Цвет – это световой фон чего – либо, окраска. Для того, чтобы воспринять цвет, его обязательно нужно увидеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Уже впервые недели жизни, глаз младенца способен различать цвета. Ребенок первых дней жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. На втором году жизни большим достижением ребенка при условии целенаправленных занятий взрослых становится зрительное сравнение предметов по цвету.
К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети уже могут различать все основные цвета. В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Многие думают, что в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Без специального обучения и развития восприятия цвета этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте. Поэтому важно начать обучение как можно раньше. Цвета предметов изучаем с ребёнком в следующей последовательности: основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), далее, когда ребёнок усвоил основные цвета, добавляем чёрный и белый цвет, а затем дополнительные цвета и оттенки.
Игры – занятия по изучению каждого цвета строятся следующим образом:
1. Обучение сличению предметов по цвету (различие сенсорных эталонов). Например: «Найди все предметы такого же цвета».
2. Обучение выделению по слову (названию) предмета. Например: «Найди все предметы красного цвета».
3. Обучение называнию предмета (его сенсорного эталона). Например: «Какого цвета эти предметы?».
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия цвета у детей.
Игра «Флажки». Сделать флажки красного, жёлтого, зелёного, синего цвета. Затем попросить ребёнка назвать их цвет. Предложить ребёнку закрыть глаза, в это время убрать 1 флажок. Попросить ребёнка открыть глаза и назвать цвет отсутствующего флажка. Далее аналогично с другими цветами.
Игра «Найди картинки такого же цвета». Заранее приготовить картинки красного, жёлтого, зелёного, синего цвета (можно нарисовать, например: солнышко, листочек, лимон и т. д. – жёлтого цвета, аналогично – красного, например: помидор, ягода, листочек, шарик и т.д.) Разложить перед ребёнком картинки. Показать на одну из картинок (например: солнышко), попросить ребёнка найти и показать все картинки, на которых изображены предметы такого же цвета. Назвать цвет. Затем снова перемешать картинки, вновь сыграть в игру, только уже с другим цветом.
Игра «Неразлучные цвета». Назвать или показать ребёнку предмет (картинку), в котором в постоянном сочетании представлены определённые цвета, и попросить ребёнка их (цвета) назвать. Например: рябина – листья зелёные, ягоды красные; ромашка – лепестки белые, середина жёлтая; берёза – ствол белый с чёрными полосами и т.д.
Игра «Разложи на группы». Для игры потребуются картинки разных цветов (например, можно из картона изготовить силуэты машинок разных цветов: красного, жёлтого, синего, зелёного по 3 шт. каждого цвета; или силуэты цветочков, кружочков и т.д. изучаемых цветов по 3шт. каждого цвета) Попросить ребёнка разложить картинки на группы по цвету: красные, жёлтые, синие, зелёные. В процессе того, как ребёнок будет раскладывать силуэты на группы, обязательно просить называть цвета картинок. Когда ребёнок усвоит основные цвета, дополнить игру картинками белого цвета.
Игра «Что изменилось?». Сделать флажки разных цветов, можно так же использовать силуэты предметов из предыдущей игры. Разложить в ряд 4 флажка (силуэта), попросить ребёнка показать, где у каждого флажка своё место. Взрослый меняет местами 2 флажка, затем просит ребёнка найти флажки, которые поменялись местами, положить их на свои места, назвать их цвет. Игру можно повторить с флажками других цветов. Данная игра развивает не только цветовосприятие, но и внимание, память, мышление ребёнка.
Упражнения «Раскрась фигурки в соответствии со значками», «Нарисуй предметы определённого цвета», «Соедини предметы одинакового цвета» так же способствуют развитию восприятия цвета предметов.
Очень важно закреплять изучаемые сенсорные эталоны цвета в повседневной жизни: дома, на прогулке, в гостях. Постоянно сравнивайте предметы, называйте цвет того или иного предмета. Например: одеваетесь на прогулку, говорите о том, какого цвета предметы одежды, или, когда ребёнок рисует, просите назвать цвет карандаша, которым он пользуется и т.д.
|