооружений.
 3. Игры-размышления: разгадка загадок, ребусов, кроссвордов.
 4. Драматические игры: исполнение ролей героев известных сказок и мультфильмов.
 Каждый вид игры несет в себе определенный потенциал для развития тех или иных сторон познавательной активности.
 Игра оказывает благотворное влияние на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка. Она способствует снятию стресса, напряженности, накопленных отрицательных переживаний, а также развивает такие важные качества, как терпение, настойчивость и выдержка.
 Кроме того, игра поддерживает процессы возбуждения и торможения, стабилизирует нервную систему и способствует лучшей приспособляемости ребенка к внешним обстоятельствам.
 Для того чтобы игра приносила максимальную пользу, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
 1. Отбирать подходящие возрасту и интересам ребенка игры.
 2. Следовать принципу постепенности и последовательности.
 3. Обеспечивать достаточное количество игрушек и пособий.
 4. Включать детей в совместное проектирование игр и обсуждение результатов.
 Соблюдение этих рекомендаций позволяет усилить эффект игровой деятельности и ускорить темпы развития познавательной активности у дошкольников.
 Таким образом, игровая деятельность является главным источником познания и первичным механизмом развития познавательной активности дошкольников. Правильная организация и поддержка игровой деятельности способствует гармоничному развитию ребенка, формирует полезные навыки и привычки, способствует успешной адаптации к социальной среде.
 
 Литература:
 1. Богуславская З.М. Игровая деятельность детей. Москва: Просвещение, 1989.
 2. Дубровина И.В. Психология детства. Москва: Аспект пресс, 2000.
 3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. Москва: Педагогика, 1986.
 4. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва: Академия, 2003.
 5. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Владос, 1999.
 
 
 |