| 
				
			 Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.
 II. Знакомство детей с их правами и обязанностями
 Инсценировка
 - Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.
 - Не имеете права! Что я вам крепостной что ли? Хочу - играю, хочу - не играю – возмущённо ответил Паша.
 -Как вы считаете, прав ли Паша?
 -Да, Паша прав. Вот если бы он жил 200 лет тому назад и был бы крепостным, то его хозяева могли бы приказать ему играть с ними тогда, когда им захочется. А в современном обществе всё не так.
 В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.
 Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
 Дети: Земля.
 Учитель: А что является моделью планеты Земля?
 Дети: Глобус.
 Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?
 Дети: Россия.
 Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?
 Дети: Россияне.
 Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
 Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
 Учитель: Какие правила вы знаете?
 Ответы детей.
 Учитель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учить оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.
 Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека». Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование и т.д.
 
 Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:
 • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
 • дети имеют право жить с родителями;
 • дети имеют право на медицинскую помощь;
 • дети имеют право на обучение;
 • дети имеют право на отдых;
 • дети имеют право на охрану и защиту.
 Права ребенку надо знать.
 Не только знать, но соблюдать.
 Тогда легко нам будет жить,
 Играть, дружить и не тужить.
 
 III. Игра «Разрешается – запрещается»
 Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)
 Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас я вам буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак и отвечать: разрешается или запрещается.
 Посмотри на этот знак:
 Человек поднял флаг.
 Слушать мнение ребенка (разрешается).
 Вот в углу стоит мальчонка,
 Плачет, надрывается.
 Бить, наказывать ребенка
 Строго (запрещается)
 С мамой дети должны жить,
 Ей цветы всегда дарить –
 Это (разрешается).
 Эта грань обозначает:
 Мать с ребенком разлучают.
 Это (запрещается).
 Рисовать и петь учиться,
 Если заболел – лечиться,
 Это – (разрешается).
 Этот трудится ребенок,
 Мало у него силенок,
 Ноги подгибаются.
 В детстве тяжкая работа (запрещается).
 
 Вместе дружно в мире жить,
 с разными детьми дружить –
 Это (разрешается).
 Этот слабый горбит спину,
 Перед сильным преклоняется.
 Быть рабом у господина
 Строго (запрещается).
 Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
 На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет?
 Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет.
 Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».
 Ответы детей.
 Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
 Ответы детей.
 Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.
 
 IV. Обязанности
 Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
 Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
 Обязанности:
 • Соблюдать законы.
 • Охранять природу.
 • Защищать отечество.
 • Заботиться о родителях.
 • Получить образование.
 
 Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.
 В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
 Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
 Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
 Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
 Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
 Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
 Мама: Помой посуду, сынок.
 Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
 Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
 Сын: Это проявление жестокости. Папа!
 Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
 Дети: Право на образование.
 Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
 
 В заключение нашего классного часа я прочту вам стихи.
 Как хорошо, что есть права!
 Закон нас строго защищает.
 И в нем важны нам все права,
 Они великой силой обладают.
 Чтоб нас никто не мог побить,
 Украсть, унизить и обидеть.
 Не отнимешь у ребенка
 Права вечного на отдых,
 Есть в Конвенции об этом
 Специальная статья.
 Папа, мама, ты и я –
 Называется «Семья».
 И для нас Семейный Кодекс
 Выпускается, друзья!
 
 
 |