Возраст 1 -2 лет один из важнейших этапов развития. В этот период ребенку с нарушением слуха необходимо развивать слух, внимание, двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное выполнение упражнений для ног, туловища, головы подготавливает совершенствование движение артикуляционных органов. Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелкой моторики пальцев рук.
У малышей с нарушенным слухом наблюдаются трудности в сохранении равновесия, недостатки координации движений. Многие дети не в состоянии бросить мяч, так как бросок связан с нарушением равновесия.
Игры с шариками.
1. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой
2. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это – «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол»- подталкивают шарик к левой ладони.
3. Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберет бусинки в коробочку с маленьким отверстием.
Игры с веревкой.
1.«Акробат». На полу веревка, вытянутая по прямой линии. Малыш идет по по веревке, руки – в стороны.
2. «Тропинка» .Ребенок шагает по шнуру, выложенному зигзагообразно.
3. «Котенок». На конце не большой палочки – веревочка 0,5 м. К концу её привязан бантик. Пусть малыш, как котёнок, подпрыгивает и пытается достать бантик над его головой.
4.«Ручеек». Ребенок должен перепрыгнуть на двух ногах через веревку, лежащую на полу.
В результате этих игр у глухих малышей развивается координация движений, дети ходят более уверенно, подражают действиям взрослого.
В этом возрасте необходимо развивать слух, вырабатывать условно-двигательную реакцию на звук.
Игра «Слушай барабан».
Цель. Развивать остаточный слух, вырабатывать условно-двигательную реакцию на звук.
Оборудование. Барабан, пирамидка, игрушка зайчик, ширма.
Ход игры. Педагог вместе с зайчиком стучат в барабан, ребенок реагирует на звук и снимает кольцо с пирамидки. Вначале работа проводится на слухозрительной, затем педагог стучит в барабан за ширмой.
В результате этой игры ребенок умеет реагировать на звук и это помогает в дальнейшем при проведении обследования слуха.
Игра «Разноцветные палочки».
Цели. Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету.
Оборудование. Счетные палочки контрастных цветов.
Ход игры. Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие».
Игра «Парные картинки»
Цели. Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.
Оборудование. Два набора карточек с изображением знакомых детям игрушек или предметов.
Ход игры. Игра проводится индивидуально. На столе перед ребенком разложите в ряд набор картинок. Покажите ему карточку из другого комплекта и попросите подобрать картинке пару. В случае затруднения продемонстрируйте малышу, как можно, подобрать картинку, подкладывая её поочерёдно к каждой карточке в ряду, пока не найдет такую же.
Эта игра подготавливает детей с нарушением слуха к обучению глобальному чтению.
Сенсорное развитие ребенка двух-трех лет
В этот период жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойств предметов. В этом возрасте нужно познакомить ребёнка с цветом (красный, желтый, синий, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, звуками окружающего мира(детские музыкальные инструменты, речь различной громкости.
Задачи по развитию слухового восприятия в этом возрасте:
1. Развивать остаточный слух в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний.
2. Обогащать представление ребенка о звуках окружающего мира.
В соответствии с данными задачами предлагаю игры, направленные на развитие речевого и неречевого слуха детей. Первоначально игровые упражнения предъявляются на слухозрительной основе. По мере того, как дети начинают уверенно справляться с заданием, можно переходить к их предъявлению на слух.
Игра «Мишка и зайчик».
Цели. Развивать слуховое восприятие, различать на слух темп звучания барабана.
Оборудование. Барабан, ширма.
Ход игры.
Объясните детям правила игры: «Будем играть. Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро –вот так. Когда я буду ударять по барабану, ходите медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик. При этом малыши различают звучание вначале на слухо-зрительной основе, видят, как педагог стучит в барабан, затем на слух, педагог стучит в барабан за ширмой.
Игра «Барабан или бубен».
Цель. Учить детей различать звучащие игрушки. Развивать остаточный слух.
Оборудование. Барабан, бубен, таблички, ширма.
Ход игры. Дети сидят перед педагогом за столами. Педагог показывает барабан и табличку с подписью Барабан. Педагог ударяет в барабан и шагает, побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. Затем показывает бубен и бежит на месте, дети повторяют за педагогом. Потом играет то на барабане, то на бубне, дети производят соответствующие действия. Вначале работа проводится на слухозрительной основе, затем на слух (педагог играет на музыкальных игрушках за ширмой).
Игра «Это кто?»
Цели. Развивать остаточный слух, учить различать речевые звучания,
Учить проговаривать сопряженно звукоподражания.
Оборудование. Игрушки: корова, собака, кошка, ширма.
Ход игры.
Педагог показывает игрушки и проговаривает звукоподражания: му-му, мяу, ав-ав. У детей игрушки, педагог проговаривает звукоподражание, дети показывают соответствующую игрушку. Затем педагог проговаривает звукоподражания за экраном, дети находят игрушку.
Развитие зрительного восприятия.
Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха – это главный источник представлений об окружающем мире; кроме того, зрительное восприятие имеет большое значение для развития возможностей глухих детей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании дактильной речи тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменение положений пальцев руки, движений губ, лица, головы – при восприятии устной речи. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушением слуха в единстве с обучением речи.
Цвет.
Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, синего, зеленого.
Игра «Построим башню».
Цели. Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»
Оборудование. Крупные пластмассовые кубики контрастных цветов, таблички
Словарь. Красный, синий.
Ход игры. Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол. «Будем строить башню такого цвета. Покажите табличку с названием цвета. Найдите такие же кубики». Помогайте детям прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнивать их («такой – не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите принести другой кубик.
Форма.
Сначала малышей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают сравнивать фигуры, показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Параллельно можно дать детям представление об объёмных геометрических телах – шаре, кубе.
Игра «Катится – не катится».
Цели. Познакомить с объёмными геометрическими телами – шаром, кубом. Развивать навык глобального чтения.
Оборудование. Кубики и шарики разного размера и цвета, таблички
Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар (покажите табличку с названием) о н катится – вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик (покажите табличку). Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их». Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
Величина.
Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом может казаться и большим и маленьким.
Игра «Покормим кукол».
Цели. Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой – маленький. Развивать навык глобального чтения.
Оборудование. Большая и маленькая кукла, большие и маленькие тарелки,ложки, таблички.
Ход игры.
Показать детям кукол. «Это большая кукла» (покажите табличку с названием). «А это маленькая кукла» (покажите табличку с названием).
Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Дети подбирают соответствующие тарелки и ложки. Целостный образ предмета.
В раннем возрасте детей учат узнаванию и различению предметов. При этом малышам предлагаются простые знакомые предметы, которые могут быть целыми, так и разборными. Также детей учат воспринимать изображения предметов на картинке.
Игра «Предметы и картинки»
Цели. Учить узнавать знакомые предметы по картинкам; развивать внимание.
Оборудование. Игрушки и картинки с их изображением.
Ход игры. Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображениями. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам. Дети по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки.
Сенсорное развитие ребенка старше трех лет
Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
При этом сенсорное развитие происходит как вовремя специальных занятий, так и в повседневной жизни. Например, знание о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и в процессе конструирования; представления о величине и количестве предметов – на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Осязание, вкус, обоняние продолжают развиваться в повседневной жизни. Также неотъемлемой частью занятий по сенсорному развитию является работа по слуховому восприятию.
Развитие слухового восприятия.
Игра «Сколько?»
Цель: Научить воспринимать акустически и вибрационно количество 1,2,3 и различать их.
Оборудование: барабан, флажки с наклеенными на них кружками.
Ход игры.
Перед ребенком лежат три флажка. Педагог 1 раз ударяет по барабану, затем берёт флажок с изображением одного кружка и поднимает его вверх. Таким образом, ребёнку даётся понять, что на один удар по барабану он должен отвечать поднятием флажка с 1 кружком. Подобным же образом показывается ребенку, как он должен реагировать на два и три удара по барабану. Затем ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбирать флажки. Упражнение проводится сначала на основе слухозрительного восприятия.
Игра «Мы слушаем телефон».
Цели: Научить обращать внимание на телефонный звонок.
Помочь ребенку усвоить понятие «телефон» и его функцию.
Оборудование: телефон, фото человека, который должен позвонить.
Ход игры.
Педагог ставит игрушечный телефон на стол. Всякий раз, когда звучит магнитофонная запись телефонного звонка, ребенок берет телефонную трубку телефона и говорит «Алло!». Затем педагог уменьшает громкость звучания магнитофонной записи. Увеличивает расстояние ребенка от телефона.
|