Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Игры по сенсорике

СКАЧАТЬ (52.7 Kb) 20.11.2021, 13:38
Есинова Оксана Борисовна
воспитатель, МАДОУ ДС №15 "Росинка"
Картотека игр и упражнений
по сенсорному развитию
для детей от 2 до 3 лет.


Составила: Есинова О.Б.

г. Радужный

Игры на величину

Карточка №1
Построй башню
Цель.
Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить де-тей пробовать закреплять знание слов «большой», «маленький»
Оборудование. Круглые (квадратные) формочки (вкладки)
Ход игры. Педагог достает вложенные друг в друга формочки, раскладывает их на столе и говорит, что сейчас построит красивую, прочную, высокую башню. Просит внимательно посмотреть, как надо строить. Затем, постепенно начиная от самой большой формочки, ставит их друг на друга. Момент постройки обыгрывает: вместо нужной формочки берет одну из маленьких, ставит неровно, постройка падает: «Нет, формочка маленькая, возьму побольше». Берет другую, но и та не подходит. Наконец берет нужную и та прочно устанавливается на основании – не сдвигается. Педагог радуется и достраивает башню, время от времени пробуя и примеривая формочки и обращая внимание детей на необходимость добиваться устойчивости в конструкции.
Достроив свою башню, педагог может предложить кому-либо построить рядом такую же или раздает комплекты формочек каждому ребенку и просит их построить свои башни. В ходе работы педагог поощряет правильность выбора той или иной формочки и говорит, что благодаря этому башня ста-новится устойчивой.
В заключение педагог оценивает работу детей. «Все построили красивые, прочные башни: внизу – самая большая формочка, а наверху – самая маленькая». Затем дети собирают все формочки, скла-дывая их в одну. Действуют уже без показа, самостоятельно. Педагог наблюдает, как они переносят усвоенный принцип в новую ситуацию.

Карточка №2
Уложи куклу спать
Цель.
Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по вели-чине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше») ; учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
Оборудование. Две куклы (большая и маленькая), два набора постельных принадлежностей в соот-ветствии с размерами кукол, строительный материал разного размера.
Ход игры. Дети сидят полукругом в игровом уголке. Перед ними две куклы. Педагог говорит, что куклы устали и хотят спать, но у них нет кроваток, надо построить их. Обращает внимание на зара-нее приготовленный строительный материал. Вызывает двоих детей и предлагает им построить кро-вати для кукол. При необходимости педагог оказывает помощь в расположении элементов строите-ля, но не в их выборе. Он также не должен напоминать о величине кукол и кроватей. Принцип соот-несения их по величине дети должны выделить сами. Когда кровати будут построены, педагог пред-лагает всем посмотреть, удобно ли будет куклам в этих кроватках, спрашивает, какая кровать для какой куклы построена. Дети кладут кукол и таким образом проверяют соответствие величин кукол и кроватей. В оценке результатов должны участвовать все дети. Если же дети-«строители» допустили ошибки (кровать оказалась слишком велика для маленькой куклы или слишком мала для большой), педагог предлагает построить новые. Затем достает белье и просит других двоих детей постелить его на кровати. При этом дети вновь контролируют величину построек. Когда кровати застелены, педагог сам раздевает, укладывает кукол и говорит: «Вы хорошо помогли куклам: эта кукла больше – вы построили ей большую кровать, кукле будет удобно спать. Эта кукла меньше – вы построили маленькую кровать. Ей тоже будет удобно. На большую кровать вы постелили большую простынку и положили большую подушку, а на маленькую кровать – маленькую простынку и маленькую подушку. Теперь куклы будут спать спокойно».

Карточка №3
Запомни и найди
Цель.
Учить удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению.
Оборудование. Карты лото с изображением 4–6 предметов разной величины по два на ребенка (одни и те же предметы могут быть изображены несколько раз, но не рядом, а вперемешку. Например, на одной карте изображена большая кастрюля, а на другой – две кастрюли, одна из которых среднего размера, а другая маленькая. При этом на первом листе могут быть изображены три зайца – большой, маленький и средний и два будильника – большой и маленький), маленькие карточки с изображением всех предметов, имеющихся на больших листах, чистые листы плотной бумаги или картона по числу больших листов лото.
Ход игры. Педагог раздает детям по одному большому листу и по картонке, просит внимательно рассмотреть картинки и накрыть лист картонкой. Затем поднимает одну из маленьких карточек; например картинку с изображением большой кастрюли, показывает, не называя, кладет на стол тыльной стороной вверх, отсчитывает до 15 и, не переворачивая картинку, спрашивает: «У кого та-кая?» (Предмет и его величину не напоминает.) Дети снимают картонки и по памяти ищут нужное изображение. Когда они найдут нужную картинку, покажут и назовут ее, педагог демонстрирует свою картинку, давая детям возможность проверить свой выбор. Только после этого педагог оцени-вает результат: «Правильно, у Наташи большая кастрюля и у меня большая кастрюля». Или: «Наташа выбрала верно, у нее большая кастрюля, а Вова не совсем правильно. У него тоже кастрюля, но она меньше». Подходит к Вове и дает ему возможность сопоставить картинки на близком расстоянии. Если на листе у ребенка изображены три кастрюли, он должен показать пальцем нужную и держать палец на изображении до момента проверки.

Карточка №5
Большие и маленькие
Цель:
Научить ребенка чередовать предметы по величине
Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цве-та. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

Карточка №4
Три медведя
Цель.
Продолжать учитывать в игре величину предметов; вызывать положительное эмоциональное отношение к игровым действиям, требующим учета величины; познакомить с персонажами сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».
Оборудование. Мишки (игрушки) разной величины (большой, средний, маленький) в одежде (боль-шой – в брюках, средний – в юбке и фартуке, маленький – в коротких штанишках), посуда (тарелки, ложки, кружки) трех величин, кровати трех размеров.
Ход игры. Педагог рассказывает детям сказку: «Жили-были три медведя: папа – Михайло Иванович. (Достает из-за ширмы самого большого медведя – он здоровается с детьми – и сажает его на стол.) Мама-медведица. (Достает зверюшку средней величины – медведица также здоровается с детьми – и усаживает рядом с большим медведем.) Маму звали Настасья Петровна. У медведя Михайло Ивано-вича и медведицы Настасьи Петровны был маленький сын, медвежонок Мишутка. (Достает медве-жонка – тот здоровается с детьми и тоже усаживается рядом с другими игрушками.) Посмотрите внимательно, кто из них самый большой. (Дети отвечают.) Правильно, самый большой папа, Михай-ло Иванович. Кто из них немного поменьше? (Ответы детей.) Правильно, мама, Настасья Петровна. А кто самый маленький? (Мишутка.) Верно. У медведей в лесу был свой домик. Вот они пришли домой и захотели есть. Кто хочет им помочь?» Вызывает одного из детей и просит раздать медведям посуду, но не перепутать, где чья тарелка (миска), ложка (о величине не упоминает). Ребенок раздает тарелки, а затем кормит медведей. Другой ребенок раздает чашки и поит медведей чаем. Третий рас-пределяет кровати и укладывает их спать. После этого педагог подводит итог: «Вы хорошо думали и помогли трем медведям узнать свою посуду и свои кровати, не перепутали – большому медведю да-ли большую тарелку, ложку и чашку, медведю поменьше дали тарелку, ложку и чашку поменьше, положили на кровать поменьше, а самому маленькому, Мишутке, дали маленькую тарелочку, ложеч-ку и чашечку и уложили на маленькую кровать. «Спасибо»,– сказали медведи и уснули

Карточка №6
Кто высокий?
Цель.
Учить понимать относительность высоты предмета; показать, что один и тот же предмет мо-жет быть высоким или низким в зависимости от того с чем его сравнивают; обратить внимание, что слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся не только к предметам, но и к людям, опре-деляют их рост.
Ход игры. Педагог вызывает двоих детей: одного самого маленького по росту, другого повыше, ста-вит их рядом и просит ребят сказать, кто из стоящих детей высокий. Переспрашивает: «Коля высо-кий или низкий?» Затем говорит: «Правильно, Коля высокий, выше Тани». Сажает Таню и вызывает ребенка, который выше Коли. Ставит их рядом, снова спрашивает: «Коля высокий или низкий? Правильно, теперь можно сказать, что Коля низкий, а Саша высокий, Коля ниже Саши, а Саша выше Коли». Педагог вызывает других детей, таких, чтобы высокий в одной паре оказывался низким в другой, затем переставляет их в обратном порядке – тот, кто был ниже в предыдущей паре, должен быть выше. Потом педагог объясняет, что он сравнивал детей по росту: одни выше ростом, другие ниже. Предлагает всем построиться по росту. Помогает детям правильно определить свое место. Построившись в шеренгу, дети маршируют по комнате.

Карточка №7
"Катится - не катится"
Цель:
Практическое изучение свойств объёмных фигур.
Ход игры: На ковре рассыпаны шарики и кубики разного размера и цвета.
Взрослый показывает ребёнку шарик, катает его в руках и предлагает малышу сделать тоже самое. "Смотри, это шарик, он круглый, гладкий, не колет ручки, похож на колобка. А что умеет делать ко-лобок? Катиться по дороге. И наши шарики, тоже могут катиться по дорожке". Покатайте шарики по полу, по столу, скатите с импровизированной горки.
После игры с шариками, взрослый берёт кубик себе и даёт ребёнку. "Смотри, это кубик, он колет ручки, у него есть острые уголки и на колобка он не похож. Давай попробуем его покатать, не полу-чаетс, мешают уголки. Кубики не могут катиться, из них можно строить домик". Постройте домик - башенку.
Также необходимо показать, что из шариков башенку не построить.

 
Игры на геометрические формы

Карточка №8
Разноцветные квадраты
Цель игры:
познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как квадрат, повторить названия основных цветов и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, наблюдатель-ность.
Оборудование: картонные квадраты разного цвета (красные, белые, синие, желтые и зеленые), разного размера (большие, средние и маленькие); несколько кругов, выполненных из того же материала; квадрат-образец размером 30 х 30 см.
Ход игры: руководитель предлагает детям выслушать правила игры, с помощью которой они научатся правильно определять квадраты и находить их среди других фигур.
Для этого воспитатель показывает ребятам большой квадрат- образец и просит внимательно рас-смотреть и рассказать, что же особенного в данной фигуре. Если дети не увидели, что стороны этой фигуры одинаковые, то об этом нужно обязательно сказать, так как это главная отличительная черта квадрата.
Когда ребята усвоят данный материал, можно попросить их распределить все фигуры, имеющиеся на их столах, на категории. В одну сторону положить красные квадраты, в другую - синие, в третью - зеленые. Когда работа будет выполнена, воспитатель должен проверить ее и похвалить каждого ребенка.
Можно дать задание распределить имеющиеся квадраты на группы в зависимости от их размера. Здесь у детей тоже получится 3 категории.
К концу игры ребята, как правило, очень хорошо усваивают название и форму квадрата, поэтому можно провести небольшую проверку: попросить малышей перемешать между собой квадраты и круги, а затем за короткое время разложить круги отдельно, а квадраты отдельно.

Карточка №9
Круг, квадрат
Цель:
Учить группировать предметы по форме.
Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

Карточка №10
ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА
Цель:
Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по раз-меру кубики и шарики.
Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолк-нуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверсти-ем, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном воскли-цает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызы-вая положительные эмоции.
Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках боль-шие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отвер-стия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д.

Карточка №11
ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Цель:
Учить детей группировать предметы по форме
Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геомет-рические фигуры, говорит, что это – веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно.
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четы-рех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно ис-пользовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

Карточка №12
НАЙДИ ПАРУ
Цель:
различение геометрических фигур
Оборудование: непрозрачный мешочек; два комплекта гео-метрических фигур, один из которых вы-резан из толстого материала (оргстекло, фанера), другой - из более тонкого (картон).
Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предме¬ты. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке оба экземпляра той фигуры, которую назвал педагог.

Карточка №13
БЕГИТЕ КО МНЕ
Цель.
Продолжать учить осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.
Оборудование. Флажки трех цветов, бубен.
Ход игры. Педагог раздает детям флажки трех цветов. По сигналу бубна они разбегаются по комна-те. Педагог говорит: «Бегите ко мне» – и поднимает красный флажок. Дети с красными флажками подбегают к педагогу и поднимают их вверх. Игра повторяется. Все вновь разбегаются. Педагог поднимает флажок другого цвета или сразу два флажка, например белый и красный. Дети с такими же флажками подбегают к нему и поднимают их вверх. В конце игры педагог поднимает все три флажка и дети подбегают к нему.

Карточка №14
Угадай, чего не стало
Цель.
Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник), запоминать их, оперировать образом форм в представлении.
Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник – ромб), экран, наборное полотно.
Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем за-крывает наборное полотно экраном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятала».) Дети называют. При повторении игры расположение форм на наборном полотне меняется.

Карточка №15
НАЙДИ СВОЕ МЕСТО
Цель.
Продолжать учить осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.
Оборудование. Парные цветовые карточки (количество цветов соответствует количеству играющих), стулья по количеству детей, бубен.
Ход игры. Дети сидят на. стульях, расставленных в ряд. Педагог раздает им карточки, и они под бу-бен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стулья другой комплект таких же цветовых карточек, которые есть у детей. По сигналу дети бегут к тем стульям, на которых лежат карточки та-кие же, как у них. Педагог проверяет правильность выбора.

Карточка №16
ВОЛШЕБНОЕ ВЕДЕРКО
Цель игры:
научить ребят различать основные цвета (красный, синий, оранжевый, зеленый и жел-тый) и правильно их называть, формировать положительное отношение к занятиям, обучать играть вместе со сверстниками, развивать речь детей.
Оборудование: небольшое ведерко с крышкой, наполненное разнообразными предметами разного цвета (красного, синего, оранжевого, желтого, зеленого).
Ход игры: воспитатель распределяет детей на группы по 5-6 человек, каждой из которых раздает подготовленный материал (небольшие ведерки с разноцветными деталями), и просит отгадать, что находится внутри (при этом можно ведерки потрясти, определяя, тяжелые они или легкие). Затем дети снимают крышки и рассматривают предметы, находящиеся внутри.
Следующим этапом руководитель просит разложить игрушки на столе таким образом, чтобы все они были на виду. Затем следует разложить детали таким образом, чтобы они располагались по порядку цветов от светлого к темному.
Воспитатель просит детей назвать те цвета, в которые окрашены предметы, выделить те из них, ко-торые наиболее понравились.
После этого следует снова собрать игрушки в ведерки и с закрытыми глазами на ощупь вынуть лишь наиболее крупные или мелкие.

Карточка №17
ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ
Цель:
соотношение предметов по цвету и величине.
Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно де-лать. Далее задание выполняют дети.

Карточка №18
СВЕТОФОР
Цель.
Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал, действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: красный цвет запрещает движение (стоп!), зеленый разрешает (иди!).
Оборудование. Игрушка светофор на батарейках или самодельный (на ручке картонный круг, обкле-енный с одной стороны зеленой, с другой – красной бумагой).
Ход игры. Педагог знакомит детей со светофором, показывает, как загорается свет (поворачивает круг зеленой и красной сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на улице, что они о нем знают. Обобщая ответы детей, педагог предлагает поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут руки впереди стоящим на плечи – это трамвай. Педагог исполняет роль милицио-нера (действует светофором). При появлении красного сигнала трамвай останавливается, зеленого – едет (дети передвигаются по комнате).
В дальнейшем игра может проводиться и на участке. Дети могут двигаться по очерченной полосе – улице, выполнять роль машины (их может быть несколько) или ехать на велосипедах и т. п. «Нару-шители» – те, кто не соблюдал сигнал светофора, выходят из игры. Роль милиционера может выпол-нять ребенок.

Карточка №19
НАЙДИ ПРЕДМЕТЫ ТАКОГО ЖЕ ЦВЕТА
Цель:
соотнесение изображений по цвету (или оттенку).
Оборудование: картинки с изображением предметов раз¬ных цветов.
Ход: педагог показывает детям одну из картинок (например, красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинки, на которых изображены предметы та¬кого же цвета (например, красные носочки и др.)

Игры с предметами
Карточка №20
"ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК"
ЦЕЛЬ:
учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
ХОД. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукру-гом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
-Сейчас мы поиграем. Тот кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.
В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из иг-рушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети

Карточка №21
СОБЕРИ ПИРАМИДКУ
Цель:
учить собирать пирамидку, состоящую из 4-5 колец, убывающих по величине.
Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.
Ход: Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом вос-питатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем вос-питатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлага-ет сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно.
Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т.д.

 
Игры на количество

Карточка №22
Угости зайчат»
Цель игры:
формировать у детей, представления о количестве предметов «один - много» активизировать в речи слова: «один-много»
Материал: зайчата, морковь
Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зай-чонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы уго-стим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

Карточка№24
«В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ»
Цель игры:
формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».
Материал: корзинки, грибочки.
Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предла-гаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало гри-бов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

Карточка №23
«УГОСТИМ БЕЛОЧЕК ГРИБОЧКАМИ»
Цель игры:
формировать у детей о количестве предметов «один - много», активизировать в речи де-тей слова «один, много».
Материал: белочки, грибочки.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я
белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть».

Карточка №24
«ПОСЧИТАЙ-КА»
Цель
- закреплять представление о количестве.
Материал: коробка с погремушками.
Ход игры.
Воспитатель вносит коробку с погремушками и предлагает взять каждому ребёнку
по одной погремушке, а себе воспитатель берет две погремушки.
Воспитатель задаёт вопрос:
– Сколько нас? (много)
– Сколько у Кати погремушек? (одна)
– По сколько погремушек вы взяли? (по одной)
– Сколько погремушек осталось в коробке? (ни одной)
– Сколько погремушек у меня? (две)
Детям предлагается посчитать и назвать количество частей тела (сколько глаз, носов, ртов, рук, зу-бов, пальчиков, показать 1, 2, много пальчиков)

Карточка № 24
БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ. 

Подобрать одинаковые предметы по парам (большой маленький), расставить их на столе.

«Катание цветных шариков»
Цель:
различать и называть основные цвета, развивать координацию движений рук.
Материал: воротца 4 цветов (красные, синие, желтые, зелёные) и шарики тех же цветов (по 3 шарика каждого цвета) .
Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспитатель за детским столом перед ними. Воспитатель приносит 4 цветных воротца, показывает детям, спрашивает, какого они цвета, и ставит в ряд перед детьми. Вызывая детей по очереди, предлагает взять из ящика шарик по своему выбору. Спрашивает: «Наташа, скажи, пожалуйста, какого цвета твой шарик? » - Красный! "- "Правильно, прокати его через красные ворота. Возьми зелёный шарик. Нет, это не зелёный шарик, это синий. Возьми зеленый. Прокати его через зелёные ворота. Теперь возьми синий шарик, правильно, прокати его через синие ворота. Таким образом, воспитатель вызывает ещё несколько человек.

«Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета»
Цель:
закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Материал: 8-10 двухцветных столиков с грибочками (используются резко разли-чающиеся цветовые сочетания: красный, синий, жёлтый, зелёный.
Ход игры: воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом. Показывает и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета.
Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив" красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался", его не видно. Далее размещает синий грибок на часть столика, окрашенного в синий цвет (этот грибок тоже "спрятался", его не видно.) Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить два грибочка разного цвета на части столика такого же цвета. После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

• «Игры с бельевыми прищепками»
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки. Взрослый дает ре-бенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки. Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).Ой! Какой ежик стал колючий! А вот новая загадка. Колкую, зеленую срубили топором. Красивую, зеленую принесли к нам в дом. Дети. Это елочка. Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем. Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки. Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки! Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца? Дети. Желтого. Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

• Игра: Выкладывание из мозаики «Домики и флажки» (попарное размещение цветовых элементов)
Цель: обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Материал: коробки с мозаикой из шестиугольных элементов. В каждую коробку отобраны по 4 элементов жёлтой и по 4 элементов красной мозаики.
Ход игры: воспитатель, показывая детям, элемент жёлтой мозаики, говорит, что такого будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем произвольно размещает на панели домик, а флажок - над доми-ком. Приглашает кого-либо из детей подойти к своему столу, найти сначала домик и поместить его на панели, а затем флажок. Воспитатель предлагает другим детям про-контролировать, правильно ли найден тот или иной элемент мозаики.
Затем поочередно приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им это же задание. Таким образом, воспитатель выясняет, как каждый из детей понял задачу
Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполне-ния малышами задания. В ходе работы обращает внимание детей на правильный подбор элементов мозаики по цвету.
Индивидуальное руководство заключается в наводящих вопросах, обращённых к детям:
"У тебя все домики с флажками? » Отдельные, самые младшие или неподготов-ленные дети нуждаются в обучении координации движений мелких мышц руки. В этом случае воспитатель берёт своей рукой руку ребёнка и помогает ему разместить элементы мозаики в отверстиях панели

• Игра: «Воздушные шары»
Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: Полоска картона (30/12см, на которой нарисованы нитки основных цветов и 4 разноцветных картонных кружка - «воздушные шары"- их цвет соответствует окраске ниток.
Ход игры: воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисо-ваны разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит картонная по-лоска. Посмотрите на неё и скажите, что вы на ней видите. Правильно, разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика на полоске картона есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно по-добрать воздушный шарик такого же цвета и» привязать шарик к ниточке»: к красной нитке "привязать" красный шарик, к жёлтой - желтый, к синей - синий и так подобрать и привязать все шарики. Посмотрите, как я это сделаю. Воспитатель прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно» привязывать "к ниткам. Затем показывает неправильно подобранные по цвету шары - к зелёной нитке прикладывает, например жёлтый шар и т. д. Объясняет детям, что привязывать эти воздушные шарики нельзя, так как они неправильно подобраны по цвету.
Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если дети затрудняются пра-вильно его выполнить, воспитатель вначале сам подбирает и "привязывает" по два шарика на их полоске, а остальные шарики предлагает найти и "привязать" самостоя-тельно.

 
Дидактические игры на различение величины предметов

• Игра: «Нанизывание больших и маленьких бус».
Цель: учить детей чередовать предметы по величине.
Материал: для каждого ребёнка по восемь деревянных бусин двух величин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины 2см, маленькой 1см, тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.
Ход игры: воспитатель показывает детям красивую куклу и поясняет, что она пришла к ним в гости и что- то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, воспитатель предлагает детям тоже здороваться с куклой. Куклу сажает на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает детям, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Кукла просит сделать для нее красивые бусы. Взрослый берёт вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на нитку одну за другой. Переходя от одного ребёнка к другому, воспитатель обучает каждого малыша нанизыванию бус. Затем воспитатель говорит детям, что кукла принесла ещё много бус и раздает каждому из детей материал для самостоятельного выполнения задания. Педагог внимательно следит за деятельностью воспитанников. Одним детям помогает продевать нитку в отверстие бусинок, другим напоминает о чередовании бусинок: сначала большая, затем маленькая, вот так.

• Игра "Большая и маленькая куклы"
Цель: различать и называть предметы по величине.
Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.
Ход игры: дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать.
Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две та-релки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.

• Игра» Соберём башенку".
Цель: учить детей собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.
Материал: башенка - образец и башенки на каждого ребёнка (башенка состоит из 5 колец).
Ход игры: воспитатель раздаёт детям башенки и говорит: «Давайте вместе рас-смотрим башенку: «На стержне много колец, снимем их. Вот самое маленькое колеч-ко, это побольше, это ещё больше, еще больше и самое большое кольцо». Затем воспитатель собирает башенку: «Сначала на стержень надо надеть самое большое кольцо, затем поменьше, еще меньше. " После этого дети сами разбирают и собирают свои башенки. Дети постепенно находят следующее по величине колечко. Воспитатель следит, как дети собирают башенку, напоминает, что надо выбирать всё время самое большое колечко из оставшихся, и нанизывать на стержень. В случае затруднений или ошибок детям предлагается прикладывать выбранное колечко к образцу, чтобы сопоставить кольца башенки по величине.

• Игра: «Сбор фруктов».
Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины
Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, по-меньше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево с подве-шенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины)
Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается.

Дидактические игры на различение формы предметов
 
• Игра: «Потрогайте и угадайте, что я вам дала».
Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.
Материал: используются мелкие предметы, знакомые детям (количество предме-тов соответствует количеству детей - шарик, кубик, кирпичик, катушка, карандаш и другие) .
Ход игры:5-6 детей сидят полукругом на стульях, воспитатель предлагает детям положить руки за спину, показывает мешочек с мелкими игрушками и говорить: «Сейчас я каждому из мешочка что-то положу в руку. Вы не смотрите, а потрогайте и узнайте, что это я вам положила. Обращается по очереди к детям: «Наташа, что у тебя в руках? Не смотри, а скажи". Наташа называет. «Теперь покажи. Правильно, у тебя шарик, положи его в мешочек". Так по очереди опрашивает каждого ребенка.

• Игра «Что лежит в мешочке»
Цель игры: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материал: набор геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: ягоды фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы квадратной и треугольной формы, деревянные шарики, яички, баночки, мячики, жёлуди, шишки; маленькие флажки (четырёхугольной и треугольной формы.)
Ход игры: на краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом, мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это - яйцо, оно овальной формы". Кладёт яйцо рядом с геометрической фигурой - овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определённой фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество предметов.

• Игра. «Нанизывание бус разной формы".
Цель: учить детей чередовать предметы по форме
Материал: по шесть деревянных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребёнка; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см, толстые нитки для нанизывания.
Ход игры: пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения: бусы. Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: круглые и квадратные. Подготовив пару бусин для нанизывания, педагог определяет порядок нанизывания бусин: вначале круглую, затем квадратную. Далее приглашает к своему столу кого- либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (круглую и квадратную) и нанизывать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты бусины поочередно: круглая, квадратная, круглая. Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определённом порядке нанизывать их: круглая бусина, квадратная. Педагог предлагает детям потрогать рукой каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Круглая, квадратная, круглая».
После индивидуального обучения и выяснения возможностей каждого из малышей воспитатель вместе с куклой раздаёт детям материал для самостоятельного выполнения задания.
Во время самостоятельной работы педагог периодически даёт словесные указания одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе бусинок и выполнении действий. Воспитатель, разложив нитку с бусами, вместе с каждым малышом проверяют ход его действий: «Круглая бусинка, квадратная, снова круглая и снова квадратная". Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.
В конце игры педагог собирает у всех детей бусы и вместе с малышами показывает кукле, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения на кукол. Куклы благодарят детей.

• Игра: «Геометрическое лото".
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, тре-угольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.
Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометриче-ским образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель по-могает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоуголь-ная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.


Категория: Блоги | Добавил: oksanich1612
Просмотров: 377 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог