Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Имя существительное как часть речи

СКАЧАТЬ (3.84 Mb) 06.11.2024, 14:29
Рабчинская Елена Валентиновна
преподаватель русского языка и литературы, колледж "Подмосковье"
Конспект открытого урока по теме “Имя существительное как часть речи”
Урок-актуализация пройденного материала
Межпредметная интеграция с направлением “Повар-кондитер”

1. Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые студенты! Можете ли вы описать, что вас окружает в данный момент? Помните ли вы, к какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное).
Верно, тема нашего сегодняшнего урока “Имя существительное как часть речи”.

2. Этап актуализации пройденного материала.
Скажите пожалуйста, какое общекатегориальное значение выражает имя существительное? Напомните также, в каких частных грамматических категориях оно выражается?Давайте вспомним определение имени существительного как части речи. (Задание 1).

Итак, имя существительное - это часть речи, обозначающая предмет и выражающая общекатегориальное значение предметности в частных грамматических категориях одушевленности/неодушевленности, рода, числа и падежа.

Имена существительные как часть речи могут быть названиями конкретных предметов, вещей (дуршлаг, нож, венчик), веществ (масло, флавоны, сахар), живых существ и организмов (повар), явлений объективной действительности (осень, лето, холод, гром), отвлеченных свойств и качеств (успеваемость, синева), действий и состояний (пассерование, припускание, коагуляция). Однако, несмотря на семантическое разнообразие, всем именам существительным присуще общее, одинаковое для всех значение - предметное. Причем в отличие от имен прилагательных, которые выражают свойства и качества не самостоятельно, а как принадлежащие предмету или явлению, имена существительные выражают отвлеченные свойства и качества (радость, внимательность, скрупулезность и др.) самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойства присущи. Действие или состояние, в отличие от глаголов, в имени существительном выражено вне какой бы то ни было связи с производителем действия, вне времени протекания (питье, жарка, готовка, и т.д.), что невозможно при выражении действия или состояния глаголом, где, как правило, одним из условий является указание на время действия и на производителя действия.

(Задание 2)
В определении имени существительного мы обозначили его частные грамматические категории. Какие это категории? (Каждый из студентов называет по одной категории: одушевленность/неодушевленность, род,число, падеж).

Разберем подробнее каждую из них.

Выделяют несловоизменительные и словоизменительные категории существительных. Классификационные (несловоизменительные) грамматические категории не могут быть выражены формой одного и того же слова и потому относятся к постоянным признакам этого слова. Например, категория одушевленности/неодушевленности и рода существительных. Словоизменительные грамматические категории (слово меняет форму, но не меняет лексическое значение). К словоизменительным относятся категории падежа и числа существительного.

Обратимся к несловоизменительным грамматическим категориям, в рамках которых подробнее поговорим о категории рода.

Род - это несловоизменительная категория существительных, проявляющаяся в их способности сочетаться с определенными для каждого родового класса формами согласуемых слов (умелый повар, вкусное блюдо, разделочная доска).

У существительных, имеющих только форму множественного числа, род определить невозможно (диталини, дрожжи, весы).
Кроме того, среди слов на -а (-я) имеются существительные со значением лица, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому роду, то к женскому: Этот кондитер - талантливый самоучка и Эта повариха - талантливая самоучка. Эти слова относятся к так называемому общему роду (забияка, недотрога, неряха, разиня, соня, плакса и др.)

Итак, в современном русском языке выделяют следующие три грамматических рода:

К мужскому роду относятся:
1) имена существительные с нулевым окончанием и основой на твердый согласный (-t) или -j:
сироп, соус, мусс;
2) все существительные с основой на -ж, -ш и мягкий согласный (-t’), имеющие в родительном падеже единственного числа окончание -а (-я):
нож (ножа).
3) субстантивированные прилагательные и причастия на -ый, -ий.

К женскому роду относятся:
1) имена существительные с окончанием -а (-я) в именительном па- деже:
простокваша, лазанья;
2) все существительные с основой на -ж, -ш и мягкий согласный (-t’), но в родительном падеже единственного числа имеющие окончание -и:
фасоль (фасоли), печь (печи);
3) субстантивированные прилагательные и причастия на -ая: столовая.

К среднему роду относятся:
1) имена существительные с окончанием -о (-е) в именительном па- деже:
пюре, канапе, какао;
2) разносклоняемые имена существительные на -мя:
имя, племя, пламя, знамя, семя, время, темя;
3) субстантивированные прилагательные и причастия на -ое, -ее: жаркое, мороженое;
4) существительное дитя.
Также стоит упомянуть существительные парного рода. Сюда относятся все имена существительные, не имеющие форм единственного числа (так называемые Pluralia tantum).

(Задание 3 - LearningApps, род имён существительных)
(Задание 4 - Видеофрагмент из сериала “Кухня”).

