Методическая разработка по теме:
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела на пороге ХХI века особое значение. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
На современном этапе развития человечества в целом "одарённость" исследователями рассматривается как "потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения". Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются «уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах».
Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в её рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.
Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал для создания условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе.
Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Если воспитанник, занимающийся в объединении дополнительного образования, сможет реализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Данная индивидуальная образовательная программа была опробирована в МБУ ДО «ГЦРиНТТДиЮ» г.Тула. Цели программы достигнута, ожидаемые результаты подтвердились. Результативность индивидуального образовательного маршрута учащегося — призовые места в мероприятиях различного уровня. Все это доказывает необходимость широкого применения индивидуальных образовательных маршрутов для развития детской одаренности.
Петракова Ирина Юрьевна, педагог дополнительного образования , МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ», г.Тула.
|