Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Индийские мудры как составная часть пальчиковой гимнастики на уроках альтернативной коммуникации

СКАЧАТЬ (906.0 Kb) 01.10.2023, 16:25
Мягкова Вероника Владимировна
учитель, Мкоу «Общеобразовательная школа № 9 для обучающихся с овз
Введение.
Эффективность работы учащихся на уроке во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения. Так же большое значение для учащихся с умственной отсталостью имеет профилактика утомления, нарушения осанки и зрения во время урока. К тому же у таких деток ярко выражены соматические проблемы здоровья. Очень любят физкультминутки на всех уроках мои второклассники, но интерес к ним падает. Кто-то, повзрослев, начинает стесняться, кто-то просто считает их для себя слишком трудными и отказывается выполнять.

Основной задачей физкультурной паузы на уроке является снятие физического напряжения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности. Недавно открыла для себя новый способ реализации данной задачи, который пришелся по душе моим ученикам. Связан он с историей древнеиндийских лечебно-оздоровительных упражнений, называемых мудрами.

Постановка проблемы.
У детей с умственной отсталостью, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечалась недостаточность мышечной силы. Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.

Как возникла идея обучения второклассников с умственной отсталостью технике индийских мудр?
Я давно применяю практику индийской йоги для развития детей с умственной отсталостью. Прочитала книгу Ларисы Азановой «Здоровье на кончиках пальцев. Целительные мудры». Захотелось познакомиться с этой восточной методикой сохранения здоровья детей, а еще больше – в практической деятельности при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к формированию графомоторных навыков. Целью данной гимнастики мудр является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Кроме того, индийские мудры помогают выполнить интересный для ребенка и необычный массаж пальцев. Этот массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм ребенка, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему рук, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата

При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Что же такое Индийские мудры и чем они полезны для ребенка с умственной отсталостью?
Мудрами называют определённые положения пальцев рук, используемые в йоге. Выполняя эти упражнения, мы способны разбудить свои дремлющие духовные силы. Эти упражнения удивительно легкие, но их эффект поражает воображение. Мудры снимают стресс, избавляют от напряжения, улучшают работу разных органов, повышают общий тонус и защитные силы организма, помогают обрести спокойствие, сосредоточение и единство с окружающим миром.

Многие из этих движений универсальны, ведь жесты - один из способов вербальной коммуникации. Подобие этих жестов можно встретить в разных культурах.

Например Мудра Энергии, Мудра Жизни - сложение из пальцев фигуры очень похоже на русскую народную пальчиковую игру «Коза рогатая» - такое положение пальцев очень полезно для детей, так как снимает утомляемость полезно, при нарушениях зрения и болезни глаз.

Изучив этот материал, я нашла неоспоримые достоинства, практики мудр:
методику выполнения мудр, может освоить абсолютно любой человек для поддержания здоровья;
мудры просты в исполнении, упражнения можно выполнять в любом удобном положении : сидя, стоя (то что нужно на уроке);
полная безопасность(неправильное выполнение мудр не вызывает побочных реакций и осложнений – то есть самое главное правило не навреди не нарушено);
мудры можно практиковать в любых жизненных ситуациях; они являются эффективным подручным средством, когда человек попадает в стрессовую ситуацию.
Мною была определена практическая значимость введения Мудр в подготовительную часть урока для детей с умственной отсталостью:

Снятие стресса;
Адаптация леворукого ребёнка в школе;
Развития визуальной и слуховой памяти;
Развития абстрактно-логического мышления (левое полушарие);
Развития творческого (наглядно-образного ) мышления (правое полушарие);
Растяжки пальцев нормализуют гипертонус ( мышечное напряжение) и гипотонус ( мышечная вялость);
Упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Телесные движения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Практическая часть:
Начала использовать эту практику на уроках развития речи и альтернативной коммуникации во 2 классе, так как этот урок требует много внимания, сосредоточенности и как никакой другой подходит еще и как необходимость общения детей с учителем при помощи жестов. Половина обучающихся детей 2 варианта не имеет навыков коммуникации, не произносит слов, затрудняется в общении. Как учителю понять ребенка? Как увидеть обратную связь на уроке? Как помочь? На помощь пришли индийские мудры, сначала простые, такие, как «Черепаха», потом посложнее. С помощью комбинаций пальцев учитель, а затем и ребёнок вступает в общение, коммуникацию. Происходит «пальчиковое» общение – ребенок ассоциирует слово с образом, затем показывает жестом, комбинацией, подкрепляя пальчиковую фигуру доступным ему звукосочетанием.

Индийские мудры на уроке я использую как часть занятия, динамическую паузу, физминутку или игру.

Эти несложные упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека, улучшают у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Какие задачи поставила я, используя применение пальчиковых мудр на уроке?
Прежде всего, это - уменьшить процент учащихся, испытывающих серьёзные затруднения и неудачи в учебной деятельности; а также снятие эмоциональной напряженности; а так же:
* создание положительного эмоционального настроя;
* развитие межполушарного взаимодействия, связей;
* развитие внимания и памяти;
* развитие воображения;
*формирование произвольности;
*развитие мелкой моторики;
*синхронизация работы полушарий;
*развитие речи;
*развитие мышления;

Детям очень нравятся и сами упражнения, которые мы называем игровыми персонажами - зайчики, лисички, черепахи, петушки, и та непринужденная атмосфера добра и уверенности в том, что определенная мудра получится и обязательно будет обыграна.

Еще детям нравится несложные для понимания рифмовки и небольшие четверостишия, которые легче запоминаются с наглядностью. А наглядность – просто под рукой. Вернее, под руками и пальчиками. Легко и доступно. И еще очень интересно и тактильное ощущение, которое позволяет принимать своё тело таким, какое есть.

Таким образом, мудрами каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В работе использую основной принцип дидактики – от простого к сложному. Потешки, прибаутки, народные песенки понятны даже самым сложным ребятам, поэтому именно с них начинаю обучение мудрам (это так называемые жестовые, подражательные игры). Эти игры вызывают положительную эмоциональную реакцию (улыбку, смех), улучшают память, способствуют быстрому запоминанию текста, совершенствуют понимание речи.
Это такие игры как: «Сорока-белобока кашку варила…», «Идет коза рогатая», «Петушок - петушок», «Пальчики у нас попляшут», «Я – лисичка, я сестричка…», «Зайка серенький сидит…», « Я - дракон – люблю поесть…»
В игре «Черепаха» я использую имена всех детей: « У Миланы – черепаха, у Леры – черепаха…

Мы начинаем урок с Мудры Лотос. Ещё мы называем её проще и доступнее для понимания- «Цветок». Она помогает настроиться на позитив и уверенность в своих силах.

Но правила всё таки есть:

Настроение – прежде упражнения –улыбка.
Упражнение делается не спеша.
Можно закрывать глаза.
Дыхание ровное.
Делаем упражнения и сидя и стоя.
Упражнения повторяем между уроками, в любое свободное время.
Учим друг друга.
Учимся у других.
Критика отсутствует.

Известно несколько сотен мудр и сложений рук и ладоней, но я использую небольшое количество, которое, на мой взгляд, является основным.

Мудра Жизни.

Чтобы выполнить эту мудру, мы соединяем подушечки большого пальца, безымянного и мизинца, а указательный и средний поднимите вверх. Это мудра жизни, а мы назвали ее с детьми - мудра двух «зайцев». Этой паре есть, что рассказать друг другу. А объединившись, «зайцев» уже не два, а много. Здесь можно посчитать, сколько зайцев стало. Они могут запеть веселую песенку хором, поиграть в игру. Споют, попляшут такие «зайчики» три - четыре раза в день и у ребят от такой игры прилив сил. Почему? Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, дает бодрость, выносливость, улучшает остроту зрения и общее самочувствие. Эту мудру можно применять в художественном творчестве вместо пальчиковой гимнастики, на музыке - при слушании, исполнении песни, на физкультуре при выполнении упражнений на релаксацию, на уроках альтернативной коммуникации, КРЗ и ППД.

Выполняя, в качестве пальчиковой гимнастики Мудру Энергии и Мудру Жизни дети расслабляются, отвлекаются и настраиваются на урок.

Еще одна из очень полезных мудр это- Мудра Знаний.

Вспомнив характерный для американцев жест, когда они говорят свое традиционное «о’кей». Они поднимают вверх кисти рук, при этом подушечки большого и указательного пальцев касаются друг друга, а остальные пальцы выпрямлены.
Большинство из них даже не подозревают, что делают при этом целебную мудру знаний.

А мы с детьми назвали игрой двух «птичек». Причем каждый раз птички разные. Играя, дети получают представления о тех или иных птицах, об их жизни, среде обитания. А сколько интереса появляется, когда с детьми устраиваем театр теней. Каждый старается обыграть своих птичек. При этом развивается речь, мышление, воображение.

Эта мудра одна из наиболее важных, потому, что она снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, тоску и депрессию, улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
Применима она при бессоннице или чрезмерной сонливости, высоком кровяном давлении. Эта мудра возрождает нас заново. Многие мыслители, философы, ученые пользовались и пользуются этой мудрой.

Мудру Знания использую на первом уроке, она снимает сонливость, улучшает память, проясняет
мышление.

Очень важно использовать Мудру Земли, которая способствует повышению самооценки, уверенности в себе – помогает развить очень важные качества характера.

Мудра Не6а помогает при заболеваниях ушей и снижении слуха.

Мудры «Щит Шамбалы» и «Голова Дракона» помогает восстановить силы и повышает сопротивляемость организма , когда в воздухе летают вирусы ОРВИ и грипп

Мудра «Черепаха».
Необычное и самое простое соединение при выполнении Мудры Черепахи. Черепаха - священное животное. По индийской мифологии черепаха помогла богам добыть амриту (священный напиток бессмертия) из океана.

Если ребенок переутомился, на помощь придет мудра черепахи. Она выполняется легко: соедините четыре пальца правой руки между четырьмя пальцами левой руки, образуется выпуклый панцирь черепахи. Теперь соединяем подушечки больших пальцев: получится голова целительной черепахи. В этой позе все пальцы замкнуты, все входы и выходы шести энергетических каналов рук перекрыты. И утечка из каналов прекращена. Более того, под куполом образуется энергетический запас, который организм передает в бедствующее место.

Здесь можно обыграть черепаху-долгожителя, всегда поспешающую медленно. Познакомить черепаху с новыми литературными произведениями. Или просто поговорить со своей черепахой по душам. Поделиться своими впечатлениями перед сном. Эта мудра ведет к снижению переутомления у детей, налаживает работу сердечно - сосудистой системы.

Выполняя ту или иную мудру, каждый раз стараюсь придумывать что-то интересное и веселое, чтобы занятие было не скучно.

Что ещё необходимо помнить:
При подведении итога хотелось бы еще раз отметить, что пальчиковая гимнастика помогает детям с умственной отсталостью овладевать навыками письма. Также я во 2 классе продолжаю учить детей правильно держать ручку, писать наклонные линии, бордюры, буквы, слоги, слова рука в руке, по обводке, самостоятельно.
Упражнения, используемые при проведении индийских мудр, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению детьми с умственной отсталостью навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием гимнастики мудр будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Что ещё важно?
1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно;
3) поскольку пальчиковая гимнастика мудр оказывает комплексное воздействие, я использую её не только на уроках альтернативной речи, но и на уроках математических представлений и ППД, ИЗО, ознакомления с природным и социальным миром.

Очень важно! Какая же результативность? А вот какая:
Результативность:
Снижается тревожность, пропадает страх отвечать у доски, дети становятся спокойнее и увереннее.
Улучшаются навыки самостоятельной работы с учебником.
Повышается мотивация к обучению.
Развивается устная речь.
Формируется логическое мышление.
Улучшаются коммуникативные навыки.
Улучшаются графомоторные навыки.


Категория: Блоги | Добавил: veron644
Просмотров: 203 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог