Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной, лингвистической, а также культуроведческой компетенций.
В наше время очень важен вопрос формирования функциональной грамотности, являющейся ключевой основой универсальных учебных действий, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.
Морфология - один из важнейших разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит овладение обучающимися нормами современного русского литературного языка. Усвоение грамматических признаков частей речи оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует их интеллектуальному развитию.
Изучая имена числительные в школе, мы сталкиваемся с рядом особенностей этой части речи. При изучении имени числительного возникают трудности, связанные с употреблением данной части речи. Мы часто недооцениваем тему «Имена числительные» в практике школьного курса. Анализируя письменные работы обучающихся, проведенные после изучения темы, можно сделать неутешительные выводы: в сильном классе 25% обучающихся допускают ошибки в употреблении и правописании имени числительного, а в слабом классе - более 45% обучающихся. Ошибки допускаются при употреблении собирательных числительных, склонении количественных и порядковых числительных. Особенно много ошибок на употреблении числительных в устной речи. Сложности при употреблении имени числительного испытывают многие носители языка. Это связано с тем, что в обыденной, повседневной речи числительные (особенно составные) употребляются редко. Длинные числа, состоящие из 4-5 слов, сложно воспринимать на слух, поэтому в текстах разрешено писать их не буквами, а цифрами. Но даже написанные цифрами числа нужно уметь правильно прочитать, потому что грамотная речь является важнейших показателей общей культуры.
Обращает на себя внимание и тот факт, что выпускники 11 классов на ЕГЭ тоже допускают ошибки при решении 7 задания «В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно». А ведь в этом задании часто встречается неправильная форма склонения одного из разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
Стоит сказать, что ошибки при употреблении числительных допускаются дикторами радио, телевидения, чиновниками, актерами, школьными учителями – предметниками.
Актуальность темы «Имя числительное» заключается в том, что изучение этой части речи в школе имеет свою специфику, свои особенности, связанные как с характером самого предмета изучения – числительных русского языка, так и с употреблением их в различных стилях речи.
Обучающимся важно показывать практическое значение изучения имени числительного. На уроках, которые непосредственно связаны с цифрами (уроках математики, физики, химии, истории), дети допускают иногда грубые речевые ошибки при прочтении цифр.
Осознание практической потребности знаний по русскому языку, несомненно, будет мощным стимулом в изучение имени числительного.
|