Сегодня: 18.05.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Игровая форма как способ работы с одарёнными детьми

СКАЧАТЬ (198.0 Kb) 27.04.2021, 09:52
Агеева Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ДТЦ "Театральная Семья" Невского района Санкт-Петербурга
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств «Театральная Семья»
Невского района г.Санкт-Петербурга

 
«Игровая форма как способ работы с одарёнными детьми»

Санкт-Петербург
2012 г.

Введение
Таланты редки, их надо беречь и сохранять, в них настоящая живая сила нации», - сказал академик В.И. Вернадский. К тому же именно одаренные дети являются уникальной возможностью российского общества в условиях демографического кризиса компенсировать потребности в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. 

В стратегии модернизации образования одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.  Для воспитания подобной личности необходимо научить учащихся решать коммуникативные задачи в разных ситуациях (сформировать у них коммуникативную компетенцию), способствовать самопознанию, развитию творческого потенциала, успешной социализации. Но возникает вопрос о том, какие средства могут помочь реализации задачи не только сделать процесс обучения и воспитания творческим, но и вовлечь в этот процесс воспитанника, как активного участника образования. Театральное искусство, как никакое другое, обладает уникальными возможностями для решения данных задач.

Следует отметить, что театральная деятельность всегда привлекала детей и подростков как наиболее доступный вид проявления и выражения своих чувств, эмоций, а так же, как способ общения с окружающим миром. Театр как вид искусства, обладающий спецификой искусства синтетического по форме и коллективного по содержанию, дает возможность самореализации и самоактуализации всем участникам образовательного и воспитательного процесса.

Таким образом, для решения вышеизложенных противоречий, была сформулирована следующая задача: создать адекватную современным условиям образования и воспитания методику проведения театральных занятий, направленную на развитие импровизационных способностей детей.
Далее, необходимо отметить, то обстоятельство, что мы живем в быстроменяющемся мире. И одна из серьезнейших проблем современного образования состоит в том, чтобы научить человека навыкам спонтанного, импровизационного поведения. «Импровизация характеризуется азартным увлечением задачей моментом инсайта,  или  озарения, поиском верного решения задачи в ситуации дефицита времени» (П.В.Рождественская). На основе анализа литературных источников можно определить сценическую импровизацию как вид спонтанного художественного творчества, суть которого заключается в объединении здесь и сейчас процессов рождения замысла и его воплощения. Также следует обратить внимание на тот факт, что импровизация появляется там, где публика воспринимает не только результат, но и сам процесс творчества, а художник является одновременно и автором и исполнителем.

Теоретическая часть
Наверное, нет такого детского сада или школы, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие воспитатели и учителя выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже очень давно. Вспомним хотя бы гениального чеха — Яна Амоса Ко-менского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам. А чего стоит только название одной из его учебных книг — «Театр всевозможного»! Название, вполне достойное стать именем современной технологии развития воображения и фантазии (как мы и поступили)!

Но, несмотря на известную «обкатанность», театрализованная игра и сегодня остается не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, педагогика как в теории, так и на практике до конца не разобралась в подходах к организации театрализованной деятельности в детском саду, а на страницах популярных журналов и газет ведется полемика: «Вреден ли театр дошкольнику? » — это название статьи А.П.Ершовой, опубликованной в журнале «Обруч» ( 4 за 1999 г.). Автор упомянутой статьи уже на страницах газеты «Детский сад» знакомит читателей с новым понятием — «социоигровая технология» (которая также основана на приемах театральной педагогики) — и еще раз подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы напоказ. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться педагоги, театрализация остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада.

Итак, что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность? С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Это все так, но обратим внимание еще на чрезвычайно важную особенность театральной игры: эта деятельность интересна всем — и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате — спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.

К сожалению, не все воспитатели готовы к импровизации, и часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. К ярким праздничным утренникам уже привыкли администрация и родители. Именно яркости и отточенности в исполнении они и ждут как результата работы с детьми и на это ориентируют музыкального руководителя и всех педагогов, которые готовят детей к празднику.
Ну что ж, каков «заказ», таков и результат!

Музыкальные руководители и воспитатели стараются, ищут, разрабатывают интересные сценарии, подбирают яркую современную музыку, вызывающую эмоциональный отклик у взрослых зрителей (как правило, это современные «хиты»), усердно репетируют с детьми — и, вроде бы, все довольны. Вот только проблема: дети не всегда «удобные», с большим трудом удается их «натаскать», и времени постоянно не хватает.

Но тут возникает вопрос: а театр ли это? И кому он нужен — детям или взрослым, которые манипулируют дошкольниками как куклами-марионетками?
А как можно работать иначе? Ведь критиковать-то легче, лучше «подскажите, как нужно» — вот, пожалуй, любимый запрос воспитателей на курсах повышения квалификации. Действительно, многие педагоги ждут, чтобы на курсах им четко сказали «как», дали точный список тех атрибутов, которые необходимы для организации работы с детьми, дали форму планирования работы, конспекты занятий и т. д. Наверное, эти требования вполне обоснованы. Но тем, кто не может работать без конспектов, театрализованной деятельностью заниматься практически бесполезно, потому что путь этот игровой, то есть спонтанный, свободный, требующий способностей к экспромту, импровизации.

И все же, искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей — педагогическое искусство — тоже опирается на определенные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия.

Все эти размышления, а также собственный многолетний опыт работы автора в данном «жанре» побудили описать те методы, механизмы организации совместного творчества, которые помогают организовать творческое общение ребенка и взрослого средствами театрализованной игры, вернее, с помощью специальных приемов ее использования, то есть технологии.

Преимуществом данной методики является то, что ее можно успешно включать в работу с детьми разного возраста, как в детском саду, так и в начальной школе, а также в группах кратковременного пребывания детей в ДОУ.

Действительно, сама форма организации театрализованной
игры, предполагающая обыгрывание какой-либо темы, интересной и понятной для всех ее участников, является своего рода оптимальной 

моделью ролевого взаимодействия педагога с детьми разного возраста. При этом она. позволяет включить в обыгрывание практически любое содержание (экологическое, математическое, музыкальное и др.). И, конечно, в процессе театрализованных игр развивается в первую очередь способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность педагогам выстраивать на ее основе взаимодействие с детьми разного возраста, а также устанавливать контакты с различными специалистами (психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др.) и родителями.

Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся «внутри» нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрители, получится, возможно, ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Действительно, воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми, часто в реальной жизни недостижимыми возможностями.

В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Но при этом нельзя забывать, что она может быть не только «лекарством», но и «ядом», как наркотик.

Так, например, опасно прививать маленькому ребенку «звездную болезнь», воспитывать у него желание демонстрировать всем свои таланты, ждать похвалы и награды за игру. Также опасно, когда ребенок настолько входит в образ, что пребывает в нем длительное время и иногда начинает путать свое «я» с ролью (это уже один из симптомов шизофрении).

С другой стороны, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Как уже отмечалось выше, в театральной игре, если она является действительно игрой, а не запланированной, заорганизованной деятельностью, все ее участники, несмотря на возраст, равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от воспитателя прежде всего развитого профессионального мышления, педагогической рефлексии, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Важно, чтобы педагог понимал глубинный смысл своей деятельности и (во внутреннем плане) мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня?

Безусловно, ответы на эти и другие вопросы базируются на мировоззрении взрослого человека, а оно, как известно, у разных людей разное. И какой бы совершенной или несовершенной ни была технология, результат, эффект педагогического воздействия во многом будет определяться именно методологической позицией и отношением педагога к себе и детям, к людям, к окружающему миру.

Пытаясь найти общий знаменатель в чувствах и размышлениях педагогов, имеющих различно настроенное сознание (религиозное, атеистическое, антропософское и др.) г попробуем вывести общие, базисные постулаты, без которых просто нельзя заниматься данным видом деятельности (театрализованной и, конечно, педагогической). Многие из них резюмируют вышесказанное.

•    Человек рождается для того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Другими словами, человек рожден для добра и любая деятельность должна прежде всего учить его добру — не вообще, а конкретно, каждый день, каждый час и на каждом занятии.
•    Совместная творческая деятельность — это прекрасная возможность самореализации для всех ее участников, независимо от возраста.
•    Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
•    Педагог понимает и осознает, что театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка, а не на внешнее доказательство его (педагога) профессиональной компетенции и творческой одаренности.
•    Взрослый не пытается надеть на себя маску всезнайки и честно признается ребенку тогда, когда он чего-то не знает или не умеет.
•    Педагог чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его, старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.
 
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения.
Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Театрализованная игра (как и любая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи — эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни!

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать ВЫБОР.
Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, ноли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.). Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Существуют различные способы организации деятельности детей в разновозрастной группе. Наиболее типичный из них — подгрупповая работа педагогов с дошкольниками, когда дети одновременно занимаются разными видами деятельности, иногда с различными специалистами (например, логопедом, психологом и др.).

Другой, более сложный способ — включение детей разного возраста в единый проект, в котором для каждого найдется интересная и посильная роль или задание. Такой объединяющей, универсальной деятельностью является театрализованная игра, которая, как упоминалось выше, позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми (на занятиях, экскурсиях, утренниках и др.).

В предлагаемой технологии реализуется деятельностный подход, в процессе которого обеспечиваются основные этапы и логика любой деятельности:
— мотивация к игре;
— определение темы и цели игры;
— выбор игровых средств, распределение ролей;
— апробация и корректировка выбранных ролей и путей для достижения цели (апробирование различных вариантов);
— достижение игровой цели;
— осознание результатов игры.

Данный деятельностный метод является одним из ключевых в концепции современного развивающего обучения (А.А.Леонтьев). Этот метод предполагает не передачу детям готовых знаний в объяснительно-иллюстративной форме, а создание таких условий, при которых дети с помощью педагога сами находят способ решения проблемы. О. А. Куре-винаиЛ. Г. Петерсон в «Концепции образования: новый взгляд» приводят по этому поводу образный пример: если в традиционном обучении воспитатель «выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети — роль зрителей, то в деятелъностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель — дирижером».

Напомним и другие дидактические принципы, которые особенно важны для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста.
1.    Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2.    Принцип творчества (креативности). Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3.    Принцип целостного представления о мире. Как отмечают авторы концепции, «принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционном подходе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении ребенка к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности». В современной трактовке это называют компетентностным подходом. А в древности еще Конфуций писал, что «суть знания в том, чтобы, имея его, использовать его».
4.    Принцип вариативности. Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор — от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает развитие у детей «вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи». Этот принцип развивает не только творческое, «изобретательское» мышление у детей и педагога, но и тренирует способность спокойно, философски относиться к «тупиковым ситуациям, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Кроме того, этот принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
5. Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом. Как подчеркивается в указанной выше концепции, «система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой — возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами», то есть дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Этот принцип, на наш взгляд, особенно важен при организации взаимодействия с детьми разного возраста.

Перечисленные выше дидактические принципы (а также «классические», которые каждый педагог знает, как азбуку) должны использоваться не эпизодически, а постоянно и в системе (А.А.Леонтьев). Системный подход, в свою очередь, требует иного уровня осмысления и реализации этих принципов, требует предельной конкретизации, необходимой для практической адаптации новых дидактических идей.

Но как это сделать воспитателю в работе с дошкольниками? Как организовать деятельность, в которой дети разного возраста могли бы быть полноправными участниками?

Попробуем изложить данную технологию организации театрализованных игр на конкретных примерах, представленных в смысловых моделях. Стержнем каждой такой модели является игровая тема, которая становится смыслообразующей для развертывания различных вариантов театрализованной деятельности.

Вокруг игрового сюжета педагог выстраивает содержание различных видов деятельности, организует совместное творчество с детьми разного возраста (либо с разным уровнем развития), предлагая доступные задания в соответствии с возможностями каждого ребенка. Так, в сочинении сюжетов активное участие принимают, как правило, старшие дети, а малыши постепенно вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (Зайки, Кошечки, Цыплята и р.). Кое-что необходимое для спектакля малыши могут изготовить на занятиях по изодеятельности (например, украсить платочек или фартучек для Матрешки). Приводить много примеров, пожалуй, нет смысла, поскольку каждый педагог на практике увидит много возможностей для включения каждого ребенка в игру.

Как правило, обыгрывание предложенных ниже моделей подводит детей к постановке спектакля либо к сочинению истории, которую можно записать (а потом напечатать, нарисовать иллюстрации и издать сборник сказок собственного сочинения!). Театрализованные игры могут развиваться и на одном — двух занятиях, где дети сочиняют, рисуют, лепят, создают макет придуманного ими сюжета и потом самостоятельно продолжают играть с ним. В общем, вариантов множество, и мы надеемся, что предложенная технология даст педагогам некоторые подсказки, которые у каждого получат свое творческое развитие.

Практическая часть
«В общем-то актерская природа ленива. Это известно. Воображение малоподвижно, и, учитывая эту природную леность и неподвижность, приходится применять немало ходов, приемов, провокаций, ухищрений, чтобы развить активную эмоциональность воображения».
Корогодский З.Я.

На наш взгляд, сначала детям лучше предлагать для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как известные обряды или традиции, например, празднование дня рождения или встречу Нового года, празднование новоселья или свадьбы. Именно бытовые, традиционные события, на-блюдаемые детьми с раннего возраста, имеют опору на их собственный опыт и дают наиболее богатую пищу для воображения. Начнем с самого понятного детям события —дня рождения.

1. Игра в «День рождения»
Действительно, каждый ребенок с детства знает, что у всех есть день рождения. Дети сами вам расскажут, что в этот день полагается поздравлять именинника, дарить ему подарки, а именинник, в свою очередь, должен заранее пригласить гостей, приготовить угощение, продумать, как он их будет развлекать, и т. д. Анализ данной традиции высвечивает некую схему или модель: «Именинник» — «Гости» — «Угощение» — «Поздравление» — «Подарки» — «Развлечения». Может появиться также и «Незваный гость» либо случиться непредвиденное происшествие, и тогда в данном сюжете произойдет столкновение, противоборство разных сил (добра и зла). Таким образом, сюжет празднования «Дня рождения» приобретет законченное драматургическое развитие. Рассмотрим разные варианты его обыгрывания.

Если на место именинника подставлять разных персонажей, то на основе этой схемы можно смоделировать множество ситуаций. В предлагаемой ниже таблице приведены такие примеры.
 
Нетрудно заметить, что данная схема удобна как опора для фантазирования. Конечно, персонажи игры выбираются произвольно либо и соответствии с сюжетами сказок (сначала, безусловно, необходима помощь взрослого). А кто придет на день рождения без приглашения и что тогда произойдет — это уже игровая задача, которую можно решить вместе с детьми и таким образом сочинить оригинальный сюжет, свой сценарий игры.

Итак, игровые задания: 
1.    Придумать:
• кто празднует день рождения (Котенок, Матрешка, Буратино, Василиса Премудрая и др.) ?
• кто приглашен в гости?
• какие подарки принесут гости?
• какое будет приготовлено угощение?
• в какие игры все будут играть (заполняем графу «развлечения»)?
• какой незваный гость пожалует, и что тогда произойдет (вопрос для детей старшего возраста)?
• сочинить конец.
2.    Придумать и изготовить:
• эскизы костюмов;
• атрибуты для игры (задание для детей любого возраста) ;
• декорации (или их элементы).
 3.    Подобрать музыку (эти задания также могут предлагаться детям от 3 до 7 лет и старше):
• для общих танцев;
• для характеристики персонажей и т.д.
4.    Придумать, в каком жанре обыграть (для старших дошкольников и младших школьников):
• как спектакль (театр игрушки, кукольный или теневой театр, в жанре пантомимы, мюзикла и т.д.);
• как литературно-музыкальную викторину для родителей;
• в литературном жанре (сочинить свою историю и нарисовать к ней иллюстрации, т.е. создать «книгу»).

Данная модель, на наш взгляд, универсальна. Действительно, вымышленный день рождения может отмечать и исторический персонаж, и герой сказки, и время года (Зима, Весна, Лето, Осень), и, наконец, просто любой предмет (например, любая игрушка, стол, книга и т. д.). Сколько простора для фантазии! Обратим внимание на «сверхзадачу» этой игры — социально-эмоциональное и нравственно-коммуникативное развитие личности ребенка. Как уже подчеркивалось, в работе с дошкольниками главным приоритетом является воспитание, а не обучение.

Итак, какие же нравственные черты характера позволяет сформировать данная игра? Да, конечно, общительность, заботу друг о друге, доброту. Но есть, пожалуй, в характере многих людей одна очень нехорошая, мягко говоря, черта — зависть. Именно зависть поселяет в душе черные переживания, когда другому хорошо, когда соседу почему-то «везет». Зависть порождает очень много бед и трагедий в жизни отдельного человека и целых государств. А когда она появляется? Когда малыш впервые начинает завидовать другому малышу? Может быть, когда другому, а не ему, дарят красивые игрушки, покупают сладости?

В наше время, когда так различно материальное положение семей, неравенство сказывается уже и во взаимоотношениях дошколят. Кому-то родители купили очень дорогую игрушку, а кого-то родители привозят в детский сад на дорогой машине... Знакомая ситуация. Но где же выход? Как воспитывать детей?

Это, безусловно, очень трудная проблема, но от нее нельзя уходить. Наверное, необходимо акцентировать внимание на воспитании у детей положительных эмоций от того, что другому хорошо, что другой (именинник) получил много подарков и т. д. На наш взгляд, ситуация «День рождения» позволяет педагогу в различных вариантах обыгрывать моменты сопереживания имениннику. Уникальность данной модели в том, что все радуются за «одного», все озабочены тем, как поздравить, как сделать приятное «виновнику торжества». Многократно проигранная ситуация переживания радости за другого, возможно, и создаст позитивный опыт, препятствующий формированию эгоцентризма и завистливости как черт характера.
 
2. Игровой сюжет «Встреча Нового года»

Известно, что в современной традиции новогодний праздник не обходится без нарядной елки, хороводов вокруг нее, прихода Деда Мороза (со Снегурочкой) и, конечно, без подарков и поздравлений.

Подставляя в эту схему разных персонажей, представим, например, как и с кем Баба Яга (Три поросенка, Чиполлино, Серый Волк и др.) празднуют Новогодний праздник, каким образом они нарядили елку (можно устроить целую выставку сказочных новогодних елок), какие водят вокруг елки хороводы, как и кого они поздравляют, что желают на Новый год, о чем мечтают, какие дарят и какие получают подарки (см. табл.).

Педагог вместе с детьми определяет, кто и где встречает Новый год (космонавты — на орбитальной станции, моряки — на подводной лодке, альпинисты — на вершине горы, пассажиры — в поезде, опаздывающем прибыть по расписанию и т. д.) .Затем взрослый задает детям вопросы (можно по таблице), и таким образом выстраивается драматургическая линия игры. Как и в предыдущей модели, здесь также варьируется основное содержание в зависимости от целей педагогов по изодеятельности, экологии, математике, развитию речи и т.д.

Действительно, как же космонавты встречают Новый год на орбитальной станции? Какая у них елка? Каков праздничный стол? Вы об этом знаете? Если нет, то напишите кому-нибудь из космонавтов и попросите их об этом рассказать.

Можно придумать различные игровые ситуации, меняя место
встречи Нового года. Например, на Северном полюсе, в Африке, Ан-тарктиде и т. д. Новая ситуация повлечет за собой и другие изменения. Так, например, встреча Нового года в Африке потребует обдумывания, кто там живет, растут ли там ели и т. д., и таким образом создается целая сцена. 

Например:
Африка, Африка! 
Солнце светит ярко. 
Дед Морозу в Африке 
Будет очень жарко.
 
Снега вовсе нет у нас. 
Вместо елки — ананас... 
Как же будем в Новый год 
Мы водить здесь хоровод?

В самом деле, кем или чем заменить елку? Дети могут придумать разные варианты: пальмой, ананасом, Жирафом (поскольку он высокий). Жирафа можно украсить как елку блестящей мишурой и затем водить вокруг него хоровод, например:

У всех Новый год —
И у нас Новый год. 
Заведем вокруг Жирафа 
Хоровод, хоровод. 
Он добрый у нас, 
Он веселый у нас, 
Вместо елочки зеленой 
Сам пошел с нами в пляс.

Конечно, подобные сцены вызывают у детей смех, желание пошутить. При этом важна сама атмосфера сочинительства, развивающая у ребенка чувство юмора, фантазию и воображение.
А какова же воспитательная «сверхзадача»? Задумаемся о самом новогоднем празднике, о его смысле.

Новый год, пожалуй, самый любимый всеми праздник, самый волшебный. Он связан со временем, а время — одна из самых непостижимых, особенно для ребенка, ипостасей бытия. Каждому хотелось бы узнать, что ждет его в новом году (недаром в старину в это время проводились гадания). С этим праздником связаны мечты об изменениях к лучшему. Традиционные новогодние поздравления и пожелании — это как бы «программирование» своих устремлений и надежд.

А о чем мечтают дети? Что они хотят пожелать себе и своим близким? Вот еще одно поле для исследования и размышления, и данная модель позволяет акцентировать внимание именно на осознании ребенком своей мечты, позволяет воспитывать у детей положительные идеалы, а не только ориентацию на получение подарков от Деда Мороза.

Итак, вот какими, например, могут быть творческие задания для детей.
1.    Придумать и рассказать (нарисовать), как разные сказочные герои встречают Новый год (для старших дошкольников и младших школьников).
2.    Изготовить поздравительные открытки, придумать, как их подписать от лица разных персонажей.
3.    Изготовить новогодние подарки для сказочных персонажей.
 4.    Изготовить елочные украшения и украсить ими елочки, вокруг которых разные сказочные герои будут веселиться. Можно затем устроить выставку таких новогодних елочек.
5.    Придумать, о чем беседуют елочные игрушки на елке (о чем они могли бы нам рассказать?).
6.    Подобрать песни, игры и пляски (или сочинить их вместе с детьми) для разных сказочных персонажей, встречающих Новый год.
7.    Придумать, какой подарок можно подарить самому Деду Морозу? (Эта идея может быть стержнем сценария новогоднего праздника).

3. Игры в семейные праздники
Кроме названных праздничных сюжетов, в основу игры могут быть положены и такие события, как новоселье (вспомним сказку «Кошкин дом»), приход гостей, либо наоборот, когда мы отправляемся к кому-либо в гости (например, к Снегурочке), свадьба и т. д. Так, например, при обыгрывании «свадьбы» сюжетными «опорами» будут роли и традиционные действия персонажей (можно также заполнить таблицу по аналогии с предыдущими моделями): невеста, жених, родственники, свидетели, гости, подарки, пожелания, незваный гость, счастливый конец.
Разворачивание содержания работы с детьми проходит аналогично описанию предыдущих моделей.

4. Игры в «Путешествия»
Пожалуй, данная модель — самая распространенная в практике педагогов. Добавим, что это еще и одна из самых удобных, универсальных и доступных игр, на основе которой можно построить и занятие, и праздник, и родительское собрание и т. д.

Для путешествия необходимо определить:
• цель — зачем организовано путешествие (например, что-то достать, кому-то помочь, что-то узнать и т. д.);
• маршрут;
• транспортные средства;
• попутчиков;
• (что с собой нужно взять для достижения цели) и др.;
• непредвиденные обстоятельства;
• выход из ситуации и завершение путешествия.
От постановки цели зависят практически все остальные составляющие: транспорт, маршрут, попутчики, багаж и т. д. В процесс сочинения сюжета педагог вовлекает детей, предлагая им решить творческие задачи:
• На каком транспорте будем путешествовать? (Выбрать реально существующий транспорт или волшебные средства: ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебную палочку, «машину времени», позволяющую перемещаться в пространстве и времени и т. д. Можно предложить творческое задание: придумать новый, не существующий даже в сказке вид транспорта.
• Как собрать в дорогу багаж (что нужно взять с собой в первую очередь)? Какую взять одежду?
• Как нужно рассчитать количество вещей, продуктов в зависимости от продолжительности путешествия?
• Как можно найти выход в сложных, непредвиденных обстоятельствах (куда обратиться в случае потери документов, билетов и др.)?

Путешествие как сюжетная линия лежит в основе многих сказок и рассказов (можно попросить детей назвать их). Старшие дошкольники и младшие школьники могут сами сочинить рассказ-путешествие, а данная схема может послужить для рассказа опорной моделью.

Какие же игры-путешествия можно совершить с детьми? Приведём несколько примеров.
1.    Поход в лес, где молено найти поляну «Музыкальную», «Таинствен
ную», «Сказочную», «Веселую», «Грустную», «Спортивную», «Сладкую» и т. д. Каждая поляна будет по-особенному оформлена: на Музыкальной поляне разместятся различные музыкальные знаки и, конечно, будет звучать приятная музыка. А на Сладкой поляне будут расти удивительные деревья и кусты, на ветках которых дети увидят пряники, конфеты и др. В общем, для фантазирования нет предела. Данный сюжет используется в организации досугов и утренников с детьми 4-5-летнего возраста и старше.
2.    Путешествие на «ковре-самолете», «воздушном шаре», «машине времени» по сказкам, частям света, различным эпохам (для детей 6-9 лет).
3.    Путешествие на волшебном корабле в страну Знаний с капитаном Врунгелем. По пути планируется посещение островов: Игрушек, Сказок, Смеха, Невезения, Школьного и т. д. (для детей от 5 до 9 лет).

Приведем описание методики обыгрывания данного сюжета.
Допустим, педагог предлагает детям совершить чудесное путешествие на волшебном корабле. Для начала игры этот корабль нужно построить. Как же он будет выглядеть? (Необходимо нарисовать эскиз). Из какого материала его можно построить? (Из мебели, элементов «Строителя» и т. д.). После того, как все вместе построили корабль, воспитатель замечает:
— Корабль готов бороздить океаны! Постойте ребята, ведь нет капитана...
— А кто будет капитаном? (Предложения детей). Может быть, капитан Врунгель?
Если дети принимают эту идею, дальнейшее развитие сюжета может иметь некоторые связи с известным мультфильмом, т. е. логично вытекает противоборство капитана Врунгеля с Бандитами-гангстеритами, которые служат таинственному Шефу.
Предложив ввести в игру капитана Врунгеля, педагог фактически берет инициативу в свои руки, но его задача — сделать это таким образом, чтобы дети ощущали себя «сочинителями», творцами данного сюжета.
Итак, капитан Врунгель предлагает детям совершить путешествие в страну Знаний:
Хочу ребятам подарить Богатства все земные, Помогут только их открыть Вам знания большие... Итак, друзья, пора в дорогу, Но на пути препятствий много. Не страшно вам, кто даст ответ?
Дети: Нет!
Бандиты-гангстериты подслушивают речь Капитана и понимают эти слова буквально, после чего они звонят Шефу по мобильному телефону.
Бандиты: Алло! Алло! Шеф!
Мы секрет большой узнали: Есть богатства в стране Знаний!
Шеф:    Приказ вам: время не терять,
Скорей сокровища достать.
Дети с капитаном Врунгелем отправляются в путешествие, Бандиты их преследуют.
Дальнейшее развитие этого сюжета педагог обсуждает вместе с детьми:
«Какие острова, какие страны посетит волшебный корабль? Что будет происходить на этих островах? Как поведут себя Бандиты-гангстериты?» Для педагога важно, чтобы дети активно включились в процесс сочинения спектакля, предлагали свои версии. На это не нужно жалеть времени — необходим период «вживания» в сюжет. Иногда дети начинают играть на эту тему и дома, привлекая к сочинительству своих родителей. Такое сотворчество, безусловно, нужно поощрять, так как общий интерес всегда объединяет. При этом не важно, кто именно придумал, главное, что придумали вместе и получилось здорово. Попутно родители начинают предлагать и различные атрибуты, одежду для будущего спектакля.

Кроме музыки можно заимствовать любой интересный материал, побуждающий детей к импровизации. Например, посещение острова Смеха. Допустим, что попасть на этот остров непросто, так как его охраняют Великаны-стражники, которые предупреждают:

Остров Смеха посетит 
Тот, кто нас тут рассмешит...
Дети с капитаном думают, как же можно рассмешить стражу.
Лом (предлагает): Может, их пощекотать?
Стража: Нет!!!
Фукс (советует): Может, палец показать?
Стража: Нет!!!
Вот проблема, которую педагог решает вместе с детьми. Вспоминаются разные смешные анекдоты, шутки, аттракционы, клоунады, дразнилки и пр. Дети отбирают тот материал, который вызывает у них самих больше всего смеха.
Таким образом, создается сцена за сценой и в итоге — развязка конфликта, которую, безусловно, в данном варианте подсказывает педагог. Снова нужно задуматься о цели путешествия — куда и для чего оно совершалось. Как говорил капитан Врунгель, в стране Знаний есть всем необходимые сокровища — знания. Поскольку Бандиты видят сокровища в другом, то они буквально ищут золото и в заключительной сцене находят огромный сундук, открывают его... А там — книги и школьные принадлежности. Бандиты разочарованы и очень огорчены, начинают драться, обвиняя друг друга в воровстве, а капитан Врун-гель им объясняет:
 
Разве в том богатство наше,
Чтобы золото иметь?
В том оно, чтоб видеть дальше,
Чтобы многое уметь.
(Бандитам) Вы хотите строить здания?
(Фуксу) Хочешь в космос до Луны?
Ваше все, но только знания
Вам для этого нужны.
Вы в страну войдите эту,
Вот она — и ключик есть,
Никакого нет секрета,
Надо только захотеть.
А теперь, а теперь
Открывай нам, школа, дверь!

Вот он, итог, ради которого было совершено «путешествие» — попасть в страну Знаний, понять, что знания — это и есть главное богатство, а не сокровища и золото, которые искали бандиты. Важно, чтобы педагог в процессе сочинения сюжета, обыгрывания конкретных действий постоянно заострял внимание детей на нравственной стороне конфликта, пояснял, кто прав, а кто виноват, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а иначе может получиться, что бандиты — это герои, которым хочется подражать. На самом деле, деньги, сокровища, к которым многие стремятся — это не настоящее богатство, так как их можно украсть, отобрать. А истинные богатства, которые всегда остаются с нами и при помощи которых человек создает все земные блага — это знания. Вот, пожалуй, главная «сверхзадача» данного игрового сюжета, несущая основный нравственный смысл,

5. Игровая ситуация «Исполнение желаний»
Мечта об исполнении всех желаний лежит в основе многих сказок: «Цветик-Семицветик», «По Щучьему веленью», «Сказка о золотой рыбке» и др. Исходным моментом в развитии игрового сюжета может быть какой-либо волшебный предмет (например, «волшебная палочка», сказочный персонаж: Фея, Старик Хоттабыч, Золотая Рыбка, Щука и др.). Поскольку данная идея хорошо знакома детям по сказкам, им можно предложить сочинить свою историю по мотивам известных сюжетов либо используя известный «волшебный» предмет (палочку, цветик-семицветик, фонарик, перо Жар-птицы и др.).

Например Волшебный цветок дарит тому, кто его понюхает, то, что не хватает данному персонажу (Волку— доброты, Зайцу— храбрости, Лисе — честности и т. д.).

Таким образом может выстраиваться сценарий праздника, развлечен и я или занятия с детьми.
На этой основе также может быть организовано занятие психолога, (согласитесь, что желание, мечта — это проекция направленности нашего мышления. Вообще, очень непросто говорить о своих желаниях вслух, поэтому подобное задание может быть заменено предложением нарисовать свою мечту (желание), сказать об этом «на ушко» и т. д. Такие игровые упражнения являются диагностическими и психокоррекционными одновременно, но требуют большого такта, чуткости в общении с детьми.

Заключение
•   Через игру ребенок (да и мы сами) учится разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учиться искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи
в жизни. Очень важен показ неоднозначности возможных решений.
•   Происходит постижение культурных мировых традиций. Каждой национальной культуре присущи свои традиции, свой стиль взаимоотношений, в том числе и внутрисемейных. Эти традиции отражены в религии, литературе, в фольклоре. Для их понимания важно не только знать Закон Божий, литературных и фольклорных персонажей, но и чувствовать, понимать происходящее. Участие детей в постановках на основе Священного Писания (Рождественский вертеп, Рождественские пьесы про царя Ирода), русских сказок, былин позволит им лучше понять чувства их героев, «пожить» в мире этих образов, впитать в себя все лучшее и научиться распознавать зло под лицемерной маской добра.
•   Очень важно заронить в детей интерес к важным вопросам мироздания в раннем возрасте. Не читать нотаций и все объяснять, а именно удивить, заинтересовать ребенка, предложить самому подумать. Через театральный экспромт, импровизацию можно рассуждать с детьми на важнейшие этические, социальные, исторические и философские темы: откуда взялся человек; в чем смысл жизни; что такое счастье, справедливость, честность; как бороться со своими недостатками;
как научиться дружить; какой была наша Родина много лет назад и т.п. и т.д.
•   Развитие детского творчества. Дети участвуют в создании постановки, предлагая свои изменения. Возможно, сами придумывают (может быть, пишут) и сами играют свои сценки. Происходит освоение родного языка, законов логического мышления, постижение всей душевной красоты и многообразия литературы и искусства.
•   И, может быть, самое важное: умело подобранный репертуар воспитает в детях без «моралей и занудства» любовь к прекрасному, к великому, к настоящему. Ребенок, воспитанный в атмосфере сотрудничества, взаимовыручки, взаимопонимания между взрослыми и детьми, через всю жизнь и все соблазны пронесет искорку любви к родному дому, к красоте, к своему детству. А ведь это та малость, которая зачастую останавливает нас от рокового шага в самые трудные и искусительные мгновения жизни.

Опыт педагогической работы приводит к выводу, что наиболее эффективным методом работы с детьми и подростками в театральном коллективе является «социгровой».  Суть данной методики сводится к следующему: педагоги организуют занятия с детьми таким образом, что в первую очередь, у учащихся формируются импровизационная деятельность и коммуникативные компетенции. Одна из задач современного образования - воспитание способной творчески действовать в разнообразных жизненных ситуациях, компетентной в выборе личность. Эталон такой личности -одаренный ребенок. Но природа одаренности наряду с высокими возможностям в деятельности наделяет одаренного ребенка рядом противоречивых личностных качеств, ранней потребностью в самореализации.

Список использованной литературы
1. Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987
2. Юркевич В.С. Индивидуальный подход к воспитанию волевых привычек у школьников. /М., 1977.
3. Юркевич В.С. Одаренность: иллюзии и реальность./М., 1990
4. Лейтес Н.С. (ред.) Психология одаренности детей и подростков. М. 1996
5. Белова, Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии 1966. № 6. С.80–91.
7. Доровской, А.И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.
8. Кулемзина, А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое
исследование. Томск. 1999.
9. Лейтес, Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
10. Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
11. Рибо, Т. Творческое воображение. Спб.: Эрлих, 1901.
12. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок.
– М. 1999.


Категория: Блоги | Добавил: atikin77
Просмотров: 41 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
III Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
III Всероссийский творческий конкурс "Весенние мотивы"
IV Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.05.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог