Составила: педагог дополнительного образования
Муниципального учреждения дополнительного образования
«Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда»
Нечаева Анжелика Александровна
1. «Дни недели по порядку».
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Учить детей различать дни недели по цветовому обозначению и выстраивать их по порядку.
Оборудование: Цветовое обозначение дней недели (кружки белый с одной точкой – понедельник, красный с двумя точками – вторник, синий с тремя точками – среда, жёлтый с четырьмя точками – четверг, зелёный с пятью точками – пятница, фиолетовый с шестью точками – суббота, оранжевый с семью точками – воскресение).
Действия: Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Педагог по очереди показывает цветные кружочки с точками и называет дни недели соответственно обозначению.
2. «Каждому месяцу своё время года».
Возраст: 6-7 лет.
Цель: Закрепить умение узнавать месяц по характерным признакам и определять нужное время года.
Оборудование: символы времён года, стойки, картинки с приметами разных месяцев.
Действия: Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Педагог предлагает взять по одной картинке с приметами месяца. Проверка выполнения задания.
Инструкция: У вас в руках картинки с месяцами года. На стойках символы времён года. Определите свой месяц и подойдите к нужному времени года.
3. «Каждой примете своё время года».
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Закреплять умение распознавать время года по характерным признакам.
Оборудование: Цветовое обозначение времён года (белый – зима, зелёный – весна, красный – лето, жёлтый – осень), на столе картинки с приметами времён года (снежинка, жёлтый листок, ласточка, сосульки, ландыш, гриб и т.п.).
Действия: Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Педагог предлагает взять по одной картинке с приметами времён года. Проверка выполнения задания.
Инструкция: Перед вами домики, в которых живут времена года. Возьмите по одной картинке с приметами времён года и положите в нужное время года.
4. «Четыре сезона».
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Учить различать и классифицировать одежду, обувь, головные уборы по временам года.
Оборудование: Цветовое обозначение времён года (белый – зима, зелёный – весна, красный – лето, жёлтый – осень), картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов.
Действия: Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Педагог предлагает взять по одной картинке с изображением одежды (обуви, головных уборов). Проверка выполнения заданий.
Инструкция: Перед вами домики, в которых живут времена года. Определите, в какое время года можно носить одежду на вашей картинке. Отнесите одежду в нужное время года.
5. «Точные часы».
Возраст: 6-8 лет.
Цель: Закреплять умение узнавать время по часам со стрелками и устанавливать связь между интервалами времени.
Оборудование: модели часов со стрелками.
Действия: Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Педагог подаёт модели часов с выставленным временем с разницей в 30 минут (12.00., 12.30., 13.00. и т.д.).
Инструкция: Определите время на своих часах и расположите их по порядку.
6. «Вернём приметы в своё время года».
Возраст: 6-7 лет.
Цель: Закреплять умение соотносить приметы со временем года.
Оборудование: Модель времени года (круг, поделённый на 4 части с изображением характерным для каждого времени), картинки с приметами (снежинка, жёлтый листок, ласточка, сосульки, ландыш, гриб и т.п.), аудио кассета с записью звуков характерных для разных времён года), аудио магнитофон.
Действия: Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Педагог раздаёт картинки с изображением примет, включает фонограмму. Проверка задания.
Инструкция: Послушайте звук природы и узнайте, из какого он времени года. У кого есть такая примета прикрепите её в нужное время года.
7. «Что лишнее?»
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Развивать умение дифференцировать части суток и времена года (дни недели, месяца года).
Оборудование: Картинки с изображением частей суток и времён года (цветные обозначения др. отрезков времени), доска магнитная (фланелеграф).
Действия: Педагог выставляет 4 картинки (цветные обозначения др. отрезков времени). На трёх из них изображение частей суток и на одной – время года.
Инструкция: Назовите, что изображено на картинках (что обозначают цветные кружочки). Скажите, что здесь лишнее? Почему?
8. «Называя дни недели»
Правила игры. Водящий высоко подбрасывает мяч и ловит его, называя при этом последовательно все дни недели: понедельник, вторник, среда и т. д. (на
каждый день приходится один бросок). Когда все дни недели будут названы (или в случае промахов), играющий передает мяч следующему игроку, а сам отходит в сторону. Когда все участники выполнят это упражнение, подсчитывают, у кого, сколько промахов Победителями считаются те, кто играл без промахов или у кого их было меньше.
Рекомендации:
• В следующий раз, подбрасывая мяч, договоритесь называть не дни недели, а месяцы январь, февраль, март, и т. д. Каждый цикл в этой игре состоит уже не из 7, а из 12 бросков.
• Можно также предложить подбрасывать мяч на все буквы алфавита подряд. Сделать это без промаха очень трудно (такая игра помогает детям лучше усвоить алфавит).
9. «Совушка».
Ведущий дает команду:
- Ночь наступает - все замирает!
Птички, жучки, бабочки останавливаются и стоят неподвижно, притаившись; Совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в дупло на стул.
Ведущий дает команду:
- День наступает - все оживает!
Совушка улетает к себе в дупло, а дети опять начинают двигаться. Дети, попавшие к совушке, пропускают игру, а затем, ответив на вопрос по теме занятия по разделу «Время» снова включаются в игру.
Рекомендуется:
• Новую совушку назначать не реже, чем после трех команд «Ночь...»
Между сигналами. «День...» и «Ночь..», промежуток времени должен составлять 15-20 секунд.
• Можно провести игру под музыку: когда музыка звучит громко, «наступает день», когда она затихает - «ночь».
10. «Я знаю».
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Закрепление последовательности во временных интервалах.
Ребёнок, отбивая мяч о пол, на каждый удар говорит: «Я знаю все части суток. Утро, день, вечер, ночь». Аналогично можно называть дни недели, времена года, месяцы года.
11. Кто раньше? Кто позже?
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Закрепление понятий «раньше», «позже».
С использованием иллюстраций к сказкам (настольного театра) "Репка", "Теремок", "Колобок" и др. восстанавливать события, акцентируя внимание детей на временной очерёдности пребывания героев.
12. «Светофор».
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Развитие умения слушать и отслеживать последовательность временных интервалов.
Педагог говорит, например, "Кончилось лето, наступила весна". Дети поднимают красный круг – «сигнал остановки», ошибка исправляется и т.п.
13. «Живая неделя».
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Закрепление последовательности дней недели.
Семь детей получают цветные кружочки, обозначающие дни недели (6-летние могут посчитаться по порядку). Первый становится понедельник второй – вторник, и т.д. Педагог или оставшиеся дети могут давать задания "дням недели", например – назови день недели между вторником и четвергом, после пятницы, все выходные, дни, когда дети ходят в садик т.д.
14. «Назови пропущенное слово».
Возраст: 5-6 лет.
Цель: Развитие умения соотносить признаки и
Дети в кругу. Педагог начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: "Солнышко светит днем, а луна ….". Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую "Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …", "Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет весна, а весну …" и т.п.
15. Игра «Круглый год».
Дети стоят в кругу. Ведущий кидает мяч и задает вопросы: Январь – какой по счету месяц в году? Каким месяцем заканчивается год? Какой месяц после сентября? Назови летние месяцы и т.п. Кто отвечал на вопрос, тот и задает новый вопрос и кидает мяч другому игроку.
16. «Ты катись веселый мячик»
Дети стоят в кругу и передают мяч, говоря слова: «Ты катись веселый мячик, по рукам, по рукам, у кого в руках он будет, тот сейчас ответит нам». Когда слова заканчиваются, дети перестают передавать мяч. А ребенок у кого мяч в руках отвечает на вопрос. Например: сколько дней в неделе? (что бывает после утра? Сколько месяцев в году? И т.п.)
|