Современное образование заставляет педагогов по-новому взглянуть на образовательную деятельность в детском саду. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на внесение изменений не только в организацию образовательной деятельности в детском саду, но и рекомендует использовать инновационные технологии, приемы и методы в образовательном процессе. Одной из таких инноваций является информационно-коммуникационные технологии, которые имеют большой диапазон возможностей, в том числе и для совершенствования процесса художественно-эстетического развития дошкольников.
Рисование - это одно из любимейших занятий детей. Одним из главных причин для применения ИКТ на занятиях художественно-эстетической направленности является усиление наглядности, что делает его использование в среде дошкольного образования значимым и позволяет дошкольнику формировать необходимый запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. Применение мультимедиа дает возможность познакомить детей с различными видами декоративно-прикладного творчества, работой мастеров в различных видах искусств, архитектурных и исторических памятников.
ИКТ несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников.
Информационно коммуникативные технологии позволяют модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Исследованием установлено, что использование педагогами ДОУ компьютерных технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности способствуют:
1) развитию психических функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения.
2) выбору изобразительных средств и способов изображения образа, для передачи настроения и характера персонажей;
3) повышению мотивации, увеличение работоспособности и вовлеченности ребёнка в практическую деятельность как главного источника детского творчества;
4) приобретению индивидуального практического опыта на основе компьютерной информации для создания новых художественных образов;
5) развитию активности, инициативности, самостоятельности, повышающих созданию условий для поисковой и развитию ориентировочной деятельности;
6) повышению качества образования детей.
Справедливо заметить, что среди учёных, занимающихся проблемой информатизации образовательного процесса в ДОУ, нет единых подходов к вопросу использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста.
В чем главные преимущества ИКТ?
• Динамичность - воздействие сразу на несколько органов чувств, игровой характер заданий и упражнений, красочное и интересное их оформление материала повышают эффективность образовательного процесса, увеличивая его привлекательность в глазах детей.
• Возможность при использовании интерактивных обучающих игр и программ перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок дошкольного возраста становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
Требования к используемым материалам:
• Качество используемого материала:
• чёткая картинка;
• качественный звук;
• выбор цветов для анализа изображения, соответствующий возрасту детей;
• реалистичные образы персонажей и окружающей действительности.
• При использовании презентаций учитывать требования: Одна, максимум две картинки на слайд.
• Учёт размера картинки.
Говоря об активном использовании ИКТ в работе с дошкольниками, нельзя также забывать и об охране здоровья ребенка. Нужно всегда помнить о том, что необходимо соблюдать требования СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 при организации занятий с использованием мультимедиа:
• не более 10 минут в зависимости от возраста дошкольников 3 раза в неделю,
• поддержание здорового микроклимата в помещении,
• проведение специальной гимнастики для глаз,
• соблюдение безопасной дистанции работы с приборами.
Задача современного воспитателя идти в ногу со временем, овладевая новыми технологиями и внедряя их в образовательную деятельность с детьми. Нельзя забывать о том, что воспитатель сегодня должен владеть компьютерной грамотностью и уметь грамотно использовать данные технологии.
Использование ИКТ на занятиях по изобразительной деятельности - это необходимое условие для современного образовательного процесса. ИКТ здесь используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия по изобразительной деятельности.
Использование компьютерных технологий позволяет изменить процесс обучения и развития детей в лучшую сторону, сделать его интересным для детей, а значит, более эффективным, открывает новые возможности образования для всех его участников.
|