Скажите пожалуйста, уважаемые студенты, представляется ли возможность поставить существительное “десерт” в форму множественного числа? (Ответ студентов). А существительное “сливки” в форму единственного числа? (Ответ студентов). Вспомним, почему так происходит.

Для этого обратимся к категории числа имени существительного.

Число - это словоизменительная категория существительных, выражающая в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа значения единичности/множественности предметов (нож-ножи, булка - булки, торт - торты).

Основным средством выражения числа являются окончания существительного.

Далеко не все существительные имеют формы обоих чисел. Такие существительные называются словами singularia tantum, что в переводе с латинского означает “только формы единственного числа”. К их числу относятся многие отвлеченные существительные (бег, тишина, перемирие), вещественные (олово, молоко, сахар), собирательные (листва, пролетариат, человечество), некоторые имена собственные (Енисей, Крым, Зевс и др.), а также названия ряда спортивных и иных игр (футбол, хоккей, преферанс и др.).

Бывают также существительные, не имеющие формы единственного числа, - это слова pluralia tantum (лат. “только формы множественного числа”). К ним также относятся некоторые отвлеченные существительные (поминки, переговоры, хлопоты), вещественные (духи, сливки, чернила), собирательные (деньги, джунгли, финансы), многие имена собственные (Альпы, Лужники, Мытищи и др.), а также названия детских и спортивных игр (казаки-разбойники, прятки, пятнашки, шахматы и др.); особую группу составляют конкретные существительные (брюки, ворота, ножницы, сани и др.).

(Задание 5 - число имён существительных)

Какую категорию мы обычно упоминаем, когда склоняем существительное? (Ответ студентов).

Падеж - это словоизменительная категория существительных, выражающая то или иное отношение обозначаемого существительным предмета к другим предметам, действиям, признакам.

Всего в русском языке шесть падежей. Можете ли вы их перечислить? (Ответ студентов). Их делят на прямой и косвенные. Прямой — это именительный падеж. Все остальные — косвенные. Чтобы определить падеж, нужно задать вопрос к существительному. Иногда помогают вспомогательные слова, которые мы сами можем подставить. По падежам могут меняться изменяемые существительные в единственном и множественном числе. При изменении по падежам у существительных меняется окончание.

У неизменяемых существительных можно определить падеж благодаря предлогу, от которого можно задать вопрос: пристрастился (к чему?) к какао — дательный падеж, думал (о чём?) о какао — предложный падеж.

(Задание 6 - викторина)

Как вы думаете, что в русском языке называют склонением? (Ответы студентов).

Итак, вспомним, что имя существительное - это изменяемая часть речи. Существительные могут изменяться по числам и по падежам. Такое изменение слова называется склонением.

При склонении у существительных меняется окончание. Все слова изменяются по-разному, но чаще всего окончания у некоторых слов в определённом падеже и числе могут совпадать. В связи с тем, что у слов совпадают окончания в определённой форме, их принято делить на группы по типу склонения.

В русском языке есть три склонения:
● к первому склонению относятся слова мужского и женского рода с окончанием на на -А, -Я;
● ко второму — слова мужского и среднего рода с нулевым окончанием и с окончанием -О, -Е;
● к третьему — слова женского рода, оканчивающиеся на -Ь.
У слов каждой группы будут одинаковые окончания при склонении.

(таблица со склонениями на слайде)

!Обратите внимание, что у одушевлённых существительные совпадают формы множественного числа винительного и родительного падежей, а у неодушевлённых — винительного и именительного падежей.

Не все существительные попадают в один из этих типов склонения. Такие существительные называют разносклоняемыми. Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы студентов). Верно, ряд окончаний таких существительных похож на окончания одного из типов склонения, а часть — на окончания другого типа. Какие вы можете назвать разносклоняемые существительные? (Ответ студентов).

К разносклоняемым существительным относятся десять существительных на -МЯ: бремя, время, имя, вымя, пламя, знамя, темя, племя, стремя, семя.

В единственном числе они имеют окончание -И в формах родительного, дательного и предложного падежей (то есть как и слова, относящиеся к третьему типу склонения; -ЕН- в словах на -МЯ является формообразующим суффиксом), а в форме творительного падежа — окончание -ЕМ, как существительные, относящиеся ко второму типу склонения.

У слов бремя, вымя, пламя и темя формы множественного числа нет. Остальные во множественном числе склоняются так же, как и слова второго типа склонения, кроме форм семян, стремян (родительный падеж).

К разносклоняемым также относятся существительные путь и дитя (у последнего большинство падежных форм устаревает и встречается редко).

(Задание 7 - склонение имён существительных)
Уважаемые студенты, спасибо за работу! Вы отлично со всем справились.


Категория: Блоги | Добавил: elenarab4inskaya
Просмотров: 52 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